Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:12, курсовая работа
Целью работы является характеристика Ростовской области, включающая анализ экономико-географического положения, исторических предпосылок формирования, характеристику природных и экономических условий и факторов развития, а так же качественные и количественные показатели расселения и функционально-отраслевую структуру хозяйства области.
Введение 3
1. Характеристика Ростовской области 5
2. Экономико-географическое положение 6
3. Характеристика природных предпосылок развития 8
3.1. Минеральные ресурсы 8
3.2 Химические ресурсы…………………………………………………...8
3.3 Металлические ресурсы………………………………………………..9
3.4 Ресурсы осадочного происхождения………………………………….9
3.5 Нерудные ресурсы.................................................................................10
3.6 Лесные ресурсы……………………………………………………….10
3.7 Климатические ресурсы………………………………………………10
4. Природные ресурсы…………………………………………………………..12
4.1 Топливно-энергетическое сырье…………………………………….12
4.2 Нерудное сырье………………………………………………………12
4.3Строительные материалы……………………………………………14
4.4Рудное сырье…………………………………………………………15
4.5 Водные ресурсы………………………………………………………17
4.6 Почвенные ресурсы…………………………………………………...17
4.7 Рекреационные ресурсы……………………………………………...18
5. Население 19
5.1Расселение населения…………………………………………………19
5.2 Плотность……………………………………………………………...19
5.3 Динамика………………………………………………………………19
5.4 Национальный и религиозный состав……………………………….19
5.5 Трудовые ресурсы…………………………………………………….20
6. Функционально-отраслевая структура хозяйства………………………..23
6.1 Промышленность……………………………………………………..23
6.2 Сельское хозяйство…………………………………………………...26
6.3 Транспорт……………………………………………………………...27
7. Экономические связи с другими районами страны 30
7.1 SWOT-анализ региональной экономики…………………………….30
7.2 Миссия, стратегическая цель и задачи регионального развития..31
7.3 Приоритеты, ориентиры и императивы стратегического развития..32
8. Современные проблемы развития 36
9. Приложения…………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Реализация масштабных инвестиционных проектов в машиностроении в последние годы привела к созданию в Ростовской области новой подотрасли – автомобилестроения. Таганрогский автомобильный завод является единственным в Южном федеральном округе реальным производителем автомобилей, выпуск которых ежегодно растет.
Металлургическая промышленность Дона представлена предприятиями (Таганрог, Новочеркасск, Белая Калитва, Красный Сулин), выпускающими сталь, стальной прокат и проволоку, буровые, водопроводные и газопроводные трубы, электроды для алюминиевой промышленности, профили и алюминиевый прокат. Почти 20% российского рынка алюминиевого проката занимает продукция ОАО «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение» – крупнейшего предприятия цветной металлургии, одна треть выпускаемой им продукции поставляется на экспорт.
Энергетическое машиностроение и станкостроение представлены акционерными обществами «Атоммаш» и «Красный котельщик», поставляющими котельное оборудование и изделия для теплоэнергетики в 223 страны мира, а также «Донпрессмаш», «Таганрогский завод «Прессмаш», «Азовский завод КПА», «Десятый подшипниковый завод».
На выпуске тяжелых вертолётов Ми-26 и Ми-26Т специализируется РВПК ОАО «Роствертол».
Ростовская
область располагает целым
Наиболее
развитыми направлениями
Все более активные позиции на внутреннем и внешнем рынках занимают предприятия легкой промышленности, среди которых ОАО «Корпорация «Глория-Джинс», ЗАО «Дон-Текс», ОАО «Донецкая Мануфактура М». Заметно расширился сбыт товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья. Стабилизации промышленного производства способствовала государственная поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти.
Ростовская область является одним из крупнейших оборонно-промышленных центров Российской Федерации. Визитными карточками донской «оборонки» являются конструкторские разработки и производство авиационно-космической техники, радиоэлектроники, боеприпасов, судостроения и спецхимии.
6.2 Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Ростовской области – один из ведущих в России. Его развитие осуществляется на основе многоукладной экономики. Сельским хозяйством занимаются около 1,2 тыс. сельхозпредприятий и около шестнадцати тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.
Агропромышленному
комплексу принадлежит в
В пищевой и перерабатывающей промышленности работает 270 предприятий, действует порядка 1000 организаций малого бизнеса.
Основные направления АПК – производство зерна, маслосемян подсолнечника, овощей, продукции животноводства, их переработка с последующим доведением до потребителя.
Аграрная сырьевая база позволяет разместить на территории Ростовской области предприятия по производству продуктов питания самого широкого ассортимента (плодоовощных, рыбных, мясных консервов, макаронных изделий, колбас мясопродуктов, соков, растительных масел и маргаринов, молочной продукции и т.п.), а также комбикормов, лакокрасочных изделий, ткани, технических масел, парфюмерно-косметической продукции и пр.
Более 60% валовой продукции АПК производится в отраслях растениеводства. Общая площадь пашни в Ростовской области составляет около 6 млн.га. Зерновые культуры занимают более 60% пашни, кормовые – около трети. Ведущая отрасль сельского хозяйства Дона – растениеводство – базируется, в основном, на орошаемых землях.
Структура посевных площадей основных сельскохозяйственных культур (%):
Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет зерновое хозяйство. По выращиванию зерновых область занимает 2-е место в России. Главная зерновая культура – озимая пшеница. Широко распространены посевы ярового ячменя, кукурузы, проса, риса, гречихи, гороха, сои.
Ведущей технической культурой является подсолнечник, производство семян которого превышает 20% в общем объеме регионов России. По этому показателю Ростовская область занимает первое место среди субъектов РФ.
Располагая природным, производственным и научным потенциалом, область способна обеспечивать не только внутренние потребности в зерне, картофеле, овощебахчевой продукции, но и поставлять данную продукцию на рынки регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. – 9,5%.
Сельское
хозяйство области является не только
производителем основных продуктов питания,
но и сырьевой базой для перерабатывающей
промышленности.
6.3 Транспорт
Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону. Транспортная инфраструктура области является составной частью транспортных коридоров – Критских (№ 7, 9) и трансконтинентального «Север-Юг».
Ростовскую область пересекают:
Основным перевозчиком грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщениях в регионе является Северо-Кавказская железная дорога. По территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные и западные районы страны, Сибирь с Южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и отправление практически всех видов грузов. Протяжённость железнодорожных путей на территории Ростовской области составляет около 1,84 тыс. км.
На территории области расположено пять портов:
Они обеспечивают доступ к Черному, Азовскому, Балтийскому, Белому и Каспийскому морям. Таганрогский, Ростовский и Азовский порты работают в режиме круглогодичной навигации. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать суда типа «река-море» грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн, район плавания которых простирается до Гибралтара. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к Придунайским странам. В Таганрогском морском порту обеспечивается обслуживание сухих, контейнерных и генеральных грузов, а также прокат черных металлов. Азовский морской порт специализируется на экспортных поставках металлолома, черных металлов, леса.
В области работают более 40 судоходных компаний, а также целый ряд судоремонтных и транспортных предприятий.
Международный аэропорт расположен в г. Ростове-на-Дону, обслуживает рейсы по России и СНГ, свыше 40 рейсов в страны Европы, Азии и Африки. Ежедневно производится 7-8 рейсов в Москву, что дает возможность далее выбирать любой необходимый маршрут.
Регулярные рейсы осуществляют авиакомпании «Аэрофлот-Дон», «Австрийские авиалинии», «Армавиа», «Люфтганза» и др.
Автомобильный транспорт является одним из основных и играет важную роль для развития всей экономики области. Им выполняется 39% всех грузовых перевозок и 82% перевозок пассажиров. При этом удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме всех перевезенных грузов и пассажиров за последние годы неуклонно повышается.
На
территории области работают 159 крупных
пассажирских предприятий, 1076 малых предприятий
и предпринимателей без образования Юридического
лица с численностью до 100 человек, а также
5276 транспортных предприятий, осуществляющих
грузовые перевозки.
7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ РАЙОНАМИ СТРАНЫ
( Приложения А и Б)
Анализ внутренней среды.
Итак, сопоставив все известные данные о Ростовской области, можно выделить следующие ее сильные стороны:
К слабым, отрицательным сторонам относятся такие черты, как:
Возможностями
Ростовской области при наличии
вышеперечисленных сильных
– повышение роли Ростовской агломерации как инновационного, образовательного центра, центра предоставления управленческих и консалтинговых услуг; развитие экспорта высокоинтеллектуальных услуг, институтов социокультурной переработки;
– повышение уровня жизни населения;
– развитие Приазовья, а также территорий с выходом минеральных подземных вод как туристических и рекреационных зон международной известности.
Миссией Ростовской области является стать управленческим и инновационно-технологическим центром развития Юга России и части Центрально-Черноземного региона, а также части СНГ.
Ключевые цели и задачи развития региона при этом следующие:
Повышение
конкурентоспособности
- инфраструктурное развитие территории (транспортно-логистистической, энергетической инфраструктуры); развитие эффективных кластеров (отраслевых, межтерриториальных), а также внедрение новых инструментов экономического развития;
-
повышение качества бизнес-
- развитие новых секторов экономики (сектора образовательных услуг и инновационных технологий, туристический кластер)
Пространственное развитие региона:
-
развитие Ростовской
-
повышение устойчивости
Повышение уровня и качества жизни населения: