Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. В данной работе более подробно разберется экономический потенциал Пермского края.
Введение
Картосхема
Глава 1. Экономико-географическое положение Пермского края
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов Пермского края
Глава 3. Население и трудовые ресурсы Пермского края
Глава 4. Хозяйственный комплекс района тяготения
Глава 5. Транспортный комплекс Пермского края
Глава 6. Экологические проблемы Пермского края
Заключение
Литература
В структуре импорта основную долю занимает продукция машиностроения (немногим более 50%). Это объясняется потребностью предприятий области в модернизации производства.
Предприятия Пермского края импортируют продукцию нефтехимического и топливно-энергетического комплексов, черные и цветные металлы, продовольственные товары.
Наибольший удельный вес в импорте региона приходится на Германию – около 22%, Казахстан – более 12%, Австрию – более 11%, Украину – более 10%, Узбекистан – более 5%, Швейцарию – более 4%, Китай и Францию – по 4,0% от общего объема импорта.
Основными
импортерами иностранных
Глава
5. Транспортный комплекс Пермского
края
Выгодное
географическое положение определяет
полноценную структуру
Территорию края пересекают две железнородорожных магистрали трансконтинентального значения: Транссибирская (Москва – Владивосток) и Москва – Омск, а также дороги, дающие дополнительный выход в Свердловскую и Челябинскую области. Планируется реализация проекта «Белкомур», выход Пермского края в Архангельскую область через Республику Коми.
Железнодорожная
сеть региона включает 15 участков, на
которых размещается более 60 грузовых,
участковых и сортировочных станций.
Участки сети имеют высокую техническую
оснащенность, прежде всего на главных
ходах. Однако на основных широтных направлениях,
проходящих через регион, на Казанском
и Горьковском ходах в
По
общему объему перевозки грузов первое
место в Прикамье занимает автомобильный
транспорт. В 2007 году грузооборот составил
6,53 млрд т/км, что выше уровня 2000 года
на 42%. По объему перевозок грузов автотранспортом
общего пользования край занимает первое
место в Приволжском
Река Кама обеспечивает связь региона с пятью морями – Каспийским, Азовским, Чёрным, Балтийским и Белым. В крае действуют также 4 речных порта: Пермь, Левшино, Чайковский, Березники.
Внутренним водным транспортом перевозки грузов и пассажиров в крае осуществляют более 60 компаний, большая часть из которых базируется в гг. Пермь и Чайковский. Если перевозки грузов этим видом транспорта в регионе устойчиво растут с 2003 года и в 2007 году составили 7 млн. тонн, то пассажирские постоянно сокращаются. Их объем в 2007 г. составил 119,5 тыс. человек (сокращение по отношению к уровню 2003 г. на 31%).
По территории края проходит основная автомобильная федеральная трасса, соединяющая Республику Беларусь и Екатеринбург. Край имеет автодорожные выходы на Ижевск, Ханты-Мансийск, Сургут, Томск, Санкт-Петербург, Вологду, Сыктывкар. Крупнейшим объектом транспортной инфраструктуры региона за последние несколько лет является автомобильный мостовой переход через Каму (Красавинский мост). Сеть автомобильных дорог позволяет соединить Пермь со всеми центрами административных территорий края и многими населёнными пунктами региона.
Пермский аэропорт «Большое Савино», имеющий статус международного, после реконструкции способен принимать самолёты любых типов. По мнению специалистов научного центра, аэропорт удовлетворительно обеспечивает интересы пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях. В крае не существует препятствий для полетов российских и иностранных авиаперевозчиков с регулярными рейсами, но в настоящее время присутствует только один иностранный авиаперевозчик Lufthansa.
В 2007 году Республика Коми, Пермский край и Архангельская области начали подготовку к реализации «Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области («Проект «БЕЛКОМУР»)».
Основой Проекта «БЕЛКОМУР» является строительство железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь (Соликамск) (ж.д. «Белкомур»).
Магистраль сократит пробег из регионов Сибири и Урала к северным портам России более чем на 800 км.
Учитывая будущее
Следует отметить, что реконструкция
Мурманского порта и
Строительство железнодорожной
магистрали «БЕЛКОМУР»
Глава
6. Экологические проблемы Пермского
края
Экологические проблемы Пермского Предуралья и Урала, как и для всей территории России, связаны с техногенным воздействием на окружающую среду.
Основные
из них: - высокая степень техногенной
нагрузки, особенно в городских и
промышленных агломерациях (комплексы
нефтеперерабатывающей, металлургической,
машиностроительной, химической, целлюлозно-бумажной
промышленности, которые обусловили
химическое загрязнение в разной
степени всех природных сред - атмосферы,
почвенно-растительного
Суммарные
действия факторов техногенеза привели
к тому, что лишь около 30 процентов
территории Пермской области, в основном
северные районы, отвечают уровню экологической
нормы (благоприятное и
Практически
во всех районах области установлены
аномалии по различным компонентам
во всех средах; например, по почвам даже
в лесных районах, удаленных от промышленных
зон, установлены участки с
Пермский
край является одним из основных индустриальных
центров Российской Федерации с
необыкновенно широкой
На территории края выделяются семь градопромышленных агломераций: Березниковско-Соликамская, Кизело-Губахинская, Лысьвенско-Чусовская, Пермская, Кунгурская, Чайковская и Кудымкарская. На протяжении ряда лет в Пермском крае наблюдается устойчивый рост промышленного производства практически по всем отраслям.
За
2007 г. объем отгруженной продукции
собственного производства по полному
кругу предприятий _ производителей
промышленных товаров составил в
действующих ценах 535,4млрд. рублей.
В объеме отгруженных товаров
обрабатывающего производства наибольший
удельный вес принадлежит предприятиям
по производству кокса и нефтепродуктов
(33,6%), химического производства (19,5%),
металлургического и
Пермский
край является одним из динамично
развивающихся регионов России. Подъем
экономики региона, рост благосостояния
населения и особенно значительный
прирост объема производства в добывающих
отраслях промышленности сопровождаются
высокими темпами роста объемов
образования отходов
Пермский
край характеризуется целым
Рис. 5. Структура отходов производства и потребления, образующихся в Пермском крае (без отходов добычи)
Рис.6. Зоны обслуживания мусороперерабатывающих комплексов
На
территории Пермского края ежегодно
образуется более 40 млн. тонн отходов
производства и потребления. В последнее
время наметилась стойкая тенденция
к росту объемов образования
отходов. В 2007 году эта цифра составила
49,5 млн. тонн. Этот рост объясняется
увеличением объемов
Разработка
месторождений полезных ископаемых,
сооружение крупных инженерных объектов,
длительная интенсивная эксплуатация
мощных химических и нефтехимических
производств, создание крупнейших хранилищ
отходов горнодобывающих, металлургических,
химических предприятий привели
к существенному нарушению