Факторы формирования географического образа города Ставрополя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - выявление факторов, влияющих на формирование современного географического образа Ставрополя, а также определение возможностей создания положительного имиджа города.
Объектом исследования является географический образ города Ставрополя, а предметом факторы, влияющие на формирование этого образа.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Географический образ территории : понятие, структура, методы исследования………………………………………….5
Глава 2. Факторы формирования географического образа территории………………………………………………………………...13
Глава 3. Современный географический образ города Ставрополя……………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………..28
Список используемой литературы…………………………30

Работа состоит из  1 файл

кур.doc

— 794.69 Кб (Скачать документ)

                                         Содержание

         Введение……………………………………………………….3

         Глава 1. Географический образ территории : понятие, структура, методы исследования………………………………………….5

         Глава 2. Факторы формирования географического образа территории………………………………………………………………...13

         Глава 3. Современный географический образ города Ставрополя……………………………………………………………………...17

         Заключение…………………………………………………..28

         Список используемой литературы…………………………30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                Введение

     Изучение географического образа города Ставрополя на сегодняшний день является весьма актуальным, поскольку краевой центр с каждым годом становится все более развитым, обустроенным, современным, а как следствие и привлекательным не только для туристов, но и для жителей как Ставропольского края, так и страны в целом.

     Цель данного исследования - выявление факторов, влияющих на формирование современного географического образа Ставрополя, а также определение   возможностей создания положительного имиджа города.

     Объектом исследования является географический образ города Ставрополя, а предметом факторы, влияющие на формирование этого образа.

     Во время выполнения работы были поставлены задачи:

         Изучить понятие, структуру, свойства и методы исследования географического образа территории

         Установить факторы формирования географического образа территории

         Исследовать факторы формирования современного образа города Ставрополя

     Для выполнения поставленных задач использовались методы исследования, представленные далее:

           Историко - географический

           Картографический

           Геоинформационный

           Типологический

           Сравнительно - географический анализ

           Социологический опрос

           Контент - анализ

     Результаты данных исследований могут быть использованы в научных целях, при формировании стратегии развития города Ставрополя, а также в процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Глава 1

     Восприятие страны или района при комплексной географической характеристике существенно углубляется, если включаются, помимо традиционных аспектов, так называемые «образы» -- природы, образы исторического, экономического, социального и картографического характера, а также «образы-аналоги», творческие образы, основанные на абстракции, нестандартном воображении и в то же время доступные для передачи главного.

     Очень важно при этом найти наиболее яркую, можно сказать, навязчивую черту индивидуальности характеризуемого объекта, легко запоминающуюся, не искажающую «портрета» территории и помогающую раскрыть механизмы его исторического и современного развития, -- своеобразный ключ, с помощью которого территория открывает секреты ее экономических, социальных, национальных и других особенностей.

     Для выбора такого ключа нет единого правила. У каждой территории он может быть индивидуальным, в то же время отдельные территории могут открываться одним и тем же ключом. Однако наиболее интересен все же поиск индивидуальности. Образы могут быть словесными, графическими, картографическими, это могут быть фотографии объектов, через призму которых восприятие территории становится ярче или меняется вовсе.

     География -- это пространство, а вернее, различия в нем и поиск закономерностей этих различий. Но пространство выстроено историей, то есть временем, а следовательно, можно сказать: география сконструирована временем.

     Анализ территории не есть что - то застывшее, правила которого навсегда узаконены. В нем отражается время. Анализ территории должен отвечать требованиям времени в соответствии с уровнем накопленных обществом знаний, его интересами, вопросами, на которые оно ждет ответов. Еще в недавнем прошлом в учебниках географии главным всегда были отраслевые характеристики промышленности, меньше говорилось о сельском хозяйстве, почти ничего -- о транспорте, а знаменитый вопрос Н.Н. Баранского: «А как там люди живут?» -- практически всегда оставался без ответа.

     Пространство, данное в ощущениях, уже многие тысячелетия назад начинало активно осмысляться. Результаты этого осмысления известны нам в двух автономных формах: литературная запись мифов и предметно-образная запись, представленная как в материале мегалитических сооружений, так и в наскальных рисунках неолита. Это хорошо известно, но мало обращает на себя внимание тот факт, что при сохраняющем силу до настоящего времени параллелизме автономных форм представления пространства эта их автономность перерастает в обособленность, устойчивость которой стала значительным препятствием для развития познавательных способностей.

     Понятия, в которых абстрагированы существенные структурные характеристики образов пространства, -- продукт длительной эволюции мировой культуры, до недавнего времени расчлененной на обособленные региональные образования. Сравнительный анализ пространства (воспринимаемого и создаваемого), складывающийся под влиянием различных природных и социальных условий, различных религиозных и философских концепций, активно осуществляемый практиками художественно-проектной деятельности, представляет собой и значительный теоретический интерес.

     Образное восприятие не исключает традиционных характеристик -- размеров занимаемой площади, конфигурации территории, положения, границ, соседства, но требует при этом нетрадиционной подачи материала. Образ -- это инструмент познания (представления, видения) территории, основанный на определенной абстракции и являющийся субъективным по своей сути, зависящим от эрудиции, суммы накопленных автором знаний, его аналитических и творческих способностей и многого другого.

     Представление о географическом объекте - это элемент сознания некоторого субъекта, соотносимый с определенной территорией, а также со знаком или словом, обозначающем эту территорию на языке, известном данному субъекту (Замятина, 2002). Эти представления включают в себя знания, ассоциации, стереотипы и оценки, и в зависимости от содержания могут быть историческими, культурными, экономическими, политическими, географическими и т.д. 

     Но при этом следует помнить о том, что образы -- это только дополнительный инструмент анализа, подчас оживляющий сухость традиционных экономико-географических характеристик, но не заменяющий их.

     Образ - очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др. В самом широком смысле образ территории можно определить как совокупность ее характеристик, отраженных в сознании людей.

     По воспринимающему образ субъекту он делится на: 

         внутренний

         внешний

     Носителями внутреннего образа являются жители данной территории, внешнего - гости и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ территории (имидж) по этому же основанию разделяется на: 

         подаваемый

         принимаемый

     Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их города остальным населением. Принимаемый имидж - мнение жителей других населенных пунктов о данном городе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит субъекты имиджа неверно позиционируют свой населенный пункт.

     По числу носителей образа региона выделяют: 

         индивидуальный

         групповой

      Групповой, или общественный, образ территории создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Ряд общественных образов вырабатывается значительной группой людей. Групповые образы необходимы для того, чтобы индивид мог успешно функционировать в пределах своего окружения. Всякий индивидуальный образ уникален. Он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом.

     По способу восприятия образ территории делится на:  

         Осязаемый

         Неосязаемый

     Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.

     Т. к. в данной работе главным объектом исследования является географический образ города, то уместно будет отметить и понятие образа города. Итак, образ города - это комплекс представлений конкретной социальной общности о природном, экономическом и культурно - историческом наполнении городского пространства, о положении и значении города в территориальных образованиях различных иерархических уровней.

     У городов формируются художественные, архитектурные, литературные образы, они могут выступать в качестве особых социокультурных объектов, знаковых систем.

     Таким образом, можно сделать вывод, что образ территории - это сложная многослойная конструкция, которую можно сравнить с почвенным разрезом, демонстрирующим наслоения разных возрастов, толщин, состава и происхождения. Нижние слои уже давно погребены, но при определенных условиях, например, при глубокой вспашке, могут выходить на поверхность, верхние, питая современный растительный покров, продолжают активно формироваться. Аналогично образ территории, с одной стороны, он подвержен реактивным изменениям, вызванным наиболее свежими событиями и новостями (телевизионной картинкой), а с другой - характеризуется рудиментарностью, инерционностью и окостенением.

                                Свойства образа территории

     Изменчивость.

     Образ территории не статичен и изменяется во времени. Он складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно. Изменение образа территории зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации. Данный фактор играет отрицательную роль в сохранении образов.

      Историчность (вплетенность в конкретный исторический контекст).

     Образ территории всегда вплетен в некоторый исторический контекст и социальную ситуацию. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Образ территории имеет свою судьбу. Каждая эпоха порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняющийся -- текучий образ и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого.

     Относительная устойчивость.

     Устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов.

     Комплексность.

     Все составляющие части образа территории взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.

     Плюрализм точек зрения.

     Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить территорию как единое целое. Данное свойство, относится прежде всего к крупной территории.

     Зависимость от объективных характеристик регионального развития.

Информация о работе Факторы формирования географического образа города Ставрополя