Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:11, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается отсутствием информации, которая бы всесторонне отражала современное экономическое состояние Северо-Кавказского экономического района. В данной работе рассматриваются природно-ресурсный потенциал района и размещение топливных и минерально-сырьевых ресурсов, отраслевая структура хозяйственного комплекса и размещение комплексных отраслей хозяйства, отраслевая структура и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса крупных экономических районов, особенности их развития в условиях становления рыночной экономики.
В производстве электроэнергии основная роль отводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работают Краснодарская, Ставропольская и Грозненская ГРЭС. Наиболее крупные Невинномысская и Новочеркасская ГРЭС работают на природном газе. Имеются гидравлические электростанции: Цимлянская на Дону, Кубанские, Чиркейская — самая крупная в районе из гидравлических (1 млн кВт) — на Судаке и др.
Машиностроительный комплекс. Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, обеспеченность квалифицированными кадрами, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения.
Северный Кавказ — один из крупных в стране районов сельскохозяйственного - машиностроения. Здесь производят 1/4 зерноуборочных комбайнов (построенный еще в годы первых пятилеток «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные, кормоуборочные и рисоуборочные комбайны) и примерно половину тракторных культиваторов, выпускаемых в стране (Краснодарский завод сельскохозяйственного машиностроения). За последние годы в результате нарушения экономических связей и неплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось. Производственные мощности заводов сельскохозяйственного машиностроения района используют лишь на 10—15%, хотя обеспеченность зерноуборочными комбайнами составляет лишь половину от технологически рациональных норм.
Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производству электровозов (Новочеркасск). В г. Шахты действует завод электротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитии энергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске производит оборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы и намечают выпускать теплообменное оборудование для атомных электростанций. В районе продолжает развиваться авиастроение (Таганрогский научно-технический комплекс выпускает гидросамолеты, самолеты-амфибии и др.). С 1995 г. на Северном Кавказе появилось собственное автомобилестроение (Ростов-на-Дону и Таганрог): здесь было налажено производство корейской «Дэу Нексия». В настоящее время сборка этих автомобилей прекращена, и ФПГ «Донинвест» готовится к запуску в производство новых моделей легковых автомобилей, в частности класса «Нива».
В Ростовской области сосредоточено ташке производство кузнечнопрессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования для лесной промышленности, приборостроение, транспортное машиностроение. Ставропольский край выделяется производством промышленной арматуры, Чечня и Ингушетия — оборудования для нефтегазовой промышленности. В Кабардино-Балкарии налажен выпуск продукции инструментальной промышленности и приборостроения. В промышленных центрах Северного Кавказа выпускают также технологическое оборудование для пищевой промышленности, измерительные приборы, бытовую технику, изделия радио- и электротехнической промышленности. Предприятия используют сталь и прокат, поступающий с металлургических заводов Сулина и Таганрога.
В настоящее время машиностроение неполно обеспечивает своей продукцией отрасли специализации района. Старение производственных фондов снижает эффективность производства и сказывается на качестве выпускаемой продукции, делает ее менее конкурентоспособной.
Цветная металлургия на Северном Кавказе представлена прежде всего предприятиями вольфрамо-молибденовой, свиицово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. В Кабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, в Северной Осетии — владикавказский завод «Электроцинк», использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощности металлургических, предприятий используют незначительно. Нужна надежная сырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведки новых месторождений полиметаллических руд и освоения методов, повышающих коэффициент извлечения руды из породы. В Карачаево-Черкесии и Краснодарском крае ведут добычу и обогащение медных руд.
На
основе использования
промышленность.
В 60-х годах XX в. были построены Невинномысский
азотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский
химический комбинаты, Прикумский завод
пластмасс, в Белореченске — завод по
производству сложных удобрений. В районе
может быть налажено производство карбонатных
и сульфатных удобрений на базе местного
сырья (залежи каменной соли, месторождения
известняков и гипсов).
Промышленность строительных материалов ориентируется на местное сырье.
Представлена
цементными заводами Новороссийска
и Карачаево-Черкесии, Ростовским заводом
минераловатных плит, Шпаковским заводом
крупнопанельного домостроения и другими
предприятиями. В Северной Осетии и Дагестане
развита стекольная промышленность.
Глава 5. Транспорт, внешние экономические связи, проблемы и перспективы развития района.
Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.
Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.
Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.
Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт.
Одной из важнейших проблем Северного Кавказа является ухудшающееся состояние окружающей среды. Этому процессу в немалой степени способствуют интенсивная добыча полезных ископаемых, а также специфические природные условия горного региона.
Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия региона работают в условиях ограниченного количества земельных площадей, сложного рельефа, специфических водного и воздушного режимов. Данные факторы приводят к тому, что места деятельности промышленных предприятий, проживания населения и ведения сельского хозяйства находятся в непосредственной близости друг от друга и подвержены сильному взаимовлиянию. Кроме того, горный рельеф в значительной мере препятствует самоочищению атмосферы и водной среды, что приводит к усилению воздействия добывающих и перерабатывающих процессов на людей и экосистемы.
Особенности
рельефа и сложные формы
Опыт развития человеческой цивилизации показывает, что беспощадная эксплуатация природных ресурсов, направленная на получение сиюминутной выгоды, в конечном счете, себя не оправдывает. Наиболее приемлемым путем решения экологической проблемы Северного Кавказа является применение технологий добычи полезных ископаемых, позволяющих снизить потребление природных ресурсов и воздействие на окружающую среду. В настоящее время уже разработаны технологии добычи, позволяющие достичь определенных результатов в данной области. Решение о внедрении новых, природосберегающих технологий должно приниматься на основе их детальной оценки по совокупности экономических, экологических и иных факторов, имеющих значение для промышленности региона, его населения и экологических систем.
Помимо этого в районе требуют
своего решения такие
В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения. В 2004 г., согласно утвержденному проекту, должен вступить в строй магистральный газопровод «Голубой поток», по которому будут передавать природный газ Западной Сибири в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской области и Краснодарского края, газопровод улучшит энергообеспеченность и Северного Кавказа. Предполагают повысить эффективность передачи западносибирской нефти, поступающей на Северный Кавказ по нефтепроводу Суходольная — Лисичанск — Родиновка — Новороссийск. Поскольку цены на нефть существенно возрастают в связи с необходимостью уплаты тарифов за ее транзит рассматривают проект строительства нефтепровода Суходольная — Родионовка в обход территории Украины.
В перспективе в экономике Северо-Кавказского района ожидает уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие автомобилестроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии строительных материалов; в Таганроге будут производить теплообменное оборудование для атомных электростанций, предполагается развитие базы электроэнергетики: намечено строительство Зарамагской ГЭС в Северной Осети, Нижне-Терекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции в Карачаево-Черкесии, предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области; обсуждается проблема ввода в действие Ростовской АЭС. В республике Дагестан возможно освоение новых нефтяных месторождений «Инчхе-море» и Дмитриевского и создание собственных мощностей по нефтепереработке. В Ростовской области намечено произвести реструктуризацию угольной промышленности: выделить наиболее эффективные шахты на самостоятельный баланс, закрыть убыточные шахты и создать новые рабочие места в угольных городах.
Будут создавать новые мощности по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесии и Адыгее.
Большие
изменения произойдут в морском
транспорте Северного Кавказа. Внастоящее
время принята программа
Нестабильность
социально-политической обстановки последних
лет привела к спаду развития реакционной
сферы, включая и туризм, и отдых. Учитывая
уникальность природных рекреационных
ресурсов Северного Кавказа, необходимо
сделать все возможное для его восстановления
и дальнейшего развития. Социально-политическая
обстановка на Северном Кавказе продолжает
оставаться сложной. Основой имеющихся
здесь проблем, в том числе национальных,
являются тяжелое социально-экономическое
положение в некоторых республиках, бедность
населения, депрессивность экономики.
Для решения политических и национальных
проблем необходимо принятие срочных
мер, направленных на оздоровление в районе
экономической ситуации, решение проблемы
безработицы, повышение уровня доходов
населения, развитие рыночных рычагов
и стимулов.
Заключение.
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общероссийскому – довольно весомый фактор. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок сырья для производства продуктов питания.
Я в этой курсовой работе выявила экономико-географические характеристики Северо-кавказского экономического региона, проанализировала экономику региона, выявила актуальные проблемы региона и перспективы развития.
Список
использованной литературы
1. Борисов Е.Ф.
Экономическая теория: Учебное пособие - М.: Юрайт-М, 2000.
2. Морозова Т.Г., Победина М.П.
Экономическая география России: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред.
М.В.Степанова. - М.: ИНФРА-М, Издательство Рос. экон. акад., 2000.
4. Регионы России: Статический сборник. М.: Госкомстат России,
2000.
5. Родионова И.А.
Информация о работе ЭГП Северо-Кавказкого экономического района