Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:40, реферат
Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфраструктуры и многие другие.
I. География мирового транспорта………………………………….2
II.Топливно-энергетический комплекс……………………………...5
III. Легкая промышленность…………………………………………7
IV.Животноводство…………………………………………………...8
V.Типы сельского хозяйства………………………………………..10
VI.Металлургическая промышленность…………………………..11
VII.Список литературы………………………………………………..13
I. География мирового транспорта………………………………….2
VII.Список литературы………………………………………………..
I.География мирового транспорта.
Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфраструктуры и многие другие.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд.т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.
Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудо вывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн. т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн. км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).
Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн. км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе.
В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.
Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.
В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.
Энергетика — одна из базовых отраслей тяжелой промышленности. Это самая ма-териалоёмкая отрасль мировой индустрии: ежегодно общее количество добытых и использованных ею видов топлива достигает 12-13 млрд. т. В XX в. произошли существенные изменения в структуре добычи и потребления первичных энергоносителей: широко стали использовать более эффективные их виды — нефть, природный газ, а затем атомная энергия. Одновременно уменьшилась доля углей, хотя их запасы составляют 9/10 всего минерального топлива. Ресурсов же нефти и газа хватит не более чем на 100 лет. Уголь все еще остается самым распространенным и массовым видом топлива, но по своим свойствам и направлениям использования он значительно уступает нефти и газу. Это привело к коренному изменению цен: нефть и природный газ в 3—5 раз дороже угля.
Нефтяная промышленность. Добыча нефти в мире в 1950-2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т) и устойчиво сохраняется на достигнутом уровне. Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Кроме немногих стран, где добыча нефти находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК США и стран Зап. Европы. В противовес им развивающиеся страны-экспортеры нефти создали организацию ОПЕК, борющуюся за право распоряжаться нефтью на своей территории и контролирующую свыше половины ее добычи.
До 2-й мировой войны 80 % нефти добывали Сев. и Юж. Америка, где выделялись США (свыше половины добычи в мире) и Венесуэла. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сокращаться (2000 г. — 21 %). Основную часть нефти теперь дает Азия (до 38 %). Доли отдельных стран-лидеров в добыче в 2000 г. (США или Саудовская Аравия) не превышают 12-13 %. СССР в конце 80-х гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств — 624 млн.т (20 % мировой добычи), который ни одна страна не превзошла.
Нефть — один из важнейших экспортных товаров мировой торговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрд. т). Важнейшими ее поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока. Подавляющая часть экспортируемой нефти перевозится в танкерах по морским путям. Крупнейший поток по трубопроводам идет из России во многие страны Зап. и Вост. Европы.
Промышленность природного газа. Добыча природного газа за вторую половину XX в. выросла в 11 раз (с 0,2 до 2,3 трлн. м3). Это позволило приблизиться ему в структуре потребления первичных источников энергии к каменному углю (около 24 %). При этом по разведанным ресурсам (почти 150 млрд. т или 145 трлн. м3) природный газ сопоставим с нефтью. К этому следует добавить ресурсы попутного нефтяного газа, связанного с месторождениями нефти.
К 1'990 г. в лидеры добычи вышла Вост. Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Зап. Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.
Угольная промышленность — старейшая в добыче минерального топлива, однако ее функционирование вызывает много сложных экономических, социальных и экологических проблем. Трудоемкость добычи угля (особенно подземной) гораздо выше, чем нефти или природного газа, а цена его значительно ниже. Это определяет небольшую эффективность добычи угля и его перевозок. Очень серьезны экологические проблемы отрасли. Все это определило замедление темпов роста угольной промышленности мира, хотя по объемам добычи каменного и бурого угля (около 5 млрд. т) она все еще остается ведущей. Закрытие большинства шахт во многих странах Зап. Европы и в Японии сильно изменило географию отрасли. Важнейший итог — мощный сдвиг угольной отрасли в Азию (около 45 % добычи угля в мире), в первую очередь в КНР и Индию, не располагающих крупными ресурсами других видов минерального топлива. Сев. Америка остается вторым по уровню развития отрасли регионом (1/4 добычи угля в мире).
Электроэнергетика. Электроэнергетика продолжает развиваться опережающими темпами. За 1950-2000 гг. выработка электрической энергии в мире возросла с менее чем 1 млрд. кВт-ч почти до 14 млрд. кВт-ч. В 2000 г. более 63 % электрической энергии произведено на ТЭС, более 1/3 — на ГЭС и АЭС, доля которых продолжает расти.
Лидером выработки электроэнергии были и остаются США (до 1/4 производства в мире), вторым по значению регионом стала Азия (более 1/4), где резко увеличилось производство электроэнергии в КНР, опередившей Японию.