География Пермской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. В данной работе более подробно разберется экономический потенциал Пермского края.

Содержание

Введение
Картосхема
Глава 1. Экономико-географическое положение Пермского края
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов Пермского края
Глава 3. Население и трудовые ресурсы Пермского края
Глава 4. Хозяйственный комплекс района тяготения
Глава 5. Транспортный комплекс Пермского края
Глава 6. Экологические проблемы Пермского края
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

пермская.docx

— 394.87 Кб (Скачать документ)

     В структуре импорта основную долю занимает продукция машиностроения (немногим более 50%). Это объясняется  потребностью предприятий области  в модернизации производства.

     Предприятия Пермского края импортируют продукцию  нефтехимического и топливно-энергетического  комплексов, черные и цветные металлы, продовольственные товары.

     Наибольший  удельный вес в импорте региона  приходится на Германию – около 22%, Казахстан – более 12%, Австрию  – более 11%, Украину – более 10%, Узбекистан – более 5%, Швейцарию  – более 4%, Китай и Францию  – по 4,0% от общего объема импорта.

     Основными импортерами иностранных инвестиций в край на протяжении 5 лет являются: Великобритания, США, Германия.. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций за данный период времени составляет 67%. При этом основные получатели –  предприятия области: ООО «Лукойл  – Пермь», ОАО «Лукойл – ПНОС», ОАО «Уралсвязьинформ». 

 

     

     Глава 5. Транспортный комплекс Пермского  края 
 
 

     Выгодное  географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы Пермского края. Находясь в центральной части России, регион является составной частью важнейшего транспортного коридора Европа –  Азия. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных  порта единой глубоководной системы  европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу.

     Территорию  края пересекают две железнородорожных  магистрали трансконтинентального  значения: Транссибирская (Москва –  Владивосток) и Москва – Омск, а  также дороги, дающие дополнительный выход в Свердловскую и Челябинскую  области. Планируется реализация проекта  «Белкомур», выход Пермского края в Архангельскую область через  Республику Коми.

     Железнодорожная сеть региона включает 15 участков, на которых размещается более 60 грузовых, участковых и сортировочных станций. Участки сети имеют высокую техническую  оснащенность, прежде всего на главных  ходах. Однако на основных широтных направлениях, проходящих через регион, на Казанском  и Горьковском ходах в ближайшей  перспективе будет исчерпан запас  пропускной способности.

     По  общему объему перевозки грузов первое место в Прикамье занимает автомобильный  транспорт. В 2007 году грузооборот составил 6,53 млрд т/км, что выше уровня 2000 года на 42%. По объему перевозок грузов автотранспортом  общего пользования край занимает первое место в Приволжском федеральном  округе. Если говорить о пассажирских перевозках, то в 2007 году автобусами общего пользования (с учетом коммерческих перевозчиков) перевезено 412,7 млн человек, что на 10,7% выше уровня 2003 года.

     Река  Кама обеспечивает связь региона  с пятью морями – Каспийским, Азовским, Чёрным, Балтийским и Белым. В крае действуют также 4 речных порта: Пермь, Левшино, Чайковский, Березники.

     Внутренним  водным транспортом перевозки грузов и пассажиров в крае осуществляют более 60 компаний, большая часть  из которых базируется в гг. Пермь  и Чайковский. Если перевозки грузов этим видом транспорта в регионе  устойчиво растут с 2003 года и в 2007 году составили 7 млн. тонн, то пассажирские постоянно сокращаются. Их объем  в 2007 г. составил 119,5 тыс. человек (сокращение по отношению к уровню 2003 г. на 31%).

     По  территории края проходит основная автомобильная  федеральная трасса, соединяющая  Республику Беларусь и Екатеринбург. Край имеет автодорожные выходы на Ижевск, Ханты-Мансийск, Сургут, Томск, Санкт-Петербург, Вологду, Сыктывкар. Крупнейшим объектом транспортной инфраструктуры региона за последние несколько  лет является автомобильный мостовой переход через Каму (Красавинский мост). Сеть автомобильных дорог  позволяет соединить Пермь со всеми центрами административных территорий края и многими населёнными пунктами региона.

     Пермский  аэропорт «Большое Савино», имеющий  статус международного, после реконструкции  способен принимать самолёты любых типов. По мнению специалистов научного центра, аэропорт удовлетворительно обеспечивает интересы пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях. В крае не существует препятствий для полетов российских и иностранных авиаперевозчиков с регулярными рейсами, но в настоящее время присутствует только один иностранный авиаперевозчик Lufthansa.

     В 2007 году Республика Коми, Пермский край и Архангельская области начали подготовку к реализации «Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области («Проект «БЕЛКОМУР»)».

     Основой  Проекта «БЕЛКОМУР» является строительство  железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь (Соликамск) (ж.д. «Белкомур»).

     Магистраль  сократит пробег из регионов Сибири и  Урала к северным портам России более чем на 800 км.

       Учитывая будущее строительство  «Севсиба» будет создана магистраль  параллельная Транссибу и проходящая  севернее нынешней главной транспортной  магистрали страны, частью которой  станет железнодорожная магистраль «Белкомур».

       Следует отметить, что реконструкция  Мурманского порта и  строительство  нового Архангельского глубоководного  порта, грузооборотом около 50 млн. тонн в год, даст возможность  привлечь грузы, на сегодняшний  день ориентированные на порты Северной Европы.

       Строительство железнодорожной  магистрали «БЕЛКОМУР» является  одним из главных факторов, обеспечивающих  развитие регионов, способствует  созданию новых и модернизации  действующих предприятий, входящих  в проект, реализация которого  предусматривает создание более  45 тыс. рабочих мест, с учетом  строительства нового Архангельского  порта.

 

     

     Глава 6. Экологические проблемы Пермского  края 

     Экологические проблемы Пермского Предуралья и  Урала, как и для всей территории России, связаны с техногенным  воздействием на окружающую среду.

     Основные  из них: - высокая степень техногенной  нагрузки, особенно в городских и  промышленных агломерациях (комплексы  нефтеперерабатывающей, металлургической, машиностроительной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, которые обусловили химическое загрязнение в разной степени всех природных сред - атмосферы, почвенно-растительного покрова, поверхностных  и подземных вод); - нарушения геологической  среды и ландшафтов интенсивной  хозяйственной деятельностью горнодобывающей  промышленности (особенно в солеродных, нефтегазовых и угольных районах); - загрязнение почв и водоемов ядохимикатами  деятельностью агропромышленного  комплекса; - деградация лесных массивов деятельностью лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса; - развитие природных и природно-техногенных, экзогенных, геологических процессов - овражной эрозии, оползней, подтопления, заболачивания, комплекса процессов, связанных с переработкой берегов  водохранилищ и особенно карста (в  том числе катастрофических провалов в солеродном бассейне); - накопление огромного количества промышленных и бытовых отходов; - последствия  подземных ядерных взрывов; - истощение  запасов подземных вод и др.

     Суммарные действия факторов техногенеза привели  к тому, что лишь около 30 процентов  территории Пермской области, в основном северные районы, отвечают уровню экологической  нормы (благоприятное и удовлетворительное экологическое состояние), 40 процентов  территории находятся в зоне экологического риска (напряженное состояние) и 30 процентов  территории характеризуются состоянием на уровне кризиса (критическое состояние) и экологического бедствия (чрезвычайное и катастрофическое состояние).

     Практически во всех районах области установлены  аномалии по различным компонентам  во всех средах; например, по почвам даже в лесных районах, удаленных от промышленных зон, установлены участки с комплексными аномалиями, превышающими ПДК по таким  опасным элементам, как Pb, Zn, Cd, Be, P, Cr, Cu, Ni. В других районах, особенно в  Пермско-Краснокамском, Березниковско-Соликамском, Лысьвинско-Чусовском и Кизеловско-Губахинском, состояние почв и ландшафтов значительно  хуже. В пресных подземных водах  многих районов установлены многочисленные аномалии по Br, Ba, Mn и локально по другим элементам. Концентрации многих микроэлементов в снежном покрове на территории города Перми намного превышают  ПДК по почвам: Ni (до 75 ПДК), Cu (до 75 ПДК), Cd (до 70 ПДК), Pb (до 30 ПДК), P (до 30 ПДК), Cr (до 26 ПДК), Co (до 20 ПДК), Zn (до 6,3 ПДК). Некоторые  аномалии имеют небольшую площадь  или зафиксированы по отдельным  точкам, другие охватывают обширные территории с превышением фона и ПДК во много раз.(Приложение)

     Пермский  край является одним из основных индустриальных центров Российской Федерации с  необыкновенно широкой специализацией и большим количеством сверхкрупных предприятий (2,6% объема промышленного  производства страны). Ведущими межотраслевыми комплексами Прикамья являются химический (горная химия, основная химия, химия  органического синтеза), машиностроительный (предприятия ВПК, нефтехимическое  и горно-шахтное машиностроение, судо и авиастроение, электротехническая промышленность), топливно-энергетический, металлургический и лесопромышленный.

     На  территории края выделяются семь градопромышленных  агломераций: Березниковско-Соликамская, Кизело-Губахинская, Лысьвенско-Чусовская, Пермская, Кунгурская, Чайковская и  Кудымкарская. На протяжении ряда лет в Пермском крае наблюдается устойчивый рост промышленного производства практически по всем отраслям.

     За 2007 г. объем отгруженной продукции  собственного производства по полному  кругу предприятий _ производителей промышленных товаров составил в  действующих ценах 535,4млрд. рублей. В объеме отгруженных товаров  обрабатывающего производства наибольший удельный вес принадлежит предприятиям по производству кокса и нефтепродуктов (33,6%), химического производства (19,5%), металлургического и производства готовых металлических изделий (8,3%), целлюлозно-бумажного производства (6,6%). Пермский край характеризуется  разнообразием полезных ископаемых. На его территории выявлено и разведано  запасов минерального сырья более  чем по 1253 участкам недр и 40видов  полезных ископаемых. В крае наиболее развиты направления добычи нефти  и газа, калийно-магниевых и натриевых  солей, алмазов, золота, металлургического  и цементного сырья, хромовых руд, промышленности стройматериалов и пресных подземных  вод. Удельный вес материально-сырьевого  комплекса в экономике Пермского  края составляет более 40%.

     Пермский  край является одним из динамично  развивающихся регионов России. Подъем экономики региона, рост благосостояния населения и особенно значительный прирост объема производства в добывающих отраслях промышленности сопровождаются высокими темпами роста объемов  образования отходов производства и потребления. В этих условиях существующая система обращения с отходами, основанная на решении частных проблем  отходообразующих предприятий и  отдельных населенных мест, несмотря на ее высокую затратность, не эффективна. Сооружение локальных объектов захоронения  отходов в каждом муниципальном  образовании или на каждом предприятии  ведет к распылению средств, необоснованному  росту затрат на захоронение отходов  и не позволяет эффективно решать проблему обращения с отходами в  масштабах региона.

     Пермский  край характеризуется целым комплексом экологических проблем, обусловленных  загрязняющим влиянием крупных промышленных центров (города Пермь, Березники, Соликамск, Краснокамск, Чайковский), интенсивным  использованием природных ресурсов, наличием энерго и материалоемких производств  и устаревших загрязняющих окружающую среду технологий. Ежегодный ущерб  окружающей среды от хозяйственной  деятельности составляет около 300 млн. рублей. По данным статотчетности в  окружающую среду Пермского края поступает большое количество загрязняющих веществ: в атмосферу 497 наименований, в водные объекты – 80 наименований, образуется 745 видов отходов.

     

      Рис. 5. Структура отходов производства и потребления, образующихся в Пермском крае (без отходов добычи)

      

     Рис.6. Зоны обслуживания мусороперерабатывающих комплексов

     На  территории Пермского края ежегодно образуется более 40 млн. тонн отходов  производства и потребления. В последнее  время наметилась стойкая тенденция  к росту объемов образования  отходов. В 2007 году эта цифра составила 49,5 млн. тонн. Этот рост объясняется  увеличением объемов производства, прежде всего развитием добывающих отраслей промышленности, объем отходов, которых составляет до 90% от общего количества.

     Разработка  месторождений полезных ископаемых, сооружение крупных инженерных объектов, длительная интенсивная эксплуатация мощных химических и нефтехимических  производств, создание крупнейших хранилищ отходов горнодобывающих, металлургических, химических предприятий привели  к существенному нарушению естественного  состояния недр, интенсивному развитию в геологической среде и на поверхности техногенных процессов. За годы индустриального развития в  Пермском крае построен ряд важнейших  народнохозяйственных объектов. Строительство  осуществлялось с использованием традиционных технологий, потребляющих много ресурсов и недостаточно надежных с точки  зрения экологической безопасности. Пермский край, по существу, стал регионом высокого интегрального риска возникновения  природных и техногенных аварий и катастроф чрезвычайного характера  с экологическими последствиями  и, как следствие, высокого риска  жизнедеятельности. Учитывая тот факт, что более 70% населения живет в  городах в непосредственной близости от источников загрязнения, экологическое  оздоровление населения и территорий края должно быть одним из основных направлений региональной экологической  политики.

Информация о работе География Пермской области