Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:50, реферат
Развитие агропромышленной интеграции в России началось в конце 1920-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, производящих, перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию. Однако слабая материально-экономическая база, неблагоприятная экологическая ситуация не способствовали дальнейшему развитию интеграции, которая лишь в начале 70-х годов получила новый импульс.
Введение…………………………………………………………….…………......3
1. История АПК…………………………………………………………………….…6
2. Современное состояние АПК России…..…………………………………....10
2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства РФ………10
2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ………………………..11
3.АПК Краснодарского края………………………………………………………..17
3.1 Растениеводство………………………………………………………………..17
3.2 Животноводство…………………………………………………………………20
4. Заключение. Перспективы агропромышленного реформирования в РФ…………………..25
4.1 Меры по финансовому оздоровлению сельхоз предприятий………..25
4.2 Налоговое реформирование в сфере АПК………………………….…..27
4.3 Перспективные изменения в таможенной политике государств…....28
4.4 Развитие земельной реформы в XXI веке……………………………...30
4.5 Российское аграрное движение - перспективы развития и сотрудничества…………………………………………………………………..…..32
4.6 Перспективы инвестиций в АПК. Направления инвестиций……..…..34
5. Список используемой литературы………………………………………..…...36
Таблица 3. Производство
продукции сельского хозяйства всеми
категориями хозяйства за 1913-1990г.г.
Объем производства, млн. т. | |||||||||
1913 | 1940 | 1961-1965 | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | 1986-1990 | 1986-1990 к 1913% | |
|
50,5 | 55,6 | 73,2 | 95,1 | 96,7 | 106,0 | 92,0 | 104,3 | 206,5 |
|
2,0 | 3,2 | 18,5 | 25,5 | 20,8 | 25,4 | 25, | 33,2 | в16,6р |
|
0,7 | 1,4 | 2,37 | 3,09 | 2,81 | 2,49 | 2,32 | 3,12 | 445,7 |
|
16,1 | 36,4 | 45,2 | 51,5 | 47,1 | 40,9 | 38,4 | 35,9 | 222,9 |
|
- | 6,4 | 8,3 | 9,1 | 10,1 | 10,4 | 12,1 | 11,2 | - |
|
2,4 | 2,4 | 4,8 | 9,89 | 7,1 | 7,36 | 8,1 | 9,7 | 404,2 |
|
|||||||||
|
7,1 | 6,6 | 16,45 | 20,75 | 29,93 | 36,68 | 43,05 | 47,8 | 673,2 |
|
94,0 | 98,0 | 177,1 | 194,8 | 218,6 | 221,5 | 220,9 | 225,3 | 239,7 |
Таблица 4. Динамика производства
сельского хозяйства к уровню 1913 года.
Производство продукции, % | ||||
год | посевные площади, млн.га. | в том числе | ||
всего | растениеводство | животноводство | ||
1913 | 69,8 | 100 | 100 | 100 |
1917 | - | 88 | 81 | 100 |
1921 | 51,8 | 60 | 55 | 67 |
1930 | - | 117 | 126 | 100 |
1940 | 92,1 | 141 | 155 | 114 |
1945 | 69,0 | 86 | 93 | 72 |
1950 | 113,0 | 140 | 151 | 118 |
1960 | 120,7 | 224 | 226 | 219 |
1970 | 121,9 | 309 | 313 | 302 |
1980 | 124,9 | 342 | 371 | 346 |
1991 | 121,8 | 401 | 418 | 367 |
2. Современное состояние АПК России.
Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.
На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.
От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.
Однако, аграрное производство
не в полной мере вписывается в современную
рыночную экономику, что связано, с одной
стороны, с уникальностью аграрного труда
и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается
тенденция отставания сельскохозяйственных
цен и доходов аграриев от цен и доходов
в экономике страны в целом, и это ведёт
к снижению мотивации предпринимательской
деятельности в этой сфере.
2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ
Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.
Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и дало следующие результаты:
1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию.
В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение.
2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.
В результате резко сократились закупки сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки.
3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению.
4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве.
Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой - наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению предпринимательской деятельности в этой сфере.
2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ.
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.
Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
- ускорение социального развития села;
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;
- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
- создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;
- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
- создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;
- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;
- расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.
Особое
внимание должно уделяться государством
развитию и регулированию внешнеэкономической
деятельности, созданию более совершенного
механизма защиты отечественных товаропроизводителей
на внутреннем продовольственном рынке
от импорта продукции и одновременно создание
благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия.
В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.
Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.
Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.
Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.
Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.
- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры;
- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции;
- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;
- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется.