Атмосфера как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание

На атмосферу действует также сила земного притяжения, которая удерживает воздушную оболочку у поверхности Земли. Атмосферные газы сжимаются под действием собственного веса. Это сжатие максимально у нижней границы атмосферы, поэтому и плотность воздуха здесь наибольшая. На любой высоте над земной поверхностью давление воздуха равно весу вышележащего столба атмосферы, приходящемуся на единицу площади. Поэтому с высотой давление монотонно уменьшается; а поскольку оно находится в прямой связи с плотностью, то и плотность воздуха уменьшается с высотой.

Работа состоит из  1 файл

рр.docx

— 42.67 Кб (Скачать документ)

При определенной температуре  скорость движения молекулы зависит  от ее массы: более легкие молекулы движутся быстрее тяжелых. В нижней атмосфере, где свободный пробег очень короткий, не наблюдается заметного  разделения газов по их молекулярному  весу, но оно выражено выше 100 км. Кроме  того, под воздействием ультрафиолетового  и рентгеновского излучения Солнца молекулы кислорода распадаются  на атомы, масса которых составляет половину массы молекулы. Поэтому  по мере удаления от поверхности Земли  атомарный кислород приобретает все большее значение в составе атмосферы и на высоте ок. 200 км становится ее главным компонентом. Выше, приблизительно на расстоянии 1200 км от поверхности Земли, преобладают легкие газы–гелий и водород. Из них и состоит внешняя оболочка атмосферы. Такое разделение по весу, называемое диффузным расслоением, напоминает разделение смесей с помощью центрифуги.

Экзосферой называется внешний слой атмосферы, выделяемый на основе изменений температуры  и свойств нейтрального газа. Молекулы и атомы в экзосфере вращаются  вокруг Земли по баллистическим орбитам  под воздействием силы тяжести. Некоторые  из этих орбит параболические и похожи на траектории метательных снарядов. Молекулы могут вращаться вокруг Земли и по эллиптическим орбитам, как спутники. Некоторые молекулы, в основном водорода и гелия, имеют  разомкнутые траектории и уходят в космическое пространство. 
 
    ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

На всех стадиях  своего развития человек был тесно  связан с окружающим миром. Но с тех  пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство  человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало много образнее и  сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все

больше вмешиваться  в хозяйство биосферы - той части  нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее  время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую  ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным являетсяхимическое загрязнениесреды несвойственными  ей веществами химической природы. Среди  них газообразные и аэрозольные  загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого  газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать  нежелательную тенденцию в сторону  повышения среднегодовой температуры  на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее  уже 11/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может  вызвать существенные нарушения  газо и водообмена между гидросферой  и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения  почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду  экосистемы. В целом все рассмотренные  факторы, которым можно приписать  загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Промышленное загрязнение. Человек загрязняет атмосферу уже  тысячелетиями, однако последствия  употребления огня, которым он пользовался  весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что  дым мешал дыханию, и что сажа ложилась черным покровом на потолке  и стенах жилища. Получаемое тепло  было для человека важнее, чем чистый воздух и не закопченные стены  пещеры. Это начальное загрязнение  воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизмерно обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей  на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями. Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет  развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале  человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых  остановить нельзя. Все это результат  великих изобретений и завоеваний человека.

В основном существуют три основных источника загрязнения  атмосферы: промышленность, бытовые  котельные, транспорт. Доля каждого  из этих источников в общем, загрязнении  воздуха сильно различается в  зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники  загрязнении - теплоэлектростанции, которые  вместе с дымом выбрасывают в  воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают  в воздухоксилы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и  мышьяка; химические и цементные  заводы. Вредные газы попадают в  воздух в результате сжигания топлива  для нужд промышленности, отопления  жилищ, работы транспорта, сжигания и  переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие  непосредственно в атмосферу, и  вторичные, являющиеся результатом  превращения последних. Так, поступающий  в атмосферу сернистый газ  окисляется до серного ангидрида, который  взаимодействует с парами воды и  образует капельки серной кислоты. При  взаимодействии серного ангидрида  с аммиаком образуются кристаллы  сульфата аммония. Подобным образом, в  результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между  загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные  признаки. Основным источником пирогенного  загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные  установки, потребляющие более 170% ежегодно добываемого твердого и жидкого  топлива. Вредными основными примесями  пирогенного происхождения являются следующие:

а) Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает  в атмосферу не менее 1250 млн. т. Оксид  углерода является соединением, активно  реагирующим с составными частями  атмосферы и способствует повышению  температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

б) Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серу содержащего топлива или переработки  сернистых руд (до 170 млн. т. в год). Часть соединений серы выделяется при  горении органических остатков в  горнорудных отвалах. Только в США  общее количество выброшенного в  атмосферу сернистого ангидрида  составило 65 процентов от общемирового выброса.

в) Серный ангидрид. Образуется при окислении сернистого ангидрида. Конечным продуктом реакции  является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, который  подкисляет почву, обостряет заболевания  дыхательных путей человека. Выпадение  аэрозоля серной кислоты из дымовых  факелов химических предприятий  отмечается при низкой облачности и  высокой влажности воздуха. Листовые пластинки растений, произрастающих на расстоянии менее 11 км. от таких предприятий, обычно бывают густо усеяны мелкими  некротическими пятнами, образовавшихся в местах оседания капель серной кислоты. Пирометаллургические предприятия  цветной и черной металлургии, а  также ТЭС ежегодно выбрасывают  в атмосферу 1десятки миллионов  тонн серного ангидрида.

г) Сероводород и  сероуглерод. Поступают в атмосферу  раздельно или вместе с другими  соединениями серы. Основными источниками  выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, коксохимические, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы. В атмосфере  при взаимодействии с другими  загрязнителями подвергаются медленному окислению до серного ангидрида. д) Оксиды азота. Основными источниками  выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту  и нитраты, анилиновые красители, нитросоединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество оксидов азота, поступающих в  атмосферу, составляет 20 млн. т. в год. е) Соединения фтора. Источниками загрязнения  являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторсодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом. Производные фтора являются 
 
    сильными инсектицидами.

ж) Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную  кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную  известь, соду. В атмосфере встречаются  как примесь молекулы хлора и  паров соляной кислоты. Токсичность  хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь  происходит выброс в атмосферу тяжелых  различных металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 11 т. 0передельного чугуна выделяется кроме 12, 7 кг. 0сернистого газа и 14, 5 кг. 0пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и  редких металлов, смоляных веществ  и цианистого водорода. Загрязнение  транспортными средствами. В последние  десятилетия в связи с быстрым  развитием автотранспорта и авиации  существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от подвижных  источников: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов. Согласно оценкам, в городах на долю автотранспорта приходится (в зависимости  т развития в данном городе промышленности и числа автомобилей) от 30 до 70 % общей  массы выбросов. В США в целом  по стране, по крайней мере, 40 % общей  массы пяти основных загрязняющих веществ  составляют выбросы подвижных источников.

Автотранспорт. Основной вклад в загрязнение атмосферы  вносят автомобили, работающие на бензине (в США на их долю приходится около 75 %), затем самолеты (примерно 5 %), автомобили с дизельными двигателями (около 4 %), тракторы и другие сельскохозяйственные машины (около 4 %), железнодорожный и  водный транспорт (примерно 2 %). К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные  источники, (общее число таких  веществ превышает 40), относятся  оксид углерода (в США его доля в общей массе составляет около 70 %), углеводороды (примерно 19 %) и оксиды азота (около 9 %). Оксид углерода (CO) и  оксиды азота (N0x) поступают в атмосферу  только с выхлопными газами, тогда  как не полностью сгоревшие углеводороды (HnCm) поступают как вместе с выхлопными газами, (он составляет примерно 60 % от общей массы выбрасываемых углеводородов), так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора (примерно 10 %); твердые примеси поступают  в основном с выхлопными газами (90 %) и из картера (10 %).

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается  при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из диапазона  наиболее экономичных). Относительная  доля (от общей массы выбросов) углеводородов  и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную  среду при частых остановках и  при движении с малой скоростью.

Создаваемые в городах  системы движения в режиме "зеленой  волны", существенно сокращающие  число остановок транспорта на перекрестках, призваны сократить загрязнение  атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и  количество выбросов примесей оказывает  режим работы двигателя, в частности  соотношение между массами топлива  и воздуха, момент зажигания, качество топлива, отношение поверхности  камеры сгорания к ее объему и др. При увеличении отношения массы  воздуха и топлива, поступающих  в камеру сгорания, сокращаются выбросы  оксида углерода и углеводородов, но возрастает выброс оксидов азота. Несмотря на то, что дизельные двигатели  более экономичны, таких веществ, как СО, HnCm, NOx, выбрасывают не более  чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами. В сочетании же с создаваемым шумом дизельные двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени, чем бензиновые.

Авиатранспорт. Хотя суммарный выброс загрязняющих веществ  двигателями самолетов сравнительно невелик (для города, страны), в районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение  среды. К тому же турбореактивные  двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают  хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество примесей в  аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили. Согласно полученным оценкам, в среднем около 42 % общего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин). При этом доля несгоревшего и  выброшенного в атмосферу топлива  при рулении намного больше, чем  в полете. Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива, обогащение смеси в зоне горения, использование  присадок к топливу, впрыск воды и  др. ), существенного уменьшения выбросов можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле  и числа работающих двигателей при  рулении (только за счет последнего достигается  снижение выбросов в 3 - 8 раз). В последние 10 - 15 лет большое внимание уделяется  исследованию тех эффектов, которые  могут возникнуть в связи с  полетами сверхзвуковых самолетов  и космических кораблей. Эти полеты сопровождаются загрязнением стратосферы  оксидами азота и серной кислотой (сверхзвуковые самолеты), а также  частицами оксида алюминия (транспортные космические корабли). Поскольку  эти загрязняющие вещества разрушают  озон, то первоначально создалось  мнение (подкрепленное соответствующими модельными расчетами), что планируемый  рост числа полетов сверхзвуковых  самолетов и транспортных космических  кораблей приведет к существенному  уменьшению содержания озона со всеми  губительными последующими воздействиями  ультрафиолетовой радиации на биосферу Земли. Однако более глубокий подход к этой проблеме позволил сделать  заключение о слабом влиянии выбросы  сверхзвуковых самолетов на состояние  стратосферы. Так, при современном  числе сверхзвуковых самолетов  и выбросе загрязняющих веществ  на высоте около 16 км относительное  уменьшение содержания О3 может составить  примерно 0. 60; если их число возрастет  до 200 и высота полета будет близка к 20 км, то относительное уменьшение содержания О3 может подняться до 17%. Глобальная приземная температура  воздуха за счет парникового эффекта, создаваемого выбросами сверхзвуковыми самолетами может повыситься не более  чем на 0, 1°C/ Более сильное воздействие  на озонный слой и глобальную температуру  воздуха могут оказать хлорфторметаны (ХФМ0 фреон-11 и фреон-12-газы, образующиеся в частности, при испарении аэрозольных  препаратов, которые используются (преимущественно  женщинами) для крашения волос. Поскольку  ХФМ очень инертны, то они распространяются и долго живут не только в тропосфере, но и в стратосфере. Обладая довольно сильными полосами поглощения в окне прозрачности атмосферы (8-12 мкм), фреоны усиливают парниковый эффект. Наметившееся в последние десятилетия темпы  роста производства фреонов могут  привести к увеличению содержания фреона-11 и фреона-12 в 2030 г. до 0, 8 и 2, 3 млрд. (при  современных значениях 0, 1 и 0, 2 млрд. ). Под влиянием такого количества фреонов  общее содержание озона в атмосфере  уменьшится на 18%, а в нижней стратосфере  даже на 40; глобальная приземная температура  возрастет на 0, 12-0, 21°С.

Информация о работе Атмосфера как понятие