Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:15, реферат
Механизм свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области, обслуживая интересы внешнеэкономических связей страны в целом, ведет вовсе не к ее обособлению, а к упрощению роли в общероссийском народнохозяйственном комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего народно-хозяйственного законодательства РФ, как экономика области - составная часть экономики страны.
1.Введение стр.3
2. Общая информация о Калининградской области стр.4
3. Краткая историческая справка о Калининградской области стр.5
4. Особые экономические зоны. Что следует понимать под понятием
«особые экономические зоны»? стр.6
5. Калининградская область – особая экономическая зона стр.8
6.Заключение стр.11 7.Список использованной литературы стр.12
Содержание
1.Введение
2. Общая информация
о Калининградской области
3. Краткая историческая справка о Калининградской области стр.5
4. Особые экономические зоны. Что следует понимать под понятием
«особые
экономические зоны»?
5. Калининградская область – особая экономическая зона стр.8
6.Заключение
Введение
Калининградская область - одна из самых разнообразных в Российской Федерации по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому.
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения до тех пор, пока все транспортное пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз).
Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет - здесь действуют общие для страны законы. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Механизм
свободной (особой) экономической зоны
в Калининградской области, обслуживая
интересы внешнеэкономических связей
страны в целом, ведет вовсе не к ее обособлению,
а к упрощению роли в общероссийском народнохозяйственном
комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая
составная часть всего народно-хозяйственного
законодательства РФ, как экономика области
- составная часть экономики страны. Поэтому
социально-экономическая ситуация в регионе
зависит прежде всего от тех процессов,
которые протекают в общероссийском народном
хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации
и темпы решения проблем перехода к рыночной
экономике в каждом регионе не одинакова.
-3-
Общая
информация о Калининградской области
Калининградская область - российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге - с Польшей. На западе расположено 140-километровой морское побережье.
Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контрактов. Но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от территории основной России вызывает сейчас определенные трудности и сложности в развитие народного хозяйства.
Климат - переходный от морского к континентальному, достаточно мягок. Количество осадков - около 700 мм в год.
Почти вся территория области покрыта осушительными мелиоративными каналами. Около 1000 км2 занимают расположенные ниже уровня моря польдерные земли.
Крупнейшие внутренние водоемы - пресноводный Куршский залив и обособленный Калининградский (относящийся к области часть Вислинского залива). Самые большие реки области - Неман и Преголя.
Область
обладает 90% мировых запасов полудрагоценного
камня - янтаря. Прогнозные ресурсы расположенного
на Калининградском полуострове месторождения
составляют 300 тыс. тонн. Разведанные запасы
нефти - около 16 млн. тонн, из них более
половины - на шельфе. Определенные перспективы
роста нефтедобычи связаны с освоением
морских месторождений.
-4-
Краткая
историческая справка о Калининградской
области
У калининградской области своеобразная история, сказывающаяся на особенностях развития ее экономического и социального развития. До 1945 года эта территория на протяжении 7 веков относилась к немецким владениям. В первой половине 13 века она была завоевана немецким Тевтонским орденом, покорившим племена проживавших здесь балтийских народов-пруссов и куршей.
На Потсдамской конференции, которая состоялась 17 июля - 2 августа 1945 года между главами правительств СССР, США и Великобритании, подводившей итоги второй мировой войны, была принято решение о ликвидации и передачи северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу, а южной - Польше. Так, 7 апреля 1946 года в составе Российской Федерации была образована Кенигсбергская область, переименованная в июне того же года в Калининградскую область.
С 1945 года началось заселение территории области переселенцами из различных регионов СССР, принявшее массовый характер после утверждения в 1946 году социальной программой.
Остававшееся немецкое население в соответствии с решениями Потсдамской конференции было выселено в 1948-1951 годах в Германию.
В
середине 1950-х годов в область прибыло
почти полмиллиона переселенцев. В последующем
их приток снизился, и вплоть до начала
1990-х годов население увеличивалось преимущественно
за счет естественного прироста. К 1999 году
число жителей достигло 950 тыс. человек
(до войны здесь проживало 1 170 тыс. человек).
Численность населения в городах сейчас
выше, чем до войны, особенно в Калининграде,
где проживает 430 тыс. человек. В сельской
местности - намного меньше.
-5-
Особые
экономические зоны. Что следует понимать
под понятием «особые экономические зоны»?
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее, и в ряде других государств.
Известно, что до революции в Одессе, Батуми существовали «порты франко» - свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной.
Главным фактором создания особой экономической зоны является выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах.
Ярким примером удачного выбора по созданию особой экономической зоны представляется зона «Янтарь», расположенной на территории Калининградской области. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженной Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград-Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены.
Сам
Калининград - (бывший Кенигсберг) – город,
где сходятся торговые пути Востока и
Запада, Севера и Юга.
-6-
Любая
СЭЗ (свободная экономическая зона) независимо
от места ее расположения, цели создания
остается неотъемлемой частью государственной
территории со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Суверенитет государства,
на территории которого создается зона,
и осуществление его суверенных прав при
этом не затрагивается. СЭЗ - хозяйственные,
а не политические образования, государственная
власть в них будет осуществляться органами
власти и управления.
-7-
Калининградская
область - особая экономическая зона
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.
Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Эта идея была развита под руководством профессора Ю.С. Маточкина в 1990 г. в виде концепции зоны свободного предпринимательства. Концепция стала реализовываться после объявления Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. области такой зоны. 3 июля 1991 года было издано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», а 25 сентября 1991 г.- Постановление Совета Министров РСФСР №497 об утверждении Положения о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»).
Сейчас функционирование зоны регулируется федеральным законом «О свободной экономической зоне в Калининградской области». В его подготовке, наряду с администрацией области, активно участвовали депутаты Калининградской областной Думы и депутат Государственной Думы Российской Федерации кандидат экономических наук В.П.Никитин.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом, режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин.
-8-
И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.
Другие важные привилегии ОЭЗ законом только декларированы и требуют принятия дополнительных решений государственными органами власти. Прежде всего, это относится к льготному режиму инвестиций и предпринимательской деятельности, о которых говориться в законе. Так, предполагаются налоговые льготы российским и иностранным инвесторам. Но условия предоставления льгот не перечислены, размеры льгот не установлены. Они должны определяться дополнительно в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Однако, в российском налоговом законодательстве ничего не говорится од особых зонах, и ОЭЗ может рассчитывать только на обычные для всех регионов льготы. Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется областными органами власти. Функции администрации ОЭЗ выполняет администрация Калининградской области. Это означает некоторое усиление самостоятельности области в принятии экономических решений.
Администрация
области должна координировать привлечение
российских и иностранных инвестиций,
стимулировать предпринимательскую деятельность.
Она вправе заключать договора с инвесторами
и предпринимателями о реализации инвестиционных
проектов, об аренде областного имущества
(в том числе недвижимости). Область может
заключать соглашения с административно-
-9-
Области предоставлено право, устанавливать ограничение режима свободной таможенной зоны (вводить квоты на импорт) для защиты местных товаропроизводителей. Однако такие меры должны согласовываться с правительством. Как показала практика, процедура согласования достаточна длительна.
Несмотря
на некоторую непоследовательность и
неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской
области все же играет важную стратегическую
роль для регионального развития.
-10-
Заключение
Информация о работе Калининградская область – особая экономическая зона