Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:17, реферат
Можно выделить два аспекта экологической проблемы:
- экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов;
- и кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.
Наступление ледников, извержение вулканов, образование гор, землетрясения и связанные с ними цунами, ураганы, смерчи, наводнения - все это земные естественные факторы
Подчеркнем еще раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса — важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): “Лес — это вода, вода — урожай, урожай — жизнь”.
По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:
первая группа — леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные). Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;
вторая группа — леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Распространены они в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, поэтому, чтобы сохранить их защитные и эксплуатационные функции, требуется строгий режим лесопользования;
третья группа — эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины. Заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.
Принадлежность леса к той или иной группе определяет режим лесопользования, который должен вестись на строго научной основе с соблюдением основных принципов максимального сбережения природных экосистем и рационального использования лесных ресурсов.
Известный американский ученый Лестер Браун считает: 'Если мировое сообщество будет обеспокоено в первую очередь физической деградацией планеты, то организующим принципом новогомирового порядка станет принцип экологической безопасности. Напервом плане во всем мире окажутся не идеологические, аэкологические проблемы; доминировать будут не отношениямежду нациями, а отношения между нациями и природой'.
Человеку настоятельно необходимо коренным образом изменить его отношение к окружающей среде и его представление о'безопасности'. Мировые военные расходы составляют около1 триллиона долларов в год (около 2,5 млрд в день; 1991 год) ипродолжают расти. В то же время нет средств для наблюденияза глобальными климатическими изменениями, обследованияэкосистем исчезающих влажных тропических лесов и расширяющихся пустынь.
- Так, для осуществления Плана
действия по
- Одной из самых серьезных экологических проблем встранах 'третьего мира' является отсутствие чистой питьевойводы, что служит причиной 80% заболеваний. На улучшениеситуации потребовалось бы около 30 миллиардов долларов в год,что соответствует сумме мировых военных расходов за 20 дней.
- Осуществление Плана действий
ООН по борьбе с
Можно привести еще множество подобных примеров. Правительства продолжают рассматривать 'безопасность' только с военной точки зрения. И хотя до сих пор существует возможность развязывания ядерной войны, представляющей серьезнейшую опасность и для окружающей среды, и для человека, все же понятие 'безопасность' должно включать и заботу о среде обитания.
Естественный путь выживания - максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром.
Однако легко сформулировать все теоретически, но очень трудно перевести это на язык практической деятельности. В этом сложном процессе должны участвовать все члены мирового сообщества - от международных организаций до каждого человека в отдельности. Для одних людей этот процесс может бытьсферой социальной активности (например, участие в движении 'зеленых'), а для других (их большинство) протекать незаметно, постепенно изменяя образ мышления и формы поведения.
Необходимо иметь
- уметь оценивать последствия
любых воздействий на окружающу
- контролировать их и вносить необходимые коррективы;
- разрабатывать и внедрять
- научиться залечивать
- экологическое воспитание, просвещение, бережное отношение к природе;
- экологическая экспертиза и широкое информационное обеспечение;
- рациональное
- всеобщее разоружение и
В мире существует еще множество проблем планетарного масштаба. Так у мирового сообщества вызывает серьезную озабоченность растущая проблема потребления наркотических средств и СПИД из-за их влияния на будущее детей и молодежи. Злоупотребление наркотическими средствами тоже является своего рода загрязнением окружающей среды, которое носит транснациональный характер (для него не существует границ).Однако в отличие от большинства форм загрязнения окружающей среды отравление наркотиками совершается намеренно, торговцы умышленно используют слабости людей и всех экономических и правовых систем.
И все экологические проблемы, и проблема злоупотребления наркотическими средствами, и проблема заражения вирусом СПИД являются слишком широко распространенными и сложными проблемами, чтобы с ними смогла справиться какая-либо одна страна. Необходимы усилия всего мирового сообщества, но должен работать принцип 'мыслить глобально, действовать локально'.
Осознание остроты и масштабности экологических проблем, выявление их глобального и регионального характера, создание экологического образования и просвещения создают предпосылки для формирования экологической культуры (Дмитрий Сергеевич Лихачев), в рамках которой взаимоотношения человека и природы предстают как нравственная проблема. Речь идет о развитии экологического образования - 'формального' (в учебных заведениях) и 'неформального' (в рамках общественных организаций, движений и прочих).
В системе 'формального' образования предусматривается пропаганда знаний в области отношений между человеком и природой:
- в рамках дошкольного
- в рамках школьного
- в высших и средних
- предполагается просвещение
При той или иной форме образования главная цель - изменить отношение всех членов общества к среде обитания, повысить ответственность по отношению к природе, дать знания о том, какей помочь.
Экологическая революция победит, когда люди смогут произвести 'переоценку' ценностей, взглянуть на самих себя как на неотъемлемую часть природы, от которой зависит их собственное будущее и будущее их потомков.