Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:17, реферат
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.
Мотивация как элемент
управления — это процесс организации
коллектива на достижение поставленных
целей. Побудительными мотивами здесь
должны выступать такие факторы
мотивации как высокая
Ещё один аспект совершенствования организации экологического аудита состоит в документировании аудиторских проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологической аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет определить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного подхода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологического аудита.
В процессе экологического
аудита оценивается система
В научной литературе получили
освещение вопросы организации
экологического аудита, его места
и роли в структуре государственного
контроля. Определены задачи, цели, критерии,
объекты и субъекты экоаудита. Нашли
отражение вопросы методологии
и концепции экологического аудита.
Представлен широкий обзор
В короткий срок специалисты
Минэкобезопасности осуществили разработки,
направленные на становление и внедрение
в практику хозяйствования этого
инструмента, позволяющего регулировать
эколого-экономические
Роль экологического аудита в реформировании экономики региона может быть выявлена в следующих направлениях управленческой деятельности:
аудит вывода предприятий из эксплуатации при реструктуризации отрасли;
аудиторская экологическая оценка оздоровления приватизируемых предприятий;
аудиторская оценка экологических издержек;
аудиторские рекомендации по ресурсосбережению;
аудиторская оценка условий экологического страхования;
аудиторская эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности объекта;
аудиторская эколого-экономическая оценка “гудвилла” фирмы;
аудиторский учет экологических факторов в стоимостной оценке приватизируемого предприятия;
аудиторская оценка нормативной базы природопользования предприятия;
аудиторская защита корпоративных интересов;
аудиторская экологическая оценка инновационных и инвестиционных проектов и др.
Таким образом, экологический
аудит характеризуется своей
комплексностью с выполнением
В условиях формирования рыночных
отношений выявляется новое направление
развития функций внутреннего и
внешнего прогнозного экоаудита, как
средства оптимизации и активизации
предпринимательской
Экспертная функция всех видов аудита является важным направлением развития финансово-хозяйственного и экологического контроля в эффективном использовании капитала в условиях свободного предпринимательства.
Рыночная экономика обусловила появление предпринимателя и предпринимательства, которые в современных условиях представляют собой совокупность экономических, нормативно-правовых, политических и экологических отношений.
В современных условиях получение
прибыли возможно только при наиболее
эффективном использовании всех
видов ресурсов, в том числе, природных,
их защите от загрязнения и деградации,
а также экономическом риске
и соблюдении условий экологической
безопасности. Это побуждает предпринимателей
применять все виды предварительного
контроля на стадии принятия управленческих
решений. Таким образом, независимый
экологический аудиторский
Направления применения результатов экологического аудита.
Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном исследовании хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния на окружающую среду, достаточно широк.
Экологические проблемы актуальны
для банковских институтов. Финансовый
риск, напрямую связанный с риском
экологическим, может возникнуть в
результате крупных аварий и загрязнения
среды, а также в связи с
неучтенными ранее
ЭА может и должен стать
основой для становления и
развития экологического предпринимательства,
к сфере которого следует отнести
следующие направления
Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для других отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд. долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов предоставляемых услуг).
Объективные результаты комплексного
исследования необходимы при заключении
договоров по страхованию экологического
риска и ответственности
Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.
Уникальную возможность
улучшить экологические характеристики
большого числа субъектов
В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному.
Так, Закон о структуре природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г. предоставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в результате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя, общественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано 69 тыс. заявок.
В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период.
В Эстонии приватизационное
агентство использует подход, который
можно рассматривать как
Представляется, однако, что
прямое использование зарубежного
опыта в этой области без учета
особенностей ее социально-экономической
и экологической ситуации может
лишь усугубить эколого-
Так, при прямом директивном
внедрении принципа "загрязнитель
платит" в переходный период, когда
энергетическая, нефтехимическая, металлургическая
и другие загрязняющие отрасли промышленности
высокомонополизированы, бремя платежей
за загрязнение легко переносится
на плечи потребителей. Кроме того,
не только возрастет стоимость улучшения
или поддержания качества окружающей
среды, но и сократится производство
товарной продукции, от реализации которой
поступают платежи в
Учет экологического фактора
при приватизации должен разрешить
противоречие, заключающееся в необходимости
совершенствования
Основным направлением стабильной
деятельности предприятия в