Красноярский край

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений большое значение приобретает региональная экономика. Сейчас основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах, которым дано право самостоятельно решать внутренние экономические проблемы, а так же завязывать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Россия -огромная страна, каждому региону которой присущи свои особенности размещения природных ресурсов, национальные и исторические черты, собственная структура хозяйства, специализация и уровень экономического развития. Регион занимают определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единым экономическим целым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
Особенности ЭГП и природно-ресурсной базы Красноярского края
Особенности ЭГП края…………………………………………………..3
Природно-климатические условия Красноярского края…4
Природные ресурсы региона……………………………………………6
Отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса
Отрасли специализация края. Факторы размещения отраслей специализации…………………………………………………13
Территориальная организация основных отраслей региона……………………………………………………………………………..18
Экономическая характеристика основных отраслей региона……………………………………………………………………………..22
Проблемы и перспективы развития региона………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

курсовая геогр.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

                                         4

 

 

 

                            

 

 

 

 

    1. Проблемы и перспективы развития Красноярского края

  Красноярский край входит в десятку регионов-доноров, формирующих более 50 % валового внутреннего продукта России и федерального бюджета.

Регион по объему валового регионального  продукта является лидером в Сибирском  Федеральном округе и в последние  годы демонстрирует хорошие темпы  прироста ВРП. Структура ВРП края за последние годы не претерпела существенных изменений. «Локомотивом» экономики  края является промышленность. Ее доля в составе ВРП составляет около 53 % . Основу промышленного комплекса  края составляет цветная металлургия(69%), электроэнергетика (8%), машиностроение (8%), лесной комплекс (4%), пищевая промышленность (4%) и топливная промышленность (3%).

Проблемы экономического, социального  и экологического характера, локализованные на определенной территории.

Сегодня на территории Красноярского  края находят свое проявление все  эти 4 объекта региональной политики. Во-первых, данной территории коснулась  новая государственная политика  по укрупнению регионов: Красноярский край объединился с Эвенкийским  и Таймырским АО. Во-вторых, Красноярский край сам по себе представляет крупный, сложный и многогранный субъект  Российской Федерации. В-третьих, в  нем выделяется так называемый «проблемный  регион ресурсного типа» - широко обсуждаемый  район Нижнего Приангарья. В-четвертых, в Красноярском крае присутствуют экономические, социальные и экологические проблемы, как общероссийские, так и свои специфические.

Перспективы Красноярского края, успешность его развития, связаны с грамотным  проведением региональной политики на каждом из этих уровней.

Объединение Красноярского края с  Таймырским АО и Эвенкийским АО является ,по мнению многих экспертов, рациональной попыткой повысить эффективность управления  территорией. Долгое время входившие (географически, но не административно) в состав Красноярского края Таймыр и Эвенкия являлись дотационными регионами с дефицитными бюджетами, огромными территориями, низкими кредитными рейтингами, но с огромным нереализованным ресурсным потенциалом.

   Вслед за поглощением Эвенкии и Таймыра Красноярский край как объединенный регион будет рассчитывать на поддержку федеральных властей в ряде ключевых инвестиционных проектов.

Для транспортировки добываемой нефти  и газа планируется построить  новые ветки трубопроводов. Для  ванкорской нефти существует 2 варианта транспортировки:

1) Нефтепровод до г.Дудинка, откуда нефть будет вывозиться танкерами по Северному морскому пути.

2) Нефтепровод в соседнюю Тюменскую  область до г.Пурпе и подключение к уже существующей системе «Транснефти».

Для транспортировки нефти и  газа из южной Эвенкии планируется  построить газопровод и нефтепровод  через с.Богучаны в Нижнем Приангарье (где будет расположен новый газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат) и далее на юг для наполнения нового трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан».

Основными звеньями инвестиционной программы  в Нижнем Приангарье, озвученными администрацией края, являются следующие:

В топливно-энергетическом комплексе:

Достройка Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт, производящей 17,79 млрд.кВтч. электроэнергии в год.

Строительство Мотыгинской ГЭС, мощностью 1100 МВт, производящей 7,91 млрд.кВтч электроэнергии в год.

Строительство газохимического комбината в г.Богучаны. Переработка от 13 до 20 млрд.куб.м. газа, 1,6-2,6 млн.т. конденсата и производство 30-50 млн.куб.м. гелия в год. Планируемая численность занятых – 3510 чел.

В металлургии:

Строительство алюминиевого завода в  п.Карабула Богучанского района Красноярского края, мощностью 600 тыс.т. алюминия в год и с численностью занятых в основном производстве - 2500 чел.

Развитие производства ферро-ниобия на базе Чуктуконского месторождения в Богучанском районе. Объем добычи 100 тыс.т. в год.

Горевское металлургическое объединение на базе Горевского свинцово-цинкового месторождения в Мотыгинском районе. Переработка до 1,5 млн.т. руды, производство до 105 тыс.т. свинца и 12 тыс.т. цинка в концентратах. Планируемая численность занятых – 1400 чел.  Развитие добычи и переработки магнезита на базе месторождения «Голубое» в Мотыгинском районе. Добыча и переработка магнезита – до 200 тыс.т. в год, выпуск магнезиальных порошков – до 100 тыс.т. в год. Планируемая численность занятых - 190 чел.  Тагарское металлургическое объединение на базе Тагарского комплекса железорудных месторождений в Кежемском районе. Организация производства 3,3 млн.т. концентрата, 3,2 млн.т. окатышей, 2 млн.т. сляба в год. Планируемая численность занятых – 3200 чел.

Развитие золотодобычи и перерабатывающего  производства ЗАО «ЗДК Полюс» в Северо-Енисейском районе. Переработка первичных руд  – до 8 млн.т., производство золота – 25-30 тонн в год. Освоение золоторудного  месторождения «Благодатное»: добыча и переработка до 6 млн.т. руды и  производство до 10-12 тонн золота в год. Рост численности занятых на 1952 чел.

В лесопромышленном комплексе:

1)Строительство Богучанского ЦБК в д.Ярки Богучанского района. Мощность ЦБК – 720 тыс.т. целлюлозы. Предполагаемая численность занятых – 3000 чел.  2)Строительство Енисейского ЦБК в Лесосибирске, мощностью 700 тыс.т. беленой хвойной целлюлозы в год. Планируемая численность занятых – 1500 чел.

В инфраструктуре:

1)Реконструкция автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, протяженностью 484км.  2)Строительство железной дороги Карабула-Богучаны-Ярки-Ангарский, объем грузовых перевозок по которой должен достигнуть в 2015 году 5,2 млн.т. 3)Строительство мостового перехода через р.Ангара: Богучаны-Ярки-Ангарский.

Среди других инвестпроектов, вне Нижнего Приангарья, наиболее значимыми являются:

    • Развитие мультимодального грузопассажирского авиатранспортного узла («хаба») в Красноярске. Объемы загрузки должны составить 10 млн. пассажиров в год и 800 тыс.т. грузов в год. Высокую эффективность этого проекта обусловливает выгодное экономико-географическое положение края, который оказался на пересечении коридоров движения судов многих международных линий. Здесь проходят транзитом суда по широтным коридорам, связывающим Европу со странами Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Прорабатываются меридиональные коридоры между Северной Америкой и Азией. В воздушном пространстве над Красноярским краем проложены трансполярные трассы № 1 и 2.
    • Строительство завода по производству поликристаллического кремния в г.Железногорск, мощностью 2000 тонн кремния в год. Планируемая численность занятых – 1088 чел.
    • Проект РАО «ЕЭС» - Гидроэнергетический комплекс Эвенкийской ГЭС, мощностью 12000 МВт.
    • Развитие природного парка «Ергаки». Оценка посещаемости зоны рекреации – 60 тыс.чел. в год.

Кроме того, следует отметить указанный  в Транспортной стратегии РФ проект развития формирования нового широтного  участка Севсиба - Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Усть-Илимска до Лесосибирска (как части будущей Северо-Российской евроазиатской магистрали). На этапе реализации первоочередных мероприятий возможно начало строительства железной дороги на участке Богучаны- Кодинск с мостом через реку Ангара. Строительство Севсиба значительно оживит экономическую активность в районе Нижнего Приангарья и повысит инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, перспективы Красноярского  края связаны с освоением огромного  минерального и энергетического  ресурсного потенциала, организацией глубокой переработки древесины, реализацией  своего транзитного положения и  развитием туристического комплекса.

При позитивной динамике развития промышленности общее положение остается сложным. Основными проблемами здесь являются: значительная доля сырьевых производств (около 80 %), высокая степень физического  и морального износа основных фондов, а также нехватка квалифицированных  кадров.

Проблемами лесного комплекса  остаются: сырьевая направленность и  неразвитость глубокой переработки  древесного сырья; недостаточная развитость транспортной логистической системы  и дорожной сети, в том числе  недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.

Из 12,2 млн.куб.м заготовок деловой древесины 2 млн.куб.м. уходит на экспорт за рубеж, в основном в Китай, а 2,24 млн. куб.м. вывозится в соседние регионы РФ. И лишь 4,41 млн.куб.м. перерабатывается внутри края. И значительную часть составляет неиспользуемая древесина - 2,57 млн.куб.м.

  Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов.

  Насущной необходимостью также является содействие развитию сельских районов. Имеется большой потенциал для развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса, который пока не реализуется, а находится в неком «спящем» состоянии, концентрируясь лишь в личных подсобных хозяйствах: либо в силу конъюнктурных проблем (всем известный диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию), либо в силу недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия системы лизинга сельскохозяйственой техники и удобной системы кредитования сельхозорганизаций. Таким образом, в первую очередь в поддержке нуждаются те сельскохозяйственные районы, в которых есть потенциал, пока находящийся в угнетенном состоянии.

  В крае, естественно, присутствуют и экологические проблемы. Традиционной проблемой остается загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод. Наиболее опасным в экологическом отношении является Норильский промышленный район.

              Таким образом, Красноярский край является очень многогранным, сложным субъектом Российской    который имеет как огромный потенциал развития, так и комплекс нерешенных социально-экономических и экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Красноярский край, в силу своего географического положения, оторван от важнейших экономических центров России и мира. Но край природный потенциал края уникален, это «сокровищница Сибири». Поэтому он является привлекательным для инвестиций в развитие уже существующих отраслей промышленности и создание новых.

Большая территория края находится в суровых климатических  условиях, некоторые его районы расположены  за северным полярным кругом, что делает их труднодоступными и зачастую малозаселенными. В крае сосредоточены крупные промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса, мощности которых в настоящее время не загружены.

Несмотря  на большое количество проблем, край уже сегодня располагает достаточным  потенциалом, характеризующимся стабильной политической обстановкой, активной и  взвешенной экономической политикой  администрации края, наличием значительных запасов полезных ископаемых, сырьевых и энергетических ресурсов, высокоразвитым научно-техническим комплексом и  уровнем профессиональной подготовки населения, а также и другими  элементами, позволяющими повысить инвестиционную привлекательность Красноярского  края.

На современном  этапе можно без преувеличения  сделать вывод о том, что Красноярский край является одним из ведущих регионов России. Он обладает значительным ресурсным, промышленным и людским потенциалом, за счет которого возможно не только дальнейшее развитие самого региона, но и экономическое  развитие всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Видяпин В.И, Степанова М.В. «Экономическая география России» 2002 Восточно-Сибирский ЭР   стр 441-446
  2. Видяпин, Степанова « Региональная экономика» 2007 Восточно- Сибирский ЭР стр 573-576,  578-580
  3. Воронин В.В. «Экономическая география» 2009 Восточно- Сибирский ЭР -стр 754, Красноярский край- стр 792-795
  4. Родионова И.А «Экономическая география и региональная экономика» стр 181-186
  5. Экономика Сибири: субъекты Федерации 1999 -338стр
  6. «Экономист» 2007 №4 «Подходы к промышленной политике» Чекашин Д. стр37-44
  7. АПК: Экономика, управление 2009 №4-стр 84-89
  8. www.metaprom.ru/regions/krasnoyarskii_krai.html
  9. ru.wikipedia.org/wiki/Красноярский_край
  10. http://www.krskstate.ru/

1 по  сообщению на заседании регионального правительства первого заместителя министра экономики и регионального развития края Михаил Бершадского  от  18 мая 2012г.

2 Источник «Эксперт Сибирь»

3 Источник «Эксперт Сибирь»

4 Источник данных- журнал «Эксперт Сибирь»2011

 


Информация о работе Красноярский край