Экономическая оценка природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:53, реферат

Описание

Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов – одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка.

Работа состоит из  1 файл

Введение0.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  экономической (денежной) оценки природных  ресурсов – одна из наиболее сложных  и дискуссионных в современной  науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы  в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в бывшем Советском Союзе оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию. С точки зрения каждого конкретного хозяйственного объекта экологические затраты — дело невыгодное, или, как писал известный американский исследователь Б. Коммонер, “улучшение окружающей среды — это игра с нулевым результатом”.

     Для обеспечения рационального использования  природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды нужны не только натуральные, физические данные о количестве и качестве природных ресурсов, но и стоимостные. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Необходимость и подходы к определению экономической ценности природных ресурсов.
 

     Экономическая политика нашей страны, как и других республик бывшего СССР, основывалась на всенародной собственности на природные ресурсы. При этом в основу государственной природоохранной политики была заложена концепция "даровых природных благ". В соответствии с этой концепцией природные богатства страны представлялись неисчерпаемыми и бесплатными, и "взять их у природы было главной задачей".

     Так как ресурсов у нас, к счастью, действительно было много, то эта  концепция благополучно существовала вплоть до 80 - 90-х годов.

     Потом, вначале в научной печати, а  затем и в периодической, начали раздаваться тревожные голоса специалистов по поводу состояния природных ресурсов.

     А вскоре и широкая общественность стала замечать и как-то неожиданно для себя обнаружила, что многие виды природных ресурсов вдруг оказались  исчерпаемыми.

     Одновременно  выяснилось, что потери вследствие антропогенной деятельности и изменений в окружающей природной среде, оцениваются миллиардами руб. и порой приобрели необратимый характер.

     Стала очевидной несостоятельность концепции "даровых природных благ" и  необходимость кардинального изменения  государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

     Мировой опыт свидетельствует: природоохранная  деятельность государства должна базироваться на системе взаимоувязанных мер:

  1. законодательных;
  2. организационно-нормативных;
  3. экономических.

     Среди экономических мер широкое распространение, в большинстве развитых стран, получила практика платного природопользования.

     Платное природопользование основывается:

  • на экономических оценках природных ресурсов;
  • платежах за использование природных ресурсов;
  • платежах за загрязнение окружающей природной среды.

     При этом платежи за использование природных  ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются  на основе экономических оценок природных  ресурсов.

     Таким образом, экономические оценки природных ресурсов в совокупности с платежами являются важным направлением улучшения использования природных ресурсов и, соответственно, улучшения состояния окружающей природной среды в целом. Всеобщий характер использования и воспроизводства природных ресурсов предполагает необходимость применения системы экономических показателей для оценки природных ресурсов. [6] 
 

     
    1. Сущность  и функции экономической оценки природных ресурсов
 

     Под экономической оценкой понимается денежное выражение хозяйственной ценности природного ресурса, обусловленное его природными особенностями.

     Целью оценки является улучшение использования  воспроизводства и охраны природных  ресурсов.

     Естественной  предпосылкой экономической оценки природных ресурсов является ограниченность лучших участков и объемов природных ресурсов, их качественная и территориальная неоднородность.

     В качестве объекта оценки могут выступать:

     - источники отдельных видов ресурсов;

     - совокупность ресурсов той или  иной территории;

     - отдельный вид ресурса.

     Функции экономической оценки:

  1. учетная, предполагает учет стоимости ресурсов в составе национального богатства;
  2. стимулирующая функция – лежит в основе платности природопользования,

     создание  экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в рациональном использовании ресурсов.

     С помощью экономической оценки мы может сравнивать различные виды природных ресурсов и последовательность их вовлечения в хозяйственный оборот.

     Сфера применения экономических оценок:

  • ведение кадастров природных ресурсов;
  • анализ вклада каждого вида ресурса в состав национального богатства страны;
  • оценка экономической эффективности функционирования отраслей, предприятий, организаций связанных с использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов;
  • определение и формирование обоснованных нормативов использования природных ресурсов с целью обеспечения максимальной эколого-экономической эффективности общественного производства;
  • формирование нормативов экономического стимулирования предприятий и организаций использующих природные ресурсы, в том числе:

     а) нормативов платежей за использование  ресурсов;

     б) нормативов санкций за нарушение  условий ресурсопользования;

     в) нормативов экономического стимулирования (поощрения) ресурсосберегающих мероприятий, т. е. проведение ресурсосберегающей политики. [5]

    1. Экономические оценки природных ресурсов

    3.1.  Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. 

     Минерально-сырьевые ресурсы, включающие очень широкий (и непрерывно расширяющийся) круг природных веществ минерального происхождения, используемых для получения энергии и материалов путем извлечения и последующей переработки, принадлежат к числу важнейших видов природных богатств.

     Единым  объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторождения полезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земной коры в которых "в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования" (Смирнов, 1965 г., стр.5).

     Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяется чрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинстве геологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам или оценочным параметрам

     1. Масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;

     2. Качество полезного ископаемого (вещественный состав и технологические свойства);

     3. Продуктивность основных залежей,  характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;

     4. Горнотехнические условия эксплуатации  месторождения;

     5. Экономика района месторождения.

     Кроме того, предлагается учитывать дефицитность данного вида ресурсов и его народнохозяйственное значение. По народнохозяйственному значению запасы полезных ископаемых подразделяются на две группы, подлежащие отдельному подсчету, утверждению и учету: балансовые запасы, использование которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах; забалансовые запасы, использование которых в настоящее время  по технико-экономическим причинам не целесообразно, но которые в дальнейшем могут стать объектом промышленного освоения.

     Кондиции, на основании которых производится подразделение на указанные группы, устанавливаются государственными органами для каждого месторождения на основании технико-экономических расчетов, исходя из условий эксплуатации месторождения, количества запасов, ценности и технологий переработки. Кондиции отражают требования промышленности, обоснованные технико-экономическими расчетами.

     Отнесение запасов полезных ископаемых к балансовым отражает, наряду с чисто технологическими соображениями, требования экономической эффективности использования месторождения и, следовательно, представляет собой по существу этап экономической оценки ресурсов. 
 

     3.2. Экономическая оценка лесных ресурсов. 

     Лесные  ресурсы - это один из видов биологических  ресурсов. Лесосырьевые ресурсы имеют огромное жизненное значение: с их использованием связаны мощные отрасли промышленности, значительная часть работающего населения.

     Важной  особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевого использования. С точки зрения методов оценки  важное свойство лесов (как и с/х ресурсов) их ареальное, площадное распространение. С этим связаны некоторые методические особенности оценки лесных ресурсов. Во-первых, оценка может проводиться в различных территориальных масштабах – от небольших участков внутри лесных кварталов до обширных зон. Во-вторых, возможна параллельная разработка двух рядов оценок - по природным и по хозяйственным единицам. В первом случае объектом оценки выступают технологически однородные, имеющие сходную биоценотическую структуру участки леса. Во втором случае рассматриваются единицы хозяйственного лесопользования - территории предприятий лесной промышленности (или лесхоза), лесосырьевые базы, лесоэкономические районы, лесные ресурсы экономических районов и т.д.

     Основными элементами оценки лесных ресурсов следует рассматривать следующие:

     1. Объем - общая площадь лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины;

     2. Природные свойства - концентрация  запасов (запас на единицу площади), качество и структура древостоев (состав по породам, бонитетам, классам возраста);

     3. Природные и экономические условия освоения.

     Эти элементы относятся к лесопромышленному  использованию, т.е. к вырубке лесов для получения древесного сырья, поскольку данный вид использования имеет наибольшее хозяйственное значение. [2]

     Леса, в отличие от полезных ископаемых занимают определенную площадь земной поверхности и доступны для непосредственного обозрения, их можно учесть с исчерпывающей полнотой. В практике отечественного лесного хозяйства осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по инвентаризации лесов, изучение природных и экономических условий лесного хозяйства отдельных районов, выявлению технической ценности лесов, их особенностей и требований с точки зрения лесоводства, проектирование рационального режима использования и воспроизводства лесных ресурсов. 
 
 

Информация о работе Экономическая оценка природных ресурсов