Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:10, контрольная работа
Демографическая ситуация, сложившаяся в России 2007 года, несмотря на ряд позитивных изменений и принимаемые меры, продолжает вызывать серьезную озабоченность и характеризуется сложными и неоднозначными процессами демографического развития; сохраняется комплекс проблем в области формирования политики народонаселения, во многом связанных с ситуацией, сложившейся в стране.
Введение…………………………………………………………………..3
Демографическая ситуация в Российской Федерации………….…..4
Кризис и депопуляция в Тульской области…………………………6
Основные классы причин смертности в Тульской области…….….8
Основные угрозы жизни по Тульской области……………………..8
Заключение……………………………………………………..……….21
Список использованной литературы……………………………….….23
В случае реализации дополнительных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, на протяжении прогнозируемого периода будет иметь место рост уровня рождаемости в Тульской области. Причем в течение прогнозируемого периода этими мерами можно будет повлиять, по сути дела, только на условия реализации потребности в детях, а не на саму это потребность. Улучшению этих условий будет способствовать, вероятно, и общее улучшение социально-экономической ситуации, повышение уровня жизни.
По данным социологического опроса молодых супругов, проведенного в Тульской области в 2008 г., среднее желаемое число детей составило 2,12 у женщин и 2,22 у мужчин, а среднее ожидаемое – соответственно, 1,72 и 1,86. Разница между ними составила 0,40 у женщин и 0,36 у мужчин. Представляется, что это, приблизительно, тот прирост уровня рождаемости, который может быть достигнут за счет создания семьям условий для реализации имеющейся у них потребности в детях. Суммарный коэффициент рождаемости сейчас составляет 1,155. Если предположить увеличение его под воздействием мер демографической политики и общего улучшения социально-экономической ситуации примерно на 0,4, то к концу прогнозируемого периода суммарный коэффициент рождаемости может составить 1,555 или чуть больше. Если же исходить из повышения суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза (от уровня 2006 г.), как это предполагается в Концепции демографической политики России, то в 2025 г. в Тульской области он может составить 1,662. Вероятно, можно ориентироваться на среднюю из этих величин, т.е. примерно на 1,6 или чуть больше. При этом трудно сказать, в какие именно годы будут реализовываться новые дополнительные меры. Поэтому в данном прогнозном сценарии предполагается равномерное повышение суммарного коэффициента рождаемости: 2010 г. – 1,25, 2015 г. – 1,37, 2020 г. – 1,49, 2024 г. – 1,58. Одновременно будет происходить изменение возрастной модели рождаемости. В отношении миграции предполагается, что проведение политики, направленной на увеличение миграционного прироста, приведет к ежегодному повышению его половозрастных коэффициентов на 2%. В итоге к концу прогнозируемого периода миграционный прирост может выйти на рубеж 6 тыс. человек, т.е. вернуться к уровню, который был в Тульской области 10 лет назад – в 1997 г.
В Концепции под демографической политикой в Тульской области подразумевается комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
Целью демографической политики, провозглашенной в Концепции, является создание условий для устойчивого демографического развития Тульской области, воспроизводства населения, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Концепция стала исходной частью демографической политики, содержащей систему идей, взглядов, определяющих границы правового и идеологического пространства. В Концепции впервые был проведен анализ факторов, влияющих на демографическое развитие региона, и сформулированы основные направления, задачи и приоритеты государственной демографической политики.
Неотъемлемую часть демографической политики составляют программы (планы) действий или мер в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и расселения населения. Принципиальная особенность мер демографической политики заключается в том, что они могут оказывать воздействие на динамику демографических процессов либо непосредственно (путем увеличения количества и качества медицинских и социальных услуг, ввода пособий, компенсаций и других социальных гарантий семьям, имеющим детей, и т.д.), либо опосредованно через человеческое поведение в сфере брака, семьи, рождения детей, образа жизни (путем создания внешних условий, вызывающих изменение ценностных ориентации, установок).
Качественно новые возможности
в осуществлении региональной демографической
политики появились с началом
реализации приоритетных национальных
проектов. Они связаны, в первую очередь,
с укреплением материально-
Проводимые меры уже
дают определенные результаты. В области
отмечается положительная динамика
отдельных показателей
При незначительном росте уровня рождаемости общая смертность населения сократилась на 5,7%. За последние три года уменьшились показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний на 6%; от осложнений сахарного диабета на 35%; от несчастных случаев, отравлений и травм на 10%. Регистрируется стабильное снижение показателей младенческой смертности - с 17,4 в 2001 году до 9,0 на 100 тыс. родивших в 2006 году.
За последние три года снизилась заболеваемость и смертность от туберкулеза, наркоманий, вирусных гепатитов и других социально-значимых заболеваний.
Производственный травматизм с 2002 года сократился почти на 25%. Этому способствовали изменения в Трудовом кодексе РФ в части создания безопасных условий труда, проведение ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации лиц, занятых во вредных условиях труда, проводимой в рамках национального проекта.
Вновь появилась тенденция положительного миграционного прироста населения области. В структуре мигрантов граждане трудоспособного возраста составляют почти 70%, дети - 16%.
В ноябре 2006 года Правительством области принят План мероприятий на 2007 год, разработанный в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития области и проектом национальной Программы демографического развития Российской Федерации.
Главным целевым ориентиром, заложенным в План, является стабилизация численности населения области к 2015 году на уровне 2,5 млн. человек и увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65 до 68 лет.
В План включены мероприятия по трем приоритетным направлениям, соответствующим основным факторам улучшения демографической ситуации.
Первым приоритетным направлением Плана признано "Укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения". При составлении этого раздела Плана основное внимание было уделено формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения, выступающих факторами сверхсмертности в трудоспособных возрастах, особенно младших рабочих возрастах (20-39 лет).
В первый раздел вошли мероприятия по реализации национального проекта "Современное здравоохранение", областных целевых программ, а также по проведению "Года здоровья" и "Года молодежи" в Тульской области. Строительство кардиохирургического центра с его последующим оснащением повысит доступность оказания высокотехнологичной помощи больным сердечно-сосудистой патологией, создание сети перинатальных центров - беременным и детям. Планируется также провести областную акцию "Волна здоровья", многоэтапную акцию по популяризации детско-юношеского и массового спорта.
Второе направление -
это "Стимулирование рождаемости, поддержка
семьи, материнства и детства".
Результатом научно-
В этот раздел включены мероприятия по реализации областных законов, направленных на поддержку семей с детьми, подготовке новых законопроектов: "О патронатном воспитании" и "Об органах опеки и попечительства", исполнению программ "Дети Тульской области", "Обеспечение населения Тульской области доступным жильем и развитие жилищного строительства", а также меры содействия занятости населения, по расширению числа дошкольных учреждений, социальных гостиниц для временного проживания детей-сирот, не имеющих жилья, и лиц, попавших в кризисную ситуацию.
Третье направление "Регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения области" необходимо в связи с недоиспользованием регионом миграционного ресурса. Главным мероприятием этого раздела является разработка региональной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Отдельный раздел Плана
включает организационные меры по созданию
условий для его реализации, включая
разработку и внедрение демографических
паспортов муниципальных
Кроме того, Тульская область имеет огромный запас Федеральных целевых программ, а это;
"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" (Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2006 г. № 1706-р), в том числе подпрограммы:
"Сахарный диабет";
"Туберкулез";
"ВИЧ-инфекция";
"Онкология";
"Инфекции, передаваемые половым путем";
"Вирусные гепатиты";
"Психические расстройства";
"Артериальная гипертония";
"Вакцинопрофилактика"
"Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".
(Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. №832).
"Комплексные меры
противодействия
незаконному обороту на 2005-2009 годы".
(Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561)
"Дети России" на 2007-2010 годы3
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172), в том числе подпрограммы:
"Дети и семья", в том числе по направлениям:
"Семья с детьми-инвалидами";
"Профилактика безнадзорности
и правонарушений
"Дети-сироты";
"Одаренные дети",
"Здоровое поколение"
Реализуются областные концепции:
Концепция развития системы социального обслуживания населения Тульской области до 2010 года (с изм. на 4 апреля 2006 г)
(Постановление Правительства области от 25 мая 2004 г. № 125-П)
Концепция семейной политики Тульской области на 2006-2010 годы Постановление Правительства области от 26 декабря 2005 г. № 447-П).
Концепция информатизации Тульской области до 2010 года. Постановление Правительства области от 8 декабря 2006 г. № 388-П).
После того как 2008 год был объявлен "Годом семьи", в свою очередь отечественные СМИ стали пропагандировать здоровый образ жизни, престиж семьи, поощрение рождение первого и особенно второго ребенка введением с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала (250 тыс. рублей). Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.
В Тульской области реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития области на 2006-2008 годы.
"Главная цель - повышение качества жизни населения, для достижения этой цели мы должны увеличивать валовой региональный продукт в среднем на 7-8% каждый год. Это позволит нам увеличивать доходную часть консолидированного бюджета в среднем более чем на 12% ежегодно.
В ходе написания работы были выявлены тенденции развития современной демографической ситуации в России и Тульской области, для чего был проведен анализ официальных статистических данных Тульского областного комитета государственной статистики, включая итоги Всероссийской переписи населения 2002 года, некоторых расчетных показателей министерства здравоохранения и социальной поддержки Тульской области.
Анализ современной демографической ситуации по Тульской области, позволяет выделить следующие положительные тенденции:
за первое полугодие 2007 года рождаемость в нашем регионе выросла на 10,6%,
смертность сократилась на 4,8% (однако смертность устойчиво превышает рождаемость почти в 1,7 раза).
В 2007 году абсолютная естественная убыль населения равнялась 16 672 человек (в 2006 году - 20 305 человек). За отчетный период общий коэффициент естественной убыли уменьшился с 7,7 до 6,5 на 1000 жителей или на 16.7%. Причиной замедления темпов естественной убыли населения явилось сокращение смертности и увеличение рождаемости населения.
В Тульской области в течение 2007 года умерло 40 483 чел., что на 7.9% меньше, чем за 2005 год. Общий коэффициент смертности в 2006 году состави; 15.6 чел. на 1 000 населения (в 2006 году - 16,8 чел. на 1 000 населения). Тенденцию к снижению имеет показатель младенческой смертности. В течение 2007 года зарегистрировано 205 случаев смерти детей в возрасте до 1 года, это на 1,2% меньше, чем за предыдущий год. В 2007 году общий коэффициент младенческой смертности составил 8,9 на 1 000 родившихся (в 2006 году - 9. в Тульской области этот показатель находится на отметке ниже, чем в целом по Российской Федерации).
Информация о работе Демографическая ситуация в Тульской области