Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа
Тема демографии интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в мире. Поэтому в своей работе я постараюсь раскрыть само понятие «демографический взрыв», показать в числах статистических исследований тенденций демографических процессов в мире и, в частности в России, проанализировать ситуацию. Во-вторых, демографическая ситуация через «демографическую политику» тесно связана с социальной политикой государства. Рассмотрю меры и цели «демографической политики».
Введение…………………………………………………………………………...3
Демографический взрыв. Проблема численности населения и её особенности в разных странах………………………………………...................5
Демографическая политика в разных странах и её цели…………………...10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что своего пика относительные темпы роста численности населения Земли достигли в 60-е гг. прошлого века; а с конца 80-х гг. началось снижение и абсолютных темпов роста численности населения мира. В настоящее время темпы роста населения снижаются практически во всех странах мира; и можно говорить, что мы живём в эпоху окончания «демографического взрыва». Вместе с тем, угроза достижения уровнями относительного перенаселения катастрофических значений до сих пор сохраняется применительно к отдельным странам, где скорость демографического роста остаётся до сих пор исключительно высокой, а замедляется она недостаточными темпами (прежде всего речь идёт о странах Тропической Африки, таких как Нигер, ДРК, Ангола и т. д.).
II. «Демографическая политика» в разных странах и её цели
«Демографическая политика» – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.
В широком смысле «демографическая политика» – это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель «демографической политики» государства достижение демографического оптимума.
История «демографической политики» восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты).
В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где «демографическая политика», стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем, такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения.
Такая же смена приоритетов – в зависимости от фазы «демографического перехода» – была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история «демографической политики» свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее развитие и распространение «демографическая политика» получила во второй половине ХХв., что объясняется, с одной стороны, наступлением «демографического взрыва», а с другой – демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения –во втором случае.
Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению «демографической политики». Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.
Однако, для того чтобы сделать «демографическую политику» по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления.
Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления – гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали.
Сведения о распространении «демографической политики» в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся –50%. По другим данным, более или менее активную «демографическую политику» проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии – 100 млн., в Латинской Америке – 75 млн. семей (таб. 4).
Таблица 4
Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют
или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение «демографической политики» приобретает все больший размах.
В зависимости от демографической обстановки «демографическая политика» обычно преследует одну из двух главных целей.
В развивающихся странах, еще находящихся на стадии «демографического взрыва», основная цель «демографической политики» заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер.
Наиболее яркий пример осуществления «демографической политики» являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения – Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную «демографическую политику» проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако, в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.
В качестве одной из действенных мер «демографической политики» многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии – соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15–20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16–18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.
Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, «демографическая политика» в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.
В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют «демографическую политику», преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.
Особенно активную «демографическую политику» до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка – по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.
В странах Западной Европы система мер «демографической политики» в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании – 25 фунтов стерлингов, во Франции – 2600 франков, в Испании – 3000 песет.
Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.
Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.
Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании – 25 лет.
В США государственная «демографическая политика» в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот.
В России, когда она была в составе Советского Союза, «демографическая политика» сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.
В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения (таб. 5). Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5–4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) – она также входит в число первых стран.
Таблица 5
Демографический спад в России
России необходима более последовательная, чёткая и научно-обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Такая концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов, рассчитанная на срок до 2015 г.
В 2000г. была подготовлена новая Национальная программа «демографической политики», основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности.
Заключение
Потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза. По расчетам на земле к 2075г. будут жить 9 млрд. человек. Причем рост населения («демографический взрыв») наблюдается в странах с мало развитой экономикой, где ощущается недостаток образования и квалификации. А в странах, где принимают меры для подавления резкого увеличения численности, наблюдается иная проблема-старение населения (например, Китай).