Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:17, реферат

Описание

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Работа состоит из  1 файл

Экологический аудит.docx

— 54.28 Кб (Скачать документ)

Мотивация как элемент  управления — это процесс организации  коллектива на достижение поставленных целей. Побудительными мотивами здесь  должны выступать такие факторы  мотивации как высокая ответственность, материальное вознаграждение, успех, реализация творческого потенциала и делового роста.

Ещё один аспект совершенствования  организации экологического аудита состоит в документировании аудиторских  проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологической аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет определить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного подхода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологического аудита.

В процессе экологического аудита оценивается система экоменеджмента предприятия, технологические процессы, экологическая безопасность объекта, его производственная территория, прилегающая  территория до 5 км по периметру; основные технологические и вспомогательные  процессы, здания, оборудование и сооружения.

В научной литературе получили освещение вопросы организации  экологического аудита, его места  и роли в структуре государственного контроля. Определены задачи, цели, критерии, объекты и субъекты экоаудита. Нашли  отражение вопросы методологии  и концепции экологического аудита. Представлен широкий обзор зарубежного  опыта проведения экологического аудита. Особенно детально проработаны вопросы, касающиеся процедуры осуществления  экологического аудита предприятия.

В короткий срок специалисты  Минэкобезопасности осуществили разработки, направленные на становление и внедрение  в практику хозяйствования этого  инструмента, позволяющего регулировать эколого-экономические отношения  хозяйственного объекта и природной  среды в условиях рынка. Однако, экологический  аудит, как форма контроля в рыночных условиях, только тогда окажется эффективным, когда будет оснащён научно-обоснованной нормативной базой и методическим инструментарием.

Роль экологического аудита в реформировании экономики региона  может быть выявлена в следующих  направлениях управленческой деятельности:

аудит вывода предприятий  из эксплуатации при реструктуризации отрасли;

аудиторская экологическая  оценка оздоровления приватизируемых  предприятий;

аудиторская оценка экологических  издержек;

аудиторские рекомендации по ресурсосбережению;

аудиторская оценка условий  экологического страхования;

аудиторская эколого-экономическая  оценка инвестиционной привлекательности  объекта;

аудиторская эколого-экономическая  оценка “гудвилла” фирмы;

аудиторский учет экологических  факторов в стоимостной оценке приватизируемого предприятия;

аудиторская оценка нормативной  базы природопользования предприятия;

аудиторская защита корпоративных  интересов;

аудиторская экологическая  оценка инновационных и инвестиционных проектов и др.

Таким образом, экологический  аудит характеризуется своей  комплексностью с выполнением исследовательских  и инжиниринговых процедур. В значительной мере он важен в прединвестиционной стадии. При рассмотрении сложных  инвестиционных программ и проектов экологический аудит может предвосхищать  экологическую экспертизу. Это сопоставимо  с финансовым аудитом, который крупные  фирмы проводят перед проверкой  финансовой деятельности налоговой  инспекцией.

В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление  развития функций внутреннего и  внешнего прогнозного экоаудита, как  средства оптимизации и активизации  предпринимательской деятельности на основе соблюдения принципов экологической  безопасности. Одновременно с контрольными функциями экоаудит и хозяйственный  аудит должны выполнять экономическую  и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инвестиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических издержек и т.д.

Экспертная функция всех видов аудита является важным направлением развития финансово-хозяйственного и  экологического контроля в эффективном  использовании капитала в условиях свободного предпринимательства.

Рыночная экономика обусловила появление предпринимателя и  предпринимательства, которые в  современных условиях представляют собой совокупность экономических, нормативно-правовых, политических и  экологических отношений.

В современных условиях получение  прибыли возможно только при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, в том числе, природных, их защите от загрязнения и деградации, а также экономическом риске  и соблюдении условий экологической  безопасности. Это побуждает предпринимателей применять все виды предварительного контроля на стадии принятия управленческих решений. Таким образом, независимый  экологический аудиторский контроль в условиях рыночных преобразований приобретает функции катализатора для активизации предпринимательской  деятельности на принципах экологически безопасного и устойчивого развития.

Направления применения результатов  экологического аудита.

Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном  исследовании хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния  на окружающую среду, достаточно широк.

Экологические проблемы актуальны  для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в  результате крупных аварий и загрязнения  среды, а также в связи с  неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора  к гражданской или уголовной  ответственности, увеличение срока  реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия – все это крайне нежелательно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока предоставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невозвращение кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей составляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-кредиторы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация.

ЭА может и должен стать  основой для становления и  развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести  следующие направления хозяйственной  и социальной деятельности: разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средозащитной техники  и приборов для контроля и повышения  качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских  товаров; использование вторичных  ресурсов; использование рекреационных  ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, страхование, воспитание, просвещение  и образование).

Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических  фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье  для других отраслей, нашли более  эффективные методы их очистки и  переработки. Ежегодно в мире такие  фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд. долл., причем этот показатель имеет  устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов  предоставляемых услуг).

Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя  и потребителя, для определения  экологической надежности предприятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций.

Целью создания системы обязательного  и добровольного экологического страхования потенциально опасных  объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам  страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной  среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое  за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.

Уникальную возможность  улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики  дает приватизация. Она позволяет, в  частности, разрешить противоречия, возникающие в тех случаях, когда  государство одновременно выполняет  функции по экологическому регулированию  и выступает в качестве владельца  регулируемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традиционными  задачами, как получение доходов  от продажи предприятий, их модернизация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых  платежей, должна включать также совершенствование  природоохранной деятельности и  рациональное природопользование. Экологические  аспекты необходимо адекватно отражать в законодательных и нормативных  актах по приватизации и иностранным  инвестициям.

В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность  игнорирования природоохранных  проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному.

Так, Закон о структуре  природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г. предоставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в результате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя, общественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано 69 тыс. заявок.

В Польше соглашение между  всеми учреждениями, участвующими в  приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период.

В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который  можно рассматривать как компромиссный  между применяемыми в Германии и  Польше. Разработана стандартная  форма договора, согласно которой  приватизационное агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает  покупателя от ответственности за экологический  ущерб, нанесенный третьей стороне  в результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных  с ликвидацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение  пятилетнего периода с момента  передачи собственности.

Представляется, однако, что  прямое использование зарубежного  опыта в этой области без учета  особенностей ее социально-экономической  и экологической ситуации может  лишь усугубить эколого-экономический  кризис. Дело осложняется тем, что  прямое введение в практику классических методов экономического механизма  природопользования, характерных для  развитых рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и  обратный эффект.

Так, при прямом директивном  внедрении принципа "загрязнитель платит" в переходный период, когда  энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится  на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения  или поддержания качества окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой  поступают платежи в природоохранные  фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с загрязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный  сектор тратит примерно 21%, а потребители  – 16%.

Учет экологического фактора  при приватизации должен разрешить  противоречие, заключающееся в необходимости  совершенствования природоохранной  деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов. Поэтому пока права собственности  находятся у государства, следует  выяснить причины возникновения  и степень экологического кризиса  на каждом конкретном предприятии и  решить вопрос о мере и формах ответственности  всех причастных к нему. Решение  вопроса о компенсации природоохранных  затрат и содействие в этом должны происходить индивидуально в  зависимости от масштабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния региона, реальной и потенциальной  опасности приватизируемого предприятия  на основании результатов ЭА.

Основным направлением стабильной деятельности предприятия в постприватизационный период является организация производства конкурентоспособной продукции  и повышение ее рентабельности. Это  достигается различными путями, которые  условно можно классифицировать следующим образом:

Информация о работе Экологический аудит