Демографическая ситуация в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание

Демографическая ситуация, сложившаяся в России 2007 года, несмотря на ряд позитивных изменений и принимаемые меры, продолжает вызывать серьезную озабоченность и характеризуется сложными и неоднозначными процессами демографического развития; сохраняется комплекс проблем в области формирования политики народонаселения, во многом связанных с ситуацией, сложившейся в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Демографическая ситуация в Российской Федерации………….…..4
Кризис и депопуляция в Тульской области…………………………6
Основные классы причин смертности в Тульской области…….….8
Основные угрозы жизни по Тульской области……………………..8
Заключение……………………………………………………..……….21
Список использованной литературы……………………………….….23

Работа состоит из  1 файл

Демографическая ситуация в Тульской области.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

В случае реализации дополнительных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, на протяжении прогнозируемого периода будет иметь место рост уровня рождаемости в Тульской области. Причем в течение прогнозируемого периода этими мерами можно будет повлиять, по сути дела, только на условия реализации потребности в детях, а не на саму это потребность. Улучшению этих условий будет способствовать, вероятно, и общее улучшение социально-экономической ситуации, повышение уровня жизни.

По данным социологического опроса молодых супругов, проведенного в Тульской области в 2008 г., среднее  желаемое число детей составило 2,12 у женщин и 2,22 у мужчин, а среднее  ожидаемое – соответственно, 1,72 и 1,86. Разница между ними составила 0,40 у женщин и 0,36 у мужчин. Представляется, что это, приблизительно, тот прирост уровня рождаемости, который может быть достигнут за счет создания семьям условий для реализации имеющейся у них потребности в детях. Суммарный коэффициент рождаемости сейчас составляет 1,155. Если предположить увеличение его под воздействием мер демографической политики и общего улучшения социально-экономической ситуации примерно на 0,4, то к концу прогнозируемого периода суммарный коэффициент рождаемости может составить 1,555 или чуть больше. Если же исходить из повышения суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза (от уровня 2006 г.), как это предполагается в Концепции демографической политики России, то в 2025 г. в Тульской области он может составить 1,662. Вероятно, можно ориентироваться на среднюю из этих величин, т.е. примерно на 1,6 или чуть больше.  При этом трудно сказать, в какие именно годы будут реализовываться новые дополнительные меры. Поэтому в данном прогнозном сценарии предполагается равномерное повышение суммарного коэффициента рождаемости: 2010 г. – 1,25, 2015 г. – 1,37, 2020 г. – 1,49, 2024 г. – 1,58. Одновременно будет происходить изменение возрастной модели рождаемости. В отношении миграции предполагается, что проведение политики, направленной на увеличение миграционного прироста, приведет к ежегодному повышению его половозрастных коэффициентов на 2%. В итоге к концу прогнозируемого периода миграционный прирост может выйти на рубеж 6 тыс. человек, т.е. вернуться к уровню, который был в Тульской области 10 лет назад – в 1997 г.

В Концепции под демографической  политикой в Тульской области подразумевается комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.

Целью демографической  политики, провозглашенной в Концепции, является создание условий для устойчивого  демографического развития Тульской области, воспроизводства населения, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.

Концепция стала исходной частью демографической политики, содержащей систему идей, взглядов, определяющих границы правового и идеологического пространства. В Концепции впервые был проведен анализ факторов, влияющих на демографическое развитие региона, и сформулированы основные направления, задачи и приоритеты государственной демографической политики.

Неотъемлемую часть  демографической политики составляют программы (планы) действий или мер  в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и  расселения населения. Принципиальная особенность мер демографической политики заключается в том, что они могут оказывать воздействие на динамику демографических процессов либо непосредственно (путем увеличения количества и качества медицинских и социальных услуг, ввода пособий, компенсаций и других социальных гарантий семьям, имеющим детей, и т.д.), либо опосредованно через человеческое поведение в сфере брака, семьи, рождения детей, образа жизни (путем создания внешних условий, вызывающих изменение ценностных ориентации, установок).

Качественно новые возможности  в осуществлении региональной демографической  политики появились с началом  реализации приоритетных национальных проектов. Они связаны, в первую очередь, с укреплением материально-технической  базы здравоохранения, образования, повышением доступности жилья и уровня оплаты труда специалистов.

Проводимые меры уже  дают определенные результаты. В области  отмечается положительная динамика отдельных показателей демографического развития. Так, в текущем году естественная убыль населения снизилась на 16%, приблизившись к показателям середины 90-х годов, и составила 6,5 человека на 1000 жителей.

При незначительном росте  уровня рождаемости общая смертность населения сократилась на 5,7%. За последние три года уменьшились  показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний на 6%; от осложнений сахарного диабета на 35%; от несчастных случаев, отравлений и травм на 10%. Регистрируется стабильное снижение показателей младенческой смертности - с 17,4 в 2001 году до 9,0 на 100 тыс. родивших в 2006 году.

За последние три  года снизилась заболеваемость и  смертность от туберкулеза, наркоманий, вирусных гепатитов и других социально-значимых заболеваний.

Производственный травматизм с 2002 года сократился почти на 25%. Этому  способствовали изменения в Трудовом кодексе РФ в части создания безопасных условий труда, проведение ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации лиц, занятых во вредных условиях труда, проводимой в рамках национального проекта.

Вновь появилась тенденция  положительного миграционного прироста населения области. В структуре мигрантов граждане трудоспособного возраста составляют почти 70%, дети - 16%.

В ноябре 2006 года Правительством области принят План мероприятий  на 2007 год, разработанный в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития области и проектом национальной Программы демографического развития Российской Федерации.

Главным целевым ориентиром, заложенным в План, является стабилизация численности населения области  к 2015 году на уровне 2,5 млн. человек и увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65 до 68 лет.

В План включены мероприятия  по трем приоритетным направлениям, соответствующим  основным факторам улучшения демографической  ситуации.

Первым приоритетным направлением Плана признано "Укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения". При составлении этого раздела Плана основное внимание было уделено формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения, выступающих факторами сверхсмертности в трудоспособных возрастах, особенно младших рабочих возрастах (20-39 лет).

В первый раздел вошли  мероприятия по реализации национального  проекта "Современное здравоохранение", областных целевых программ, а  также по проведению "Года здоровья" и "Года молодежи" в Тульской области. Строительство кардиохирургического центра с его последующим оснащением повысит доступность оказания высокотехнологичной помощи больным сердечно-сосудистой патологией, создание сети перинатальных центров - беременным и детям. Планируется также провести областную акцию "Волна здоровья", многоэтапную акцию по популяризации детско-юношеского и массового спорта.

Второе направление - это "Стимулирование рождаемости, поддержка  семьи, материнства и детства". Результатом научно-исследовательской  деятельности министерства в области  рождаемости стало определение глубинного фактора низкой рождаемости, который заключается в ослаблении потребности в детях в связи с формированием новых репродуктивных установок на молодежную семью. Поэтому в этот раздел Плана вошли как мероприятия, направленные на формирование потребности в 2-3 детях, так и меры по созданию условий для реализации имеющейся потребности в детях.

В этот раздел включены мероприятия  по реализации областных законов, направленных на поддержку семей с детьми, подготовке новых законопроектов: "О патронатном воспитании" и "Об органах опеки и попечительства", исполнению программ "Дети Тульской области", "Обеспечение населения Тульской области доступным жильем и развитие жилищного строительства", а также меры содействия занятости населения, по расширению числа дошкольных учреждений, социальных гостиниц для временного проживания детей-сирот, не имеющих жилья, и лиц, попавших в кризисную ситуацию.

Третье направление "Регулирование  миграционных потоков в целях  создания действенных механизмов замещения  естественной убыли населения области" необходимо в связи с недоиспользованием регионом миграционного ресурса. Главным мероприятием этого раздела является разработка региональной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Отдельный раздел Плана  включает организационные меры по созданию условий для его реализации, включая  разработку и внедрение демографических  паспортов муниципальных образований  и проекта региональной программы  улучшения демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы. Демографические паспорта позволят получить достоверные сведения о состоянии населения Тульской области в территориальном разрезе.

Кроме того, Тульская область имеет огромный запас Федеральных целевых программ, а это;

"Предупреждение и  борьба с социально значимыми  заболеваниями (2007-2011 годы)" (Распоряжение  Правительства РФ от 11 декабря  2006 г. № 1706-р), в том числе  подпрограммы:

"Сахарный диабет";

"Туберкулез";

"ВИЧ-инфекция";

"Онкология";

"Инфекции, передаваемые половым путем";

"Вирусные гепатиты";

"Психические расстройства";

"Артериальная гипертония";

"Вакцинопрофилактика"

"Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы".

(Постановление Правительства  Российской Федерации от 29 декабря  2005 г. №832).

"Комплексные меры  противодействия злоупотреблению  наркотиками и их

незаконному обороту  на 2005-2009 годы".

(Постановление Правительства  Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561)

"Дети России" на 2007-2010 годы3

(Постановление Правительства  Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172), в том числе подпрограммы:

"Дети и семья", в том числе по направлениям:

"Семья с детьми-инвалидами";

"Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних";

"Дети-сироты";

"Одаренные дети",

"Здоровое поколение"

Реализуются областные  концепции:

Концепция развития системы  социального обслуживания населения Тульской области до 2010 года (с изм. на 4 апреля 2006 г)

(Постановление Правительства  области от 25 мая 2004 г. № 125-П)

Концепция семейной политики Тульской области на 2006-2010 годы Постановление Правительства области от 26 декабря 2005 г. № 447-П).

Концепция информатизации Тульской области до 2010 года. Постановление Правительства области от 8 декабря 2006 г. № 388-П).

После того как 2008 год  был объявлен "Годом семьи", в свою очередь отечественные СМИ стали пропагандировать здоровый образ жизни, престиж семьи, поощрение рождение первого и особенно второго ребенка введением с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала (250 тыс. рублей). Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В Тульской области реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития области на 2006-2008 годы.

"Главная цель - повышение качества жизни населения, для достижения этой цели мы должны увеличивать валовой региональный продукт в среднем на 7-8% каждый год. Это позволит нам увеличивать доходную часть консолидированного бюджета в среднем более чем на 12% ежегодно.

В ходе написания работы были выявлены тенденции развития современной  демографической ситуации в России и Тульской области, для чего был проведен анализ официальных статистических данных Тульского областного комитета государственной статистики, включая итоги Всероссийской переписи населения 2002 года, некоторых расчетных показателей министерства здравоохранения и социальной поддержки Тульской области.

Анализ современной  демографической ситуации по Тульской области, позволяет выделить следующие положительные тенденции:

за первое полугодие 2007 года рождаемость в нашем регионе  выросла на 10,6%,

смертность сократилась  на 4,8% (однако смертность устойчиво  превышает рождаемость почти  в 1,7 раза).

В 2007 году абсолютная естественная убыль населения равнялась 16 672 человек (в 2006 году - 20 305 человек). За отчетный период общий коэффициент естественной убыли уменьшился с 7,7 до 6,5 на 1000 жителей или на 16.7%. Причиной замедления темпов естественной убыли населения явилось сокращение смертности и увеличение рождаемости населения.

В Тульской области в течение 2007 года умерло 40 483 чел., что на 7.9% меньше, чем за 2005 год. Общий коэффициент смертности в 2006 году состави; 15.6 чел. на 1 000 населения (в 2006 году - 16,8 чел. на 1 000 населения). Тенденцию к снижению имеет показатель младенческой смертности. В течение 2007 года зарегистрировано 205 случаев смерти детей в возрасте до 1 года, это на 1,2% меньше, чем за предыдущий год. В 2007 году общий коэффициент младенческой смертности составил 8,9 на 1 000 родившихся (в 2006 году - 9. в Тульской области этот показатель находится на отметке ниже, чем в целом по Российской Федерации).

Информация о работе Демографическая ситуация в Тульской области