ЭГП Северо-Кавказкого экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обуславливается отсутствием информации, которая бы всесторонне отражала современное экономическое состояние Северо-Кавказского экономического района. В данной работе рассматриваются природно-ресурсный потенциал района и размещение топливных и минерально-сырьевых ресурсов, отраслевая структура хозяйственного комплекса и размещение комплексных отраслей хозяйства, отраслевая структура и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса крупных экономических районов, особенности их развития в условиях становления рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

География.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

     В производстве электроэнергии основная роль отводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работают Краснодарская, Ставропольская и Грозненская ГРЭС. Наиболее крупные Невинномысская и Новочеркасская ГРЭС работают на природном газе. Имеются гидравлические электростанции: Цимлянская на Дону, Кубанские, Чиркейская — самая крупная в районе из гидравлических (1 млн кВт) — на Судаке и др.

       Машиностроительный комплекс. Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, обеспеченность квалифицированными кадрами, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения.

     Северный  Кавказ — один из крупных в стране районов сельскохозяйственного - машиностроения.    Здесь   производят   1/4   зерноуборочных комбайнов (построенный еще в годы первых пятилеток «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные, кормоуборочные и рисоуборочные комбайны) и примерно половину тракторных культиваторов, выпускаемых в    стране (Краснодарский завод сельскохозяйственного машиностроения). За последние годы в результате нарушения экономических связей и неплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось. Производственные мощности заводов сельскохозяйственного машиностроения района используют лишь на 10—15%, хотя обеспеченность зерноуборочными комбайнами составляет лишь половину от технологически рациональных норм.

     Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производству электровозов (Новочеркасск). В г. Шахты действует  завод электротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитии энергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске производит оборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы и намечают выпускать теплообменное оборудование для атомных электростанций. В районе продолжает развиваться авиастроение (Таганрогский научно-технический комплекс выпускает гидросамолеты, самолеты-амфибии и др.). С 1995 г. на Северном Кавказе появилось собственное автомобилестроение (Ростов-на-Дону и Таганрог): здесь было налажено производство корейской «Дэу Нексия». В настоящее время сборка этих автомобилей прекращена, и ФПГ «Донинвест» готовится к запуску в производство новых моделей легковых автомобилей, в частности класса «Нива».

В Ростовской области сосредоточено ташке производство кузнечнопрессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования для лесной промышленности, приборостроение, транспортное машиностроение. Ставропольский край выделяется производством промышленной арматуры, Чечня и Ингушетия — оборудования для нефтегазовой промышленности. В Кабардино-Балкарии налажен выпуск продукции инструментальной промышленности и приборостроения. В промышленных центрах Северного Кавказа выпускают также технологическое оборудование для пищевой промышленности, измерительные приборы, бытовую технику, изделия радио- и электротехнической промышленности. Предприятия используют сталь и прокат, поступающий с металлургических заводов Сулина и Таганрога.

     В настоящее время машиностроение неполно обеспечивает своей продукцией отрасли специализации района. Старение производственных фондов снижает эффективность производства и сказывается на качестве выпускаемой продукции, делает ее менее конкурентоспособной.

     Цветная металлургия на Северном Кавказе представлена прежде всего предприятиями вольфрамо-молибденовой, свиицово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. В Кабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, в Северной Осетии — владикавказский завод «Электроцинк», использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощности металлургических, предприятий используют незначительно. Нужна надежная сырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведки новых месторождений полиметаллических руд и освоения ме­тодов, повышающих коэффициент извлечения руды из породы. В Карачаево-Черкесии и Краснодарском крае ведут добычу и обогаще­ние медных руд.

          

 На  основе использования нефтегазового  сырья развилась химическая

промышленность. В 60-х годах XX в. были построены Невинномысский азотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский химический комбинаты, Прикумский завод пластмасс, в Белореченске — завод по производству сложных удобрений. В районе может быть налажено производство карбонатных и сульфатных удобрений на базе местного сырья (залежи каменной соли, месторождения известняков и гипсов). 

  Промышленность строительных материалов ориентируется на местное сырье.

Представлена  цементными заводами Новороссийска  и Карачаево-Черкесии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводом крупнопанельного домостроения и другими предприятиями. В Северной Осетии и Дагестане развита стекольная промышленность. 
 
 

     Глава 5. Транспорт, внешние  экономические связи, проблемы и перспективы  развития района.

     Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими  районами России и странами зарубежья.

          Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.

          Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт.

     Одной из важнейших проблем Северного  Кавказа является ухудшающееся состояние  окружающей среды. Этому процессу в  немалой степени способствуют интенсивная добыча полезных ископаемых, а также специфические природные условия горного региона.

     Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия  региона работают в условиях ограниченного  количества земельных площадей, сложного рельефа, специфических водного и воздушного режимов. Данные факторы приводят к тому, что места деятельности промышленных предприятий, проживания населения и ведения сельского хозяйства находятся в непосредственной близости друг от друга и подвержены сильному взаимовлиянию. Кроме того, горный рельеф в значительной мере препятствует самоочищению атмосферы и водной среды, что приводит к усилению воздействия добывающих и перерабатывающих процессов на людей и экосистемы.

     Особенности рельефа и сложные формы залегания  рудных тел обуславливают высокий уровень нарушения земель при ведении горных работ. Многие годы добыча полезных ископаемых в регионе была направлена преимущественно на извлечение наиболее богатых рудных залежей, что привело к необоснованным для будущих поколений потерям полезных ископаемых. Практически до настоящего времени при разработке месторождений Северного Кавказа предприятия руководствовались только экономическими соображениями.

     Опыт  развития человеческой цивилизации  показывает, что беспощадная эксплуатация природных ресурсов, направленная на получение сиюминутной выгоды, в конечном счете, себя не оправдывает.   Наиболее приемлемым путем решения экологической проблемы Северного Кавказа является применение технологий добычи полезных ископаемых, позволяющих снизить потребление природных ресурсов и воздействие на окружающую среду. В настоящее время уже разработаны технологии добычи, позволяющие достичь определенных результатов в данной области. Решение о внедрении новых, природосберегающих технологий должно приниматься на основе их детальной оценки по совокупности экономических, экологических и иных факторов, имеющих значение для промышленности региона, его населения и экологических систем.

         Помимо этого в районе требуют  своего решения такие экологические  проблемы, как: загрязнение акваторий морей Черного, Азовского и Каспийского, истощение рыбных ресурсов, деградация естественных кормовых угодий, вторичное засоление и дефляция почв и нарушение режима особо охраняемых территорий.

     В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения. В 2004 г., согласно утвержденному проекту, должен вступить в строй магистральный газопровод «Голубой поток», по которому будут передавать природный газ Западной Сибири в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской области и Краснодарского края, газопровод улучшит энергообеспеченность и Северного Кавказа. Предполагают повысить эффективность  передачи  западносибирской  нефти,   поступающей на Северный Кавказ по нефтепроводу Суходольная — Лисичанск — Родиновка — Новороссийск. Поскольку цены на нефть существенно возрастают в связи с необходимостью уплаты тарифов за ее транзит рассматривают проект строительства нефтепровода Суходольная — Родионовка  в обход территории Украины.

     В перспективе в экономике Северо-Кавказского района ожидает уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие автомобилестроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей  промышленности, индустрии строительных материалов; в Таганроге будут производить теплообменное оборудование для атомных электростанций, предполагается развитие базы электроэнергетики:  намечено  строительство Зарамагской ГЭС в Северной Осети, Нижне-Терекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции в Карачаево-Черкесии, предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области; обсуждается проблема ввода в действие Ростовской АЭС. В республике Дагестан возможно освоение новых нефтяных месторождений «Инчхе-море» и Дмитриевского и создание собственных мощностей по нефтепереработке. В Ростовской области намечено произвести реструктуризацию угольной промышленности: выделить наиболее эффективные шахты на самостоятельный баланс, закрыть убыточные шахты и создать новые рабочие места в угольных городах.

Будут создавать новые мощности по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесии и Адыгее.

     Большие изменения произойдут в морском  транспорте Северного Кавказа. Внастоящее время принята программа развития российских портов на Черном море. Она рассчитана на увеличение грузооборота до 145-150 млн.т в год. Кроме значительного увеличения территории и мощностей действующих портов, намечено новое строительство в Геленджике, на Таманском полуострове и в Керченском проливе. Важнейшей задачей остается повышение эффективности работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой части района с учетом природных и климатических условий, укрепление производственной базы сельского хозяйства и кормовой базы животноводства. Необходимо увеличивать число фермерских хозяйств.

     Нестабильность социально-политической обстановки последних лет привела к спаду развития реакционной сферы, включая и туризм, и отдых. Учитывая уникальность природных рекреационных ресурсов Северного Кавказа, необходимо сделать все возможное для его восстановления и дальнейшего развития. Социально-политическая обстановка на Северном Кавказе продолжает оставаться сложной. Основой имеющихся здесь проблем, в том числе национальных, являются тяжелое социально-экономическое положение в некоторых республиках, бедность населения, депрессивность экономики. Для решения политических и национальных проблем необходимо принятие срочных мер, направленных на оздоровление в районе экономической ситуации, решение проблемы безработицы, повышение уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов. 
 

                                                Заключение. 

       Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общероссийскому – довольно весомый фактор. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок  сырья для производства продуктов питания.

       Я в этой курсовой работе выявила экономико-географические характеристики Северо-кавказского экономического региона, проанализировала экономику региона, выявила актуальные проблемы региона и перспективы развития.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    1. Борисов  Е.Ф.

    Экономическая теория: Учебное пособие - М.: Юрайт-М, 2000.

    2. Морозова  Т.Г., Победина М.П.

    Экономическая география России: Учебное пособие  для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

    3. Региональная  экономика: Учебное пособие / Под  ред.

    М.В.Степанова. - М.: ИНФРА-М, Издательство Рос. экон. акад., 2000.

    4. Регионы России: Статический сборник. М.: Госкомстат России,

    2000.

    5. Родионова  И.А. 

Информация о работе ЭГП Северо-Кавказкого экономического района