Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:25, реферат
Фра́нция (фр. France [fʁɑ̃s]), официальное название Францу́зская Респу́блика (фр. République française [ʁepyblik fʁɑ̃sɛz]) — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы.
Политическая структура Франции
Политическую структуру
Франции составляют Президент Республики,
являющийся главой государства, главой
исполнительной власти, Премьер-министр
Франции, обладающий рядом полномочий,
сравнимыми по значимости с президентом
Республики, Правительство Франции,
Национальное собрание во главе с
председателем Национального
На местном уровне власть представлена руководством департаментов, регионов, коммун.
Соотношение полномочий президента Республики и премьер-министра зависит от расстановки сил в Парламенте, точнее — в Национальном собрании. В одном случае в Национальном собрании есть президентское большинство (то есть большинство у партии президента), в другом случае в Национальном собрании большинство составляет оппозиционная партия. Поэтому форму правления во Франции называют президентско-парламентской республикой.
Первый случай.
Президент назначает
премьер-министра по своему усмотрению.
Президент становится единоличным
главой исполнительной власти. Премьер-министр
ответственен в первую очередь перед
президентом, который фактически может
отправить правительство в
В данном случае в стране устанавливается президентская республика.
Второй случай.
Президент назначает премьер-министра, исходя из распределения мест между партиями в Национальном собрании. Складывается ситуация, когда президент Республики принадлежит к одной партии, а премьер-министр к другой. Такое положение дел называется "сосуществованием". Премьер-министр пользуется определенной независимостью от президента Республики, и режим носит парламентский характер.
В истории V-ой Республики было три периода "сосуществования".
1986-1988 президент Франсуа Миттеран (социалист) и премьер-миинистр Жак Ширак (голлист). Именно с этого периода фактически происходит разделение приоритетов в деятельности президента Республики и премьер-министра. Президент занимается внешней политикой, премьер-министр внутренней политикой.
1993-1995 президент Франсуа Миттеран (социалист) и премьер-министр Эдуар Балладюр (голлист).
1997-2002 президент Жак Ширак (голлист)и премьер-министр Лионель Жоспен (социалист).
В целом режим V-ой Республики доказал эффективность данной системы.
Законодательная власть
Законодательная власть
во Франции принадлежит
Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.
Исполнительная власть
В Пятой республике премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства (статья 20). Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов (статья 21). Существует у премьер-министра собственный сайт: www.premier-ministre.gouv.fr.
Премьер-министр
назначается президентом
Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.[9]
С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).
Судебная власть
Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.
Французское правосудие
основывается на принципах коллегиальности,
профессионализма, независимости, которые
обеспечиваются рядом гарантий. Закон
1977 года установил, что расходы на
осуществление правосудия при рассмотрении
гражданских и административных
дел возлагаются на государство.
Это правило не распространяется
на уголовную юстицию. Также важным
принципом является равенство перед
правосудием и нейтральность
судей, публичное рассмотрение дела
и возможность двойного рассмотрения
дела. Законом предусмотрена и
возможность кассационного
Судебная система
Франции многоступенчата, и её можно
разделить на две ветви — саму
судебную систему и систему
При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.[11]
Местное самоуправление
Основная статья: Местное самоуправление во Франции
Система местных
органов самоуправления во Франции
строится в соответствии с административно-
Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.
Департамент является
основной единицей административно-
Самой крупной единицей
в административном делении страны
является регион. В каждом регионе
учреждены экономические и
Вооружённые силы и полиция
В целом, Франция
является одной из немногих стран, в
составе вооружённых сил
Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет четыре атомные подводные лодки и около ста самолетов с ядерными ракетами.[12].
В республике действует
контрактная система
Административное деление
Франция делится на 27 регионов (régions), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё пять — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.
27 регионов разделяются на 101 департамент (départements), которые состоят из 342 округов (arrondissements) и 4039 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на области и районы.
Департамент Парижа
состоит из единственной коммуны. Каждый
из пяти заморских регионов (Гваделупа,
Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон,
Майотта) состоят из единственного департамента.
У региона Корсика (включающего 2 департамента)
— специальный статус административно-
Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:
1. метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов);
2. 4 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон;
3. 7 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Валис и Футуна, Майот, Сен-Пьер и Микелон, Французские Южные и Антарктические Земли, Сен-Бартелеми, Сен-Мартэн;
4. территория, имеющая
особый статус: Новая Каледония.
Население
Население Франции насчитывает около 65 млн чел. На континентальной территории Франции проживает 60 876 136 чел. По численности населения Франция занимает 20-е место среди 192 государств — членов ООН[1].
Плотность населения во Франции 108 человек на 1 км². По этому показателю Франция занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Однако, так как почти две трети территории Франции заняты лугами, горами и лесами, на остальной территории плотность достигает 289 человек на 1 км²[1].
Около 5 млн чел. имеют иностранное происхождение (иммигранты, либо иммигрантами были их родители, либо бабушки и дедушки), из них 2 млн имеют французское гражданство. На 1000 человек в среднем приходится 1,52 мигранта. От 5 до 6 млн. жителей являются мусульманами[2][3].
Суммарный коэффициент
рождаемости во Франции один из самых
высоких в Европе — 2,01 ребёнка
на одну женщину репродуктивного
возраста. При этом наиболее высокая
рождаемость наблюдается у
Экономически активное население
Общая численность экономически активного населения (ЭАН) — 27,76 млн чел. (2007 г.).