Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:53, реферат
Наша республика относительно недавно стала независимым государством. После распада СССР ей пришлось по-новому строить свои политические и экономические отношения. Произошли и происходят серьезные изменения и во внутренней жизни страны. Молодому поколению белорусов необходимо знать и изучать свою республику. Будущее за молодежью, ведь нам предстоит жить и работать в будущем.
Аннотация
Рецензия
1. Становление государственности
2. Общие сведения о государстве
3. Природно-ресурсный потенциал
4. Международное сотрудничество
5. Инвестиционный климат
6. Внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество с Российской Федерацией
7. Сотрудничество Республики Беларусь с международными финансовыми организациями
8. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь
Заключение
Основные страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь в 2002 году:
1. Великобритания — 105,256 млн. долларов США (14,57% от всего объема ИИ);
2. Виргинские острова (Британ) — 89,704 млн. долларов (12,4:);
3. США — 78,223 млн. долларов (10,8:);
4. Россия — 75,678 млн. долларов (10,4:);
5. Германия — 74,553 млн. долларов (10,3:);
6. Кипр — 66,455 млн. долларов (9,2:);
По итогам I квартала 2003 года ситуация по странам, ввозившим капитал в Республику Беларусь, несколько изменилась и выглядела следующим образом:
1. Швейцария — 47,718 млн. долларов США (17,8:);
2. Виргинские острова (Британ) — 38,117 млн. долларов (14,2:);
3. Австрия — 34,877 млн. долларов (13,04:);
4. Россия — 34,754 млн. долларов (12,97:);
5. Кипр — 19,792 млн. долларов (7,3:);
6. США — 8,645 млн. долларов (3,2:);
7. Великобритания — 5,675 млн. долларов США (2,1:);
Учитывая интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила 47 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.
В
целях привлечения
В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.
В
2001 году Правительством учрежден Консультативный
совет по иностранным инвестициям, в состав
которого вошли представители иностранных
компаний и международных организаций.
Основными задачами Совета являются формирование
и реализация политики привлечения иностранных
инвестиций, а также создание "зеленого
коридора" для преодоления конкретных
проблем иностранных инвесторов. Начиная
с 2003 года намечается привлечение прямых
инвестиций в основные производственные
фонды общим объемом до 0,9 — 1,0 млрд. долларов
США. Предполагается завершить формирование
нормативно–правовой базы в области налогового,
кредитного, валютного, таможенного регулирования
инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам
стабильные, благоприятные условия для
предпринимательской деятельности
6.
Внешнеэкономическая
деятельность, сотрудничество
с Российской Федерацией.
Основными
задачами внешнеэкономической
Реализация этих задач предопределяет необходимость:
- создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;
- дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
- развития взаимоотношений с международными экономическими и финансовыми организациями;
- привлечения иностранных инвестиций и новых современных технологий;
- повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
- ускоренного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
- совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.
Приоритетным направлением во внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь останется развитие внешнеторговых связей со странами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией. Участие Беларуси в различных региональных объединениях стран Содружества будет важнейшей формой развития экономического сотрудничества и в прогнозируемом периоде.
Предусматривается последовательное и поэтапное формирование общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространств, объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда. Проведение согласованной экономической политики в рамках общего экономического пространства будет осуществляться при обязательном соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права.
Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства на основе Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации, которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий в экономической, правовой, социальной, военной и иных сферах, направленных на их поэтапное объединение. Работа по формированию единой торговой и таможенно-тарифной политики Беларуси и России будет проводиться в три этапа.
На первом этапе (до 2002 г.) предусматривается:
- обеспечить унификацию торговых режимов с третьими странами и организацию отношений с международными объединениями;
- завершить формирование единого таможенного пространства;
- унифицировать таможенные тарифы, систему предоставления преференций во внешней торговле, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.
На втором этапе (до 2004 г.) намечается завершить унификацию: национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли; таможенного законодательства; нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами; правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.
На третьем этапе (до 2005 г.) предполагается: принять идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики.
Стержневой основой этого будет являться ежегодная разработка совместных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, балансов топливно-энергетических ресурсов Беларуси и России, разработка и осуществление совместных программ по созданию современных конкурентоспособных видов техники, что позволит обеспечить сбалансированное развитие взаимодополняющих отраслей хозяйства Беларуси и России, сохранить имеющийся научно-производственный потенциал, а главное – не допустить ненужных затрат на создание дублирующих производств.
Перспективным направлением развития интеграции с Россией является создание финансово-промышленных групп, объединяющих связанные кооперацией труда различные предприятия и организации по всей технологической цепи – от заготовки сырья и его переработки до изготовления конечной продукции и ее реализации. Развитию экспортных возможностей двух государств будет способствовать усиление координации действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое значение (телевизоры, шины, грузовые автомобили, продукция химической промышленности и др.).
Продолжится работа по унификации гражданского права и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.
Приоритетным направлением углубления интеграционных процессов остается расширение сотрудничества на региональном уровне, непосредственно между хозяйствующими субъектами, при активной роли в этом территориальных органов управления. Особое внимание будет уделено развитию торгово-экономических отношений со стратегически важными для Республики Беларусь регионами Российской Федерации (поставщики энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий, сельскохозяйственной продукции и т.д.).
Стратегическим интересам Республики Беларусь отвечает долгосрочное сотрудничество с Украиной, которая располагает богатыми природными ресурсами и многоотраслевым промышленным потенциалом. Через ее территорию имеется выход к морским портам, что предопределяет важность установления взаимовыгодных отношений. Интересы Украины в экономическом взаимодействии с Беларусью могут быть связаны с приобретением продукции машиностроительной, нефтехимической и текстильной промышленности. Дальнейшее сотрудничество с Украиной будет осуществляться в соответствии с Договором об экономическом сотрудничестве на 1999–2008 гг. и Программой долгосрочного экономического сотрудничества, в которой предусмотрены и определены приоритетные направления развития взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, транспорта и сельского хозяйства.
Сбалансированности и расширению взаимовыгодных экономических отношений будет способствовать развитие интеграционных связей в рамках Евразийского экономического сообщества. Предполагается создание унифицированной системы мер тарифного и нетарифного регулирования; выработка единых принципов осуществления валютного контроля и порядка регулирования торговли услугами, разработка предложений по механизму гармонизации торговых режимов государств-участников сообщества в отношениях с третьими странами.
Для реализации принципа многовекторности во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь следует расширять торгово-экономические связи со странами дальнего зарубежья, региональными объединениями, союзами и международными организациями. Сотрудничество предусматривается осуществлять на основе соблюдения приоритета общенациональной экономической выгоды. Развитие интеграционных связей со странами вне СНГ в период до 2005 г. будет направлено на:
- создание условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и освоения новых рынков сбыта;
- продолжение процесса присоединения к Всемирной торговой организации;
- активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями с целью привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;
- эффективное включение белорусской экономики в международные экономические структуры, углубление сотрудничества с Европейским Союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных и региональных организаций;
- привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечение участия в международных проектах в области транспорта, связи, энергетики;
- приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, совместные НИОКР, лизинг оборудования);
- реализацию международных проектов в области конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;
- расширение участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с минимизацией последствий чернобыльской катастрофы на территории Беларуси.
Предусматривается развитие внешнеторгового сотрудничества с соседними государствами – странами Балтии, Польшей, государствами Центральной и Восточной Европы, что обусловлено географической близостью и делает их рынки привлекательными для белорусских товаропроизводителей. Кроме того, страны Балтийского региона обеспечивают для Беларуси выход к морю, возможность транзита белорусских товаров и наращивания товарооборота.
Перспективным является также расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Многие азиатские страны заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, электроники, научно-технических разработок.
Развитию
внешнеэкономических связей и созданию
условий для продвижения белорусских
товаров на рынки стран дальнего зарубежья
послужит реализация мер по вступлению
Республики Беларусь во Всемирную торговую
организацию, активное участие страны
в работе международных экономических
и финансовых организаций: Международного
валютного фонда, Всемирного банка, Европейского
банка реконструкции и развития. Сотрудничество
с такими экспертными международными
организациями, как Европейская экономическая
комиссия ООН, Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД), Международный торговый
центр ВТО/ЮНКТАД обеспечит накопление
опыта в области внешнеэкономической
деятельности, необходимого для ускорения
процесса либерализации торговли и закрепления
Беларуси на мировых рынках.
Основным фактором дальнейшего наращивания
экспорта станет совершенствование механизма
регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственная политика в области тарифного
и нетарифного регулирования должна обеспечить
оптимизацию экспорта наиболее важных
сырьевых товаров, усилить поддержку развития
импортозамещающих производств, повысить
эффективность внешнеторговых операций
и обеспечить защиту внутреннего рынка.
Информация о работе Экономико-географическое и геополитическое положение Беларуси в современном мире