Использование технологии проектной деятельности на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:57, реферат

Описание

Модернизация образования, введение в образовательное пространство новых технологий, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Использование технологии проектной деятельности на уроках географии.docx

— 30.94 Кб (Скачать документ)

Использование технологии проектной деятельности на уроках географии

Модернизация образования, введение в образовательное пространство новых технологий, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к обучению инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.

 

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, (Е. С. Полат)

Цель  проектной деятельности:

  1. Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Сущность  технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, эмоционально и практически познавать окружающий мир находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов

Для применения проектной  технологии в процессе обучения географии  используют учебники, атласы, рабочие  тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода.

В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии.

По  содержанию:

  1. Экологические,
  2. физико-географические,
  3. социально-экономические,
  4. комплексные,
  5. краеведческие и др.

По  уровень интеграции

  1. Монопредметные (выполняются на материале географии)
  2. Межпредменые (учитывают содержание нескольких предметов)
  3. Надпредметные (Выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

 По продолжительность выполнения проекта:

  1. Мини-проект (несколько недель)
  2. Средней продолжительности (несколько месяцев)
  3. Долгосрочные (в течении года)

По  количеству участников

  1. Индивидуальные,
  2. групповые,
  3. коллективные

Способ  деятельности

  1. Познавательная,
  2. творческая, игровая,
  3. исследовательская

Учебный проект с  точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с  точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. 

Учебный проект –  это

    1. задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы,
    2. целенаправленная деятельность учеников
    3. форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой
    4. результат деятельности т.е найденный способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

Проблема проекта  обуславливает мотив деятельности, направленной на решение проблемы.

Работа над проектом включает следующие этапа:

 

Предварительная подготовка:

 

Мотивация детей перед  работой над проектом;

Выявление мотивированных детей;

Познавательно-просветительская работа с учащимися

 На этом этапе учителю необходимо выявить учеников, способных творчески работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию , делать выводы, анализировать

 

Этап собственно подготовки над проектом:

 

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта

Получение дополнительной информации по работе над проектом

Формирование групп

 

После того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей  работы. Главное — научить учащихся не только ставить перед собой  цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить  и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями.

Этап планирования работы над проектом

 

    • Разработка индивидуальных и групповых планов работы
    • Формулирование задач
    • Определение источников и способов сбора информации, её анализ и синтез
    • Планирование работы
    • Выбор формы и установление сроков отчёта
    • Распределение задач и обязанностей между членами групп

 

После определения тем  и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль со стороны  учителя, потому что ученики часто  не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи.

 На этом этапе работы  ученики определяют источники  информации, с которыми им предстоит  работать. Выбор материала неограничен.  Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая  печать, Интернет, документы. 

После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и  источников информации, распределения  задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Для этого необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных  итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.

 

Этап  исследований:

Выполнение исследований под руководством учителя

Применение на практике методов  исследования

Анализ информации, формулирование задач и выводы

Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений.

Организация работы в группах.

 Работа в группе  возможна благодаря самостоятельным  инициативным усилиям отдельных  учеников при полном подчинении  личных интересов интересам групповым.  При работе в группе ученики  не только дополняют друг друга,  но и создают здоровую конкуренцию,  повышая качество самого проекта.  Объединенные в группы учащиеся  демонстрируют единство, целостность,  сплоченность — качества, формирующие  личность.

Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий.

Этап подготовки отчёта и представление его на конференции

 

После обсуждения различных  вопросов и вариантов ответов  на них, придя к определенному  заключению, ученики приступают к  завершающей фазе работы, письменному  изложению проекта. 

Заключительный этап —  защита проекта на конференции. Ученики  представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в  обсуждении других докладов.

 

Этап оценки работы над проектом

 

При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть  такие вопросы:

Насколько удачным оказался проект?

Изменился ли я (он, она) в  процессе работы?

Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?

Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?

Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над  другим проектом?

Хотелось бы изменить процесс  работы над проектом? Почему?

 

 

Принципы организации  проектной деятельности:

 

    1. - Проект должен быть посильным для выполнения;
    2. - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
    3. - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
    4. - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
    5. - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

 

В проектной технологии сочетается несколько технологий работы ученика

: Иследовательская ( проблемно- поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение  через открытие".

Камуникативная Особенностью этой технологии  является наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Технология имитационного  моделирования Характерной чертой этой технологии  является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая(самоопределенческая) Характерной чертой этой технологии  является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности

Информация о работе Использование технологии проектной деятельности на уроках географии