Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:13, реферат
В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека.
Исторически Россия прирастала не лучшими по европейским меркам землями. Большая часть ее территории представляет собой пространство с экстремальными условиями, в которых осуществить самовоспроизводство жизни человека почти невозможно. Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения качественно различаются, динамика становления рыночных отношений существенно дифференцирована.
Однако эта проблема в политике реформ до сих пор не
15 апреля 1996 г.
Правительство РФ утвердило Федеральную
целевую программу экономического и социального
развития Дальнего Востока и Забайкалья
на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками
Программы были Минэкономики (координатор),
Минтруд, Госкомпром, МВЭС, головным разработчиком
- Совет по размещению производительных
сил и экономическому сотрудничеству
(СОПСиЭС).
Программа предусматривает
три этапа, отражающие изменения
приоритетов, внутренних и внешних
условий: первый (1996-1997 гг.) - осуществление
неотложных мер по выходу из кризиса;
второй (1998-2000гг.) - экономическая и
социальная стабилизация; третий (2001-2005
гг.) - концентрация усилий на задачах структурной
перестройки и обеспечения устойчивого
развития. Она включает основные подпрограммы:
комплекс первоочередных мер государственной
поддержки (его реализация составляет
содержание первого этапа Программы);
структурная перестройка экономики; содействие
занятости и стабилизации населения; экономическое
сотрудничество со странами АТР.
В составе первоочередных
мер по стабилизации социально-экономического
положения в регионе предусматривается
ликвидация дефицита энергоснабжения
путем увеличения поставок энергоресурсов
из Сибири и обеспечения устойчивого объема
добычи местного угля. Дотационная поддержка
предприятий топливно-энергетического
комплекса должна сочетаться с политикой
сдерживания тарифов на электроэнергию.
Для снижения транспортных затрат, особенно
при осуществлении экономических связей
с центральными регионами, планируется
расширить применение льготных тарифов
на дальние расстояния и перевозки в порожних
направлениях, рационализировать транспортные
схемы обеспечения региона с учетом возможностей
импорта из стран АТР. Предусмотрены меры
по ликвидации последствий стихийных
бедствий, происшедших в последние годы
на Сахалине, Курильских островах, Камчатке,
в Приморском и Хабаровском краях, а также
намечено приступить к решению долгосрочных
задач по созданию необходимой научной
и материально-технической базы для предупреждения
стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
На первом этапе
должна быть ликвидирована основная
часть просроченной задолженности,
урегулированы взаимоотношения
между федеральным и
Структурная перестройка
экономики. В программе систематизированы
прогнозы развития отраслей экономики
и возможности улучшения структуры производства
с учетом изменения регионального, национального
и мирового рынков. Хотя основная специализация
Дальнего Востока и Забайкалья остается
прежней - добыча и переработка минерального
сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный
комплексы - внутри этих отраслевых комплексов
будут происходить качественные перемены:
преимущественно будет увеличиваться
производство продукции с глубокой переработкой
природного сырья, конкурентоспособной
на внутреннем и внешнем рынках.
В горнорудной
промышленности намечено значительно
расширить сырьевую базу по добыче
золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется
освоение Удоканского месторождения
медной руды, будут создаваться новые
и реконструироваться действующие мощности
по выплавке олова, свинца и цинка.
Основное направление
развития лесопромышленного комплекса
- увеличение производства и экспорт
пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а
также другой продукции глубокой
переработки древесины. Не предусматривается
восстановление максимальных объемов
лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая
тенденции внутреннего спроса, изменения
мировой конъюнктуры и необходимость
рационализации лесопользования.
Подпрограмма "Рыбохозяйственный
комплекс" предполагает увеличение
улова рыбы и добычи морепродуктов в 2000
г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т. Должен
существенно возрасти нерыбный промысел,
в первую очередь кальмаров и других моллюсков,
ракообразных, а также марикультуры. Планируется
выделение средств на приобретение судов,
содержание научно-исследовательского
и аварийно-спасательного флота, намечается
реконструкция и техническое перевооружение
обрабатывающих предприятий для выпуска
продукции, пользующейся устойчивым спросом.
Главное изменение
в топливно-энергетическом комплексе
- это освоение нефтяных и газовых
месторождений на шельфе о. Сахалин
и в Якутии. В 2005 г. добыча газа составит
22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экспорт),
нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить
потребности региона в нефтепродуктах
на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча
угля может возрасти до 85 млн. т, что почти
полностью обеспечит потребности региона
в твердом топливе. В электроэнергетике
предусматривается ввести на полную мощность
Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии
в 2005 г. до 70,7 млрд. кВт. ч.
Основные структурные
изменения в машиностроении - организация
производства оборудования для отраслей
специализации, развитие станкостроения,
приборостроения, электротехники, главным
образом путем переспециализации действующих
оборонных предприятий. В Программу включены
конверсионные программы по 22 предприятиям.
Будут создаваться малые предприятия
по производству наукоемкой продукции,
а также заводы по сборке продукции на
базе комплектующих изделий, импортируемых
из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Предусматривается выпуск авиационной
техники гражданского назначения с использованием
двойных технологий.
Ставится задача
преодолеть спад сельскохозяйственного
производства на основе улучшения его
специализации с учетом природных условий.
Обосновывается увеличение производства
зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное
обеспечение потребности макрорегиона
в картофеле и на 70% - в овощах.
Программные мероприятия
по развитию транспортной инфраструктуры
включают окончание строительства БАМа
и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию
участков Транссиба и создание единой
железнодорожной сети Сахалина, строительство
двух мостовых переходов через Амур, расширение
перегрузочных мощностей 12 морских портов,
формирование опорной автодорожной сети
(в том числе завершение автодороги Чита
- Хабаровск), реконструкцию аэропортов
и обновление авиапарка. Должно быть улучшено
транспортное обслуживание северных территорий.
Базовый порт Ленского бассейна после
завершения АЯМа будет перенесен в Якутск
Содействие занятости
и социальная защита населения. Программа
включает мероприятия по обеспечению
высокодоходной занятости, закреплению
населения, поддержанию достойного
уровня жизни с учетом усложненных условий
жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована
система региональных социальных компенсаций.
Расходы на выплату
по районным коэффициентам, надбавкам
за стаж, северным льготам и повышенные
затраты на транспорт и содержание
жилищно-коммунальной сферы предлагается
компенсировать государственным предприятиям
- в форме субсидий из федерального бюджета,
а предприятиям и организациям частной
и смешанной форм собственности - в форме
налоговых льгот. Отток части населения
из районов Крайнего Севера неизбежен,
но в Программе предусмотрены мероприятия
по упорядочению этого процесса, которые
позволят максимально сократить экономические
и психологические потери за счет организованного
содействия переселению в основном в южные
районы Дальнего Востока. Природные ресурсы
северных территорий должны осваиваться
параллельно с созданием в южной зоне
тыловых баз и постоянного жилья для работающих
на северных предприятиях вахтовым методом.
Активизация экономического
сотрудничества со странами АТР. Для увеличения
экспортного потенциала региона, стимулирования
иностранных инвестиций и создания благоприятных
условий для иностранных предпринимателей
предполагается ввести особый порядок
экспорта для предприятий региона, налоговые
льготы, компенсирующие неблагоприятные
условия предпринимательства, систему
гарантии и снижения риска для иностранных
инвесторов. Для этого потребуются соответствующие
изменения в российском и местных законодательствах,
усовершенствование механизмов соглашений
о разделе продукции, залога месторождений
природных ресурсов, формирования свободных
экономических зон и т. п. Ставится вопрос
о создании международного Дальневосточного
банка реконструкции и развития.
Первоочередными
объектами привлечения
Для активизации
внешнеторговой деятельности необходимо
законодательно решить вопросы о
придании особого статуса приграничным
территориям, использовании субъектами
Федерации на свои нужды части
сумм таможенных пошлин
Главный вопрос,
который неизменно вставал на
всех стадиях рассмотрения проекта
Программы и который останется
таковым на всех этапах ее выполнения,
- где взять средства на осуществление
Программы, учитывая труднейшую финансовую
ситуацию в стране?
Общая потребность
в финансовых ресурсах на реализацию
Программы - 371 трлн. руб. (в ценах 1995
г.) - на первый взгляд кажется фантастической.
Но в среднем на год (реально, начиная
с 1997 г.) - это 41 трлн., или менее 8 млрд.
долл. И это на 40% территории всей
России! А главное, дополнительные средства
на Программу составляют лишь 114 трлн.
руб.; остальные 257 трлн. руб. (т.е. 69%) - это
затраты на осуществление других уже принятых
федеральных программ на территории Дальнего
Востока и Забайкалья. При этом дополнительная
сумма в меньшей степени ложится на федеральный
бюджет (не более 20 - 30%), а большую часть
должны составить средства бюджетов регионов,
инвестиционные фонды министерств и ведомств,
собственные средства предприятий, средства
залоговых фондов, иностранные инвестиции.
Кроме прямого финансирования из федерального
бюджета государственная поддержка должна
оказываться в виде государственных гарантий
кредитов отечественных и зарубежных
банков, предоставленных на наиболее эффективные
инвестиционные проекты, включенные в
Программу. Таким образом, в принципе сама
Программа должна рассматриваться как
"государственная гарантия" для привлечения
финансовых ресурсов.
Программа включает
и механизмы реализации, в том
числе систему управления. Представления
о структуре управления несколько изменились
после утверждения Программы. Теперь ее
высшим органом является Правительственная
комиссия, формируемая на паритетных началах
из представителей федеральных органов
и глав администраций территорий Дальнего
Востока и Забайкалья. Главным исполнительным
органом станет Дирекция Программы. Для
управления финансами Программы будет
создан Фонд реконструкции и развития
Дальнего Востока и Забайкалья, основными
задачами которого являются аккумуляция
финансовых средств из государственных
федеральных и региональных источников,
привлечение частного отечественного
и иностранного капиталов, обоснование
предоставления государственных гарантий
для реализации проектов, имеющих первостепенную
важность, и т.д. Основную долю в капитале
Фонда будут иметь государство и местные
органы управления.
но решать сложные
проблемы научного и методического
характера, возникавшие в ходе разработки,
модернизируя многие первоначальные замыслы.
Не все проблемы удавалось проработать
достаточно глубоко, остались некоторые
нестыковки, неопределенности количественных
оценок. Понимая неизбежность такого рода
недостатков, разработчики предусмотрели
механизм их устранения уже в ходе реализации.
С этой целью введен специальный раздел
"Дальнейшее развитие Программы".
Заключение
Дальневосточный
район занимает территорию 6,2 млн. км2.
В его состав вводят Хабаровский
и Приморский края, Республика Саха
(Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская
и Магаданская области. В районе
самая низкая по стране плотность населения
— 1,1 чел. на 1 км2 против 8,6 чел. а России.
Наиболее населена узкая полоса вдоль
Дальневосточного участка Транссиба.
В районе расположено 64 города. Крупнейшие
города — Владивосток (648 тыс. жителей»,
Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре
(315 тыс. жителей).
Дальний Восток
отличается наиболее высоким в стране
положительным сальдо миграции населения.
Интенсивность миграции здесь значительно
выше, чем в целом по России. В
общем увеличении населения в
последние годы на естественный прирост
приходилось 65 %, а на приток извне — 35
%.
Развитие социальной
сферы в районе отстает от уровня
России в целом. Вместе с тем показатели
темпов роста розничного товарооборота
торговли, включая общественное питание
на Дальнем Востоке выше, чем в среднем
по России.
Дальний Восток
поставляет народному хозяйству
страны алмазы, золото, олово, вольфрам,
ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец.
Он дает 87 % общего производства сои,
40 % улова рыбы и морепродуктов, 9
% вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы,
16 % внешнеторгового морского оборота.
На Дальний
Восток приходится 30 % гидроэнергетических
ресурсов страны, 34 % ее геологических
и 5 % балансовых запасов ископаемых
углей. Учтенные запасы угля составляют
13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз больше,
причем 34 % разведанных запасов находятся
в Якутии, где расположены Южно-Якутский,
Зырянский и Ленский угольные бассейны.
Запасы угля концентрируются также в Приморском
и Хабаровском краях, Амурской области.
Разведаны три группы железорудных месторождений:
Якутская (магнетит), Чапо-Токкинская и
Приамурская (железистые кварциты), имеются
крупные запасы магнезиального сырья
— бруситов, медных руд, борного сырья
— датолита, фосфатного сырья. В обширной
шельфовой зоне, кроме нефти и газа, обнаружены
и разведуются залежи железа, марганца,
магния, олова, золота, вольфрама, титано-магчетитовых
песков
Информация о работе Характеристика дальневосточного экономического райна