Экономика географическая характеристика западной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание

Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Западно-Сибирского экономического района. Данный район выделяется, прежде всего, добычей нефти, газа и каменного угля; здесь также развиты черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий зхпромысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Место хозяйства региона в территориальном разделении труда....4
2. Развитие хозяйство Западной Сибири.………..……….……….... 5-6
3. Предпосылки и факторы формирования современной специализации экономики региона ……………………………………………………….. 7-8
4.Особенности развития и специализации промышленности и сельского хозяйства…………………………………………………..................…. 9
5.Производственная и социальная структура региона. Внутрирайонные и межрайонные экономические связи ……………………….……….… 10-11
6.Важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона …………………………….…………………..……………… 12-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……… 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по географии.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет» в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического  образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«География и регионалистики»

на тему: «экономика географическая характеристика западной России»

 

 

Выполнил: студент  группы

Св-112 ПД Лощенко  Д.Е.

 

Проверил: преподаватель

ППО

 

 

 

 

Советский 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

   1. Место хозяйства региона в территориальном разделении труда....4

2. Развитие хозяйство Западной Сибири.………..……….……….... 5-6

3. Предпосылки и факторы формирования современной специализации экономики региона ……………………………………………………….. 7-8

4.Особенности развития и специализации промышленности и сельского хозяйства…………………………………………………..................…. 9

5.Производственная и социальная структура региона. Внутрирайонные и межрайонные экономические связи ……………………….……….… 10-11

6.Важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона …………………………….…………………..……………… 12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……… 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Западно-Сибирского экономического района. Данный район выделяется, прежде всего, добычей нефти, газа и каменного  угля; здесь также развиты черная и цветная металлургия, тяжелое  машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий зхпромысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.

Целью изучения ЗСЭР для  меня является рассмотрение важнейших  экономических характеристик данного  региона.

Данная работа состоит  из 5 глав, в которых решаются следующие  задачи: рассмотрение экономико-географического  положения региона, и на его основе специализации отдельных районов; изучение отраслей специализации; выделение  важнейших проблем и перспектив развития ЗСЭР. Здесь показывается состав экономического региона, оценка экономико-географического положения, особенности заселения территории, особенности размещения ведущих отраслей промышленности, характеристика отраслей производственной и социальной инфраструктуры, а также важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона. К работе прилагаются одна самостоятельно выполненная картосхема и одна таблица с диаграммой.

Для решения поставленных задач были проанализированы ряд  учебников по географии России и регионалистике, также использованы сайты, в которых предоставлена информация за последние 2 года. Таким образом, была получена общая картина ЗСЭР за последние 30 лет.

 

 

Место хозяйства региона в территориальном  разделении труда

Экономический район - это «часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий» Собрание законодательства РФ. - 1996. № 23. Ст. 2756. ; это территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Одним из таких районов является Западно-Сибирский экономический район (ЗСЭР) в составе Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, и Тюменской областей, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. ЗСЭР занимает площадь 2427,2 тыс. км2 (это 14,2% от общей площади РФ) с населением 15,1 млн человек (10,6% от общего населения страны).

Важная черта  экономико-географического положения  Западной Сибири -- расположенность на перекрестке железнодорожных магистралей и великих сибирских рек, сопредельность с экономически высокоразвитой европейской частью страны, в особенности с Уралом, соседство с Восточной Сибирью. Все это стало первоосновой ее хозяйственного освоения. Во-первых, существова-ла возможность получения большой помощи Урала, Центра и других районов европейской части страны, во-вторых, потребности и восточных, и западных соседей района тоже стимулировали использование ее при-родных богатств. Южная граница ЗСЭР является государственной с Казахстаном, Китаем (на очень небольшом участке) и Монголией. На севере район выходит к Карскому морю Северного Ледовитого океана.

 

Развитие  хозяйство Западной Сибири.

Более трех столетий, со времени присоединения Сибири к России и до Октябрьской революции, хозяйство Западной Сибири развивалось очень медленно. Земледельческая колонизация с конца XVI в. дала толчок за-селению этой территории. В конце XVIII века на базе месторождений руд цветных металлов на Алтае начали развивать горнозаводское производство. Здесь возникли небольшие заводы по выплавке серебра, меди, золота, свинца и для местных нужд черного металла, обработка цветных камней. В этот период Алтай стал основным в России поставщиком серебра и свинца, золота, меди, драгоценных камней. С середины XIX века в условиях развивающейся капиталистической конкуренции многие небольшие предприятия, оснащенные примитивной техникой, прекрати-ли существование. По мере заселения Западной Сибири увеличивалась площадь сельскохозяйственных угодий. Прокладка Сибирской железной дороги стимулировала развитие земледелия, открыв путь дешевому сибирскому хлебу на российский и заграничный рынки. Товарное значение получили молочное животноводство и, в особенности, маслоделие.

С установлением  советской власти в Западной Сибири постепенно начали формироваться условия для всестороннего развития производи-тельных сил и новой территориальной организации производства.

Западная Сибирь - важнейший для России район добычи газа, нефти, угля. Он специализируется также на производстве электроэнергии, ста-ли, проката, химической продукции, получаемой на основе переработки нефти, газа и угля, энергоемкой продукции, машин, пшеницы твердых сортов. По запасам нефти и природного газа данный регион занимает первое место в стране. «Запасы нефти Западной Сибири составляют 13,8 млрд т, что сопоставимо с Ираком (13,2), Кувейтом (13,1), Ираном ( 12.1 млрд т). В регионе добывается ? российской нефти и 9/10 газа», «2/5 угля, 1/7 производства проката черных металлов, 1/7 химического волокна, 1/6 валового сбора зерна и 1/8 производства мяса и молока».

Необъятные  лесные массивы содержат 1/8 всех запасов  древесины в России. А сельскохозяйственные угодья составляют 1/5 всех и свыше ? на Востоке.

«Здесь сосредоточена 1/6 основных производственных фондов страны, это вдвое больше, чем в соседней Восточной Сибири. Фондовооруженность в промышленности самая высокая, но в связи с большой фондоемкостью и недостаточным использованием средств производства фондоотдача - низкая. Износ основных фондов превышает средний».

Западная Сибирь выгодно отличается на Востоке лучшей обеспеченностью трудовыми ресурсами, что является весьма благоприятным  фактором хозяйственного развития.

Значителен  интеллектуальный потенциал. Контингент лиц с высшим и средним специальным образованием здесь относительно больше, чем в среднем по стране.

 

Предпосылки и факторы формирования современной  специализации экономики региона.

Особенности заселения  территории, количество и структура  населения так же, как и наличие природных ресурсов, во многом определяют специализацию всей экономики района.

В Западной Сибири проживает около половины всего  населения Сибири и Дальнего Востока. Численность жителей здесь постоянно  росла: с 1926 по 1996 г. она увеличилась более чем в 2 раза. Средняя плотность населения 5 человек на 1 км, т. е. вдвое меньше, чем в среднем по России. Но она колеблется от 0,1 и меньше на Крайнем Севере до 50 человек на 1 км и более в Кузнецкой котловине. Плотнее всего заселены южная степная и лесостепная равнинная и предгорная полосы вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее. В последние три десятилетия интенсивно осваивали районы Западно-Сибирского Севера. Но северная часть района расположена в пределах арктического и субарктического поясов и испытывает на себе влияние Северного Ледовитого океана. Эта зона Крайнего Севера ЗСЭР является дискомфортной для проживания и ведения хозяйства. В таежной и тундровой зонах населенные пункты расположены вдоль рек. Довольно густо и равномерно размещены сельские поселения в лесостепи и степи. Здесь селения крупнее, чем в таежной зоне.

Около 85% населения Западной Сибири - русские. Второе место по численности занимают украинцы. В горных южных районах проживают алтайцы (Республика Алтай) и шорцы, на юге тайги и лесостепи -- сибирские татары, в степных районах -- казахи. В северных автономных округах живут коренные народности: ханты, манси, ненцы, коми, селькупы.

Промышленное  развитие района вызвало быстрый  рост городского населения (за последние 70 лет почти в 12,5 раза). Но на данный момент рост населения прекратился, и наблюдается его небольшое  сокращение (в 2005 году население сократилось  на 276239 человек по сравнению с 2000 годом). Увеличивается количество занятых, но повышается и уровень безработицы (в среднем в 2005 году он увеличился в 2 раза по сравнению с 2005 годом). Наблюдается тенденция увеличения рождаемости.

 

Особенности развития и специализации промышленности и сельского хозяйства

Следует еще раз отметить, что «Западная Сибирь выделяется наиболее крупными запасами и базой добычи природного газа (85% разведанных запасов и 92% добычи), нефти (70% разведанных запасов и 68% добычи) и угля (46% разведанных запасов и 42% добычи)»

«Главный угольный бассейн Западной Сибири -- Кузнецкий. Геологические запасы угля здесь 905 млрд/т (до глубины 600м -- 211 млрд. т). Имеется 90 шахт и разрезов, объединённых в комбинаты Кузбассуголь, Прокопьевскуголь, Южкузбассуголь и Кемеровоуголь. Значительна доля углей, пригодных для коксования. Для кузнецких углей в целом характерны высокая теплотворная способность, малая зольность и сернистость. Большую их часть относят к легкообогатимым. Мощность угольных пластов здесь в среднем составляет около 4 м (больше, чем в Донбассе), но встречаются и пласты мощностью до 20--50 м. В последние годы широко распространилась открытая разработка угля, что значительно снизило среднюю себестоимость добычи по бассейну. На некоторых шахтах освоены гидродобыча и гидротранспортирование угля. Среднегодовая производительность шахт в Кузбассе больше, чем в среднем по стране. Увеличение доли газовых и слабоспекающихся углей в коксовой шахте -- один из факторов рационального использования углей Кузбасса. В Кемеровской области расположено Итатское месторождение бурых углей Канско-Ачинского бассейна. Их геологические запасы составляют 60 млрд. т, средняя мощность пластов 55 м, залегают они неглубоко. Здесь один из самых дешевых в стране видов энергетических углей. При большой мощности возможных к строительству электростанций себестоимость электроэнергии может быть очень низкой. Итатские угли важно использовать и как химическое сырье».

 

Производственная  и социальная структура региона. Внутрирайонные и межрайонные экономические связи

Опираясь главным  образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет  транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил  в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная  сеть продолжает формироваться. От ранее  построенной железной дороги к центрам  нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны  и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных  дорог в экономике и социальной сфере, разработанная "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе" определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

* Автомобильная  дорога в широтном направлении  "Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

* на запад  - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетранспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

* на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный  коридор вдоль главной Сибирской  железнодорожной магистрали. С формированием  этой дороги образуется вторая  широтная дорога России, которая  в перспективе должна иметь  важное государственное значение.

* Автомобильная дорога в меридиональном направлении "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

* Автомобильная  дорога, формирующаяся в меридиональном  направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль  коридора газопроводов) с выходом  на широтную дорогу и, в последующем,  на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое  развитие автономных округов, в перспективе  с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Информация о работе Экономика географическая характеристика западной России