Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:40, реферат
Экономическое районирование – основа управления хозяйством России, так как оно необходимо для построения балансов: материальных, топливно-энергетических и др., а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики.[6]
Экономический район (регион, от лат. regio – страна, край, область) – часть страны, внутри которой все экономические пункты прямо или косвенно выполняют функции специализации.
Реферат
№ 1 на тему : «Географическая
характеристика Центрально-Черноземного
экономического района
и административный
состав».
Экономическое районирование – основа управления хозяйством России, так как оно необходимо для построения балансов: материальных, топливно-энергетических и др., а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики.[6]
Экономический район (регион, от лат. regio – страна, край, область) – часть страны, внутри которой все экономические пункты прямо или косвенно выполняют функции специализации. [1]
Общее
экономическое районирование в
настоящее время основывается на
выделении в России 11 крупных
экономических районов, а также
самостоятельной
В
XVIII—XIX вв. Центральное Черноземье с
исторически сложившимся
После революции 1917 г. из района по-прежнему шел постоянный отток населения, а главной целью здешнего крестьянина оставалось выживание.
В последующем были введены в действие многочисленные рычаги подъема хозяйства района, включающие интенсификацию сельского хозяйства, в том числе введение доходных технических культур; проведение мер по борьбе с эрозией почв, засухой и другими природными стихиями; развитие городов и превращение их в опорные центры индустриализации, перестройки деревни и повышения культурного уровня населения; насыщения сельского хозяйства новой техникой. В районе вели интенсивную разведку полезных ископаемых (железные руды и т. д.), о наличии которых было уже известно.[5]
В
настоящее время Центрально-
ЦЧЭР размещается на юге холмистой Среднерусской возвышенности, на востоке переходящую в Окско-Донскую низменность. Реки принадлежат бассейнам Дона, Днепра и Волги. Пересеченный рельеф большей части района – многочисленные овраги и балки – способствует развитию водной и ветровой эрозии земель, что неблагоприятно сказывается на хозяйстве. Почвенно-климатические условия района, наоборот, исключительно благоприятны в первую очередь для ведения сельского хозяйства. Здесь наблюдается сочетание умеренно континентального климата средние температуры июля - 19 - 20°С, января -9 - -11°С, количество атмосферных осадков колеблется от 400 до 500 мм в год, продолжительность вегетационного периода - 175-200 дней с исключительным естественным плодородием почв. Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития. Земельные ресурсы района используются очень интенсивно. Высока степень сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн. га земельного фонда 89 % принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий 82 % занимает пашня, 3,9 % сенокосы, 12,8 % - пастбища.[3]
Район является лесодефицитным. Средняя лесистость по району – порядка 9 %. Искусственные лесопосадки составляют почти половину лесопокрытой площади района.[5]
Центрально-Черноземный
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды.
Через
территорию района проходят, как в
меридиональном, так и в широтном
направлении важнейшие
Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайонные перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные автострады: Москва - Симферополь; Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Тамбов. [4]
Через
район проходят большие потоки транзитных
грузов, отражающие связи северных
и центральных районов с
Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.
Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.
Следовательно
экономический район имеет выгодное
экономико- и физико-географическое положение.
А недостаток водных и лесных ресурсов
наряду с полным отсутствием топливных
запасов определяет необходимость его
развития на принципах ресурсо- и энергосбережения,
а также экологической безопасности ряда
отраслей, в частности черной металлургии
и атомной энергетики.
Список
литературы и использованных
источников
1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокуровоа: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч.2.- 352 с.
2.
Официального сайта
3. Официальный сайт Росстат.- [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.5ka.ru
5. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referat.ru
6.
[электронный ресурс] – Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru
Приложение
А
Символика Белгородской области
Символика Воронежской области
Символика Курской области
Символика Липецкой области
Символика Тамбовской области
Приложение Б
Реферат
№ 2 на тему: «№Природно-ресурсный
потенциал Центрально-
Центрально-Черноземный
экономический район расположен
в центре Восточно-Европейской равнины,
на покрытой осадочным чехлом Русской
платформе. Рельеф района выражен Окско-Донской
низменностью и Среднерусской
Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно увлажненный, в юго-восточной — более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля +(19-20) 0С, января — (9-11) 0С. Количество годовых атмосферных осадков 400—500 мм в год. Продолжительность вегетационного периода с температурой выше 50С — 175-200 дней, с температурой выше 100С— 140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование — водоснабжение населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных городах.[3]
Из минеральных ресурсов района главным природным богатством являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного экономического района по категориям А+В+С1 оцениваются в 43,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области — Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.[4]