Ферапонтов Монастырь (Россия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:58, реферат

Описание

Целью реферата является изучить историю Ферапонтова- Белозерского монастыря, состояние его на сегодняшний день. Познакомиться с его структурой и постройками.

Содержание

Введение………………………………………………………………4
1. Исторический очерк……………………………………………...5
1.1. Ферапонтов-Белозерский Богородице - Рождественский Мартинианов монастырь…………………………………………5
1.1. Архитектурный ансамбль……………………………………..7
2. Монастырские постройки...........................................................10
2.1. Собор рождества Богородицы……………………………….10
2.2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой……………..10
2.3. Усыпальница Преподобного Мартиниана…………………11
2.4. Святые врата…………………………………………………...12
2.5. Казенная палата………………………………………………..12
2.6. Колокольня……………………………………………………..13
2.7. Каменная ограда……………………………………………….13
3. Программы……………………………………………………….15
3.1 Просветительская деятельность……………………………...15
3.2. Программа «Святыня под спудом»………………………….16
4. Проект восстановления Ферапонтова монастыря…………..20
5. Проект совместного использования Ферапонтова монастыря
музеем и монаществующими………………………………………22
6. Предложение по совместному использованию Ферапонтова
монастыря музеем и монаществующими………………………..27
Заключение…………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Реферат Ферапонтов монастырь.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

5. ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ  МУЗЕЕМ И МОНАШЕСТВУЮЩИМИ

В мировой практике давно принято так называемое «совместное использование» храмовых построек по прямому их назначению и музеями. Подобное широко распространяется и в отечественной практике. Специалистами опыт признаётся положительным, тем более что памятники находятся под их наблюдением. Это касается храмов и монастырей не только поздней архитектуры, но и выдающихся памятников, имеющих древнейшую архитектуру, стенопись, иконостасы.

В настоящее время Церковью и музеями накоплен достаточно большой опыт совместного использования храмов, представляющих исключительную историко-художественную ценность и являющихся уникальными памятниками мировой культуры. Достаточно вспомнить соборы Московского Кремля – Успенский и Архангельский, имеющие фресковую живопись ХV–XVII вв., древние иконостасы и особо ценные иконы и исторические реликвии, относящиеся к ХI–ХIХ вв.: фрагменты фресок Дионисия, иконы великомученика Георгия конца ХI в., Успения 1479 г., драгоценные ткани, лицевое шитьё конца ХV–ХVI вв.
В течение последних лет в соборах проводятся регулярные праздничные богослужения, а в остальное время они используются как музеи.

В Смоленском соборе ХVI в. Новодевичьего монастыря, в Преображенском
соборе ХVII в. Новоспасского монастыря с фресками и древними иконостасами богослужения проводятся более 10 лет, фактов отрицательного влияния богослужений на сохранность художественных ценностей не имеется. Аналогичный опыт приобретён и в других древних городах России.

Софийский собор ХI в. в Новгороде с фресками ХII–ХIX вв., подлинным иконостасом ХIV–XVI вв., в том числе древнейшей иконой Божией Матери «Знамение» ХI в., используется для богослужений. Идут богослужения в древнейшем Георгиевском соборе ХI в. Юрьева монастыря.

Во Владимире постоянно действующим храмом является Успенский собор 1158–1161 г. с фресками преподобного Андрея Рублёва, а также открыт для богослужений храм Покрова на Нерли 1165 г. В Пскове, в древнейшем Мирожском монастыре начались богослужения в церкви Спаса середины XII в., имеющей фресковую живопись.

Стало традиционным постоянное взаимодействие духовенства со специалистами: архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками, работающими в области художественных ценностей. Нахождение в стенах монастыря музея создаёт благоприятную обстановку консультативного сотрудничества по многим вопросам хранения тех помещений, которые будут находиться в совместном пользовании. Кроме того, для музея это будет источником притока посетителей в несезонное время за счёт паломников; появятся дополнительные пожертвования на проведение реставрационных работ и содержание памятников, а также возможность реальной помощи трудами насельников. Объединение усилий и средств со стороны Церкви и музея в деле реставрации даст возможность проведения их на более высоком уровне и в ожидаемые сроки.

Ограничивать использование монастыря рамками только музея при современных условиях жизни нецелесообразно.

1. Ферапонтов монастырь – это, прежде всего, Святыня Белозерья. Именно поэтому он посещаем. Даже та часть посетителей, кого именуют туристами, отправляются в путешествие, чтобы увидеть святые места; а в последнее время среди приезжающих увеличивается доля паломников, которые хотели бы не только видеть прекрасное, но и участвовать в жизни монастыря своими трудами.

2. Мощи преподобного Мартиниана, одного из основателей монастыря, не могут находиться только в ведении музея, поскольку не могут ему принадлежать. Доступ к мощам должен быть открыт для верующих, а облик усыпальницы – соответствовать назначению.

З. Направление деятельности музея всегда будет зависеть от политических течений настоящего момента. По этой причине экспозиции в стенах монастыря могут быть и атеистическими. История музеев в монастырях изобилует фактами поругания святынь и их прямого уничтожения, разрушений иконостасов, поздних икон, мощей и мощевиков.

4. Музейная деятельность, как бы она ни была налажена и высоко оценена учреждениями культуры, не может заменить того, что даёт обществу монастырь. А вместо монастыря музей становится неравноценной подменой духовного – эстетическим, душевным. Самые лучшие, но инородные храму экспозиции – это диссонанс, в том числе и эстетический.

5. Всё созданное в монастыре есть результат трудов иноков. В недрах Церкви создавалась православная культура, и без Церкви она мертва.

6. Вклады, вносимые дарителями, шли на помин их душ. И прекращение молитвенной жизни монастыря есть нарушение последней воли завещателя, что по всем нравственным законам не выдерживает критики.

7. Изменение первоначального предназначения строений вызывает ряд неудобств и для музейного использования, желание приспособить, переделать, а значит – нарушить архитектурный замысел.

8. Благотворное влияние действующих монастырей на окружающее население, на природу подтверждалось тысячелетиями. Не случайно в настоящее время самое тяжёлое социологическое положение сложилось именно в тех местах, где были закрыты монастыри (например, криминогенная обстановка в Горицах, где до революции существовал один из лучших женских монастырей царской России). В Ферапонтове духовная атмосфера также отличается глубокой нравственной запущенностью.

9. Нельзя не учитывать и фактор трудовой занятости жителей села Ферапонтова и его окрестностей. Строительные и реставрационные работы в монастыре и за его пределами позволят обеспечить работой часть населения на ближайшие 10 — 15 лет.

Хлопоты о восстановлении обители начались с открытием прихода в 1989 г., но до последнего времени этой идее противостояла музейная сторона. Однако при решении таких ответственных вопросов следует иметь в виду не только «цеховые» интересы, сколько всю полноту проблемы в целом. К тому же об открытии монастыря в древней обители высказано благопожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в его Обращении по поводу 600-летия Ферапонтова монастыря. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью. Есть лица, выразившие желание быть насельниками обители в Ферапонтове, в том числе монашествующие.

Одним из важнейших моментов является уникальная сохранность фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь – единственное место, где столь древняя стенопись сохранилась без поновлений в полном составе. Этот факт становится основополагающим для восстановления живой иконописной традиции в монастыре, где находится «эталон» иконописания в технике фрески. Ввиду уникальности собор Рождества Богородицы должен постоянно находиться под наблюдением музея и реставраторов. Режим для его посещений остаётся в компетенции музея.

Создание иконописной мастерской возможно при использовании опыта иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре и с её помощью, что позволит возродить северную традицию иконописания. Среди выпускников лаврской школы есть жители Вологды и Кириллова. Иконописание должно стать основным направлением в деятельности возрождающейся обители. Музей фресок Дионисия может помочь этому начинанию имеющейся коллекцией копий и прорисей фресок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВМЕСТНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ МУЗЕЕМ И МОНАШЕСТВУЮЩИМИ

1. Для взаимного удобства монастыря и музея разграничивается территория. Действующему монастырю отходит вся северная часть до Водяных врат и монастырское кладбище, которое не имеет ни крестов, ни памятников, ни должного ухода. Кладбище должно быть приведено в надлежащий вид.

Территория ограждается невысокой оградкой.

Вход в часы богослужений через Святые врата (малый вход), в действующий монастырь – через Водяные врата (эта часть изолирована от музея). Въезд – через восточные врата на заднем дворе.

2. Восстановление деревянных корпусов монашеских келий.

Для взаимного удобства монастыря и музея игуменский корпус, находившийся когда-то на западном фасаде монастыря, можно отнести в северную часть. Проект игуменского корпуса, не использованный в 1906 г. по причине поспешности строительства, находится в архиве Института истории материальной культуры РАН. Его разрабатывал академик П.П. Покрышкин, автор исследовательских работ по архитектуре Ферапонтова монастыря.

3. Строительство хозяйственных построек и мастерских за монастырской оградой с восточной стороны.

4. Реставрационные работы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате мы изучили историю Ферапонтова-Белозерского монастыря и их основателей, познакомились с архитектурным ансамблем монастыря и сохранившимися святынями.

В последнее время возрастает интерес общества к российским национальным святыням. Многие принимают участие в восстановлении монастырей и храмов Русской Православной Церкви.

Мы изучили деятельность Историко-просветительского общества «Наследие Ферапонтова монастыря». Мы ознакомились с предметом их деятельности, основными целями и задачами.

Программа «Святыня под спудом» является основной целевой программой Историко-просветительского общества. Она включает в себя: изучение истории Ферапонтова монастыря, содействие возрождению закрытого в 1924 году Ферапонтова-Белоезерского монастыря, а также изучение истории монастырей Белозерья и участие в их современной жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Бриллиантов  «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный»,  1898

2. П.П. Покрышкин, К.К. Романов «Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии», Санкт Петербург, 1908

3. А.Н. Муравьев «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь», Кирилов, 1913

4. Е.Н.Стрельникова «Ферапонтовские посиделки», 2000

5. Полякова М. А. «Охрана культурного наследия России», - М.: Дрофа, 2005.



Информация о работе Ферапонтов Монастырь (Россия)