Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:04, курсовая работа
В условиях рыночных отношений большое значение приобретает региональная экономика. Сейчас основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах, которым дано право самостоятельно решать внутренние экономические проблемы, а так же завязывать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Россия -огромная страна, каждому региону которой присущи свои особенности размещения природных ресурсов, национальные и исторические черты, собственная структура хозяйства, специализация и уровень экономического развития. Регион занимают определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единым экономическим целым.
Введение………………………………………………………………………….1
Особенности ЭГП и природно-ресурсной базы Красноярского края
Особенности ЭГП края…………………………………………………..3
Природно-климатические условия Красноярского края…4
Природные ресурсы региона……………………………………………6
Отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса
Отрасли специализация края. Факторы размещения отраслей специализации…………………………………………………13
Территориальная организация основных отраслей региона……………………………………………………………………………..18
Экономическая характеристика основных отраслей региона……………………………………………………………………………..22
Проблемы и перспективы развития региона………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………………39
Красноярский край входит в десятку регионов-доноров, формирующих более 50 % валового внутреннего продукта России и федерального бюджета.
Регион по объему валового регионального продукта является лидером в Сибирском Федеральном округе и в последние годы демонстрирует хорошие темпы прироста ВРП. Структура ВРП края за последние годы не претерпела существенных изменений. «Локомотивом» экономики края является промышленность. Ее доля в составе ВРП составляет около 53 % . Основу промышленного комплекса края составляет цветная металлургия(69%), электроэнергетика (8%), машиностроение (8%), лесной комплекс (4%), пищевая промышленность (4%) и топливная промышленность (3%).
Проблемы экономического, социального и экологического характера, локализованные на определенной территории.
Сегодня на территории Красноярского
края находят свое проявление все
эти 4 объекта региональной политики.
Во-первых, данной территории коснулась
новая государственная
Перспективы Красноярского края, успешность его развития, связаны с грамотным проведением региональной политики на каждом из этих уровней.
Объединение Красноярского края с Таймырским АО и Эвенкийским АО является ,по мнению многих экспертов, рациональной попыткой повысить эффективность управления территорией. Долгое время входившие (географически, но не административно) в состав Красноярского края Таймыр и Эвенкия являлись дотационными регионами с дефицитными бюджетами, огромными территориями, низкими кредитными рейтингами, но с огромным нереализованным ресурсным потенциалом.
Вслед за поглощением Эвенкии и Таймыра Красноярский край как объединенный регион будет рассчитывать на поддержку федеральных властей в ряде ключевых инвестиционных проектов.
Для транспортировки добываемой нефти и газа планируется построить новые ветки трубопроводов. Для ванкорской нефти существует 2 варианта транспортировки:
1) Нефтепровод до г.Дудинка, откуда нефть будет вывозиться танкерами по Северному морскому пути.
2) Нефтепровод в соседнюю
Для транспортировки нефти и газа из южной Эвенкии планируется построить газопровод и нефтепровод через с.Богучаны в Нижнем Приангарье (где будет расположен новый газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат) и далее на юг для наполнения нового трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан».
Основными звеньями инвестиционной программы в Нижнем Приангарье, озвученными администрацией края, являются следующие:
В топливно-энергетическом комплексе:
Достройка Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт, производящей 17,79 млрд.кВтч. электроэнергии в год.
Строительство Мотыгинской ГЭС, мощностью 1100 МВт, производящей 7,91 млрд.кВтч электроэнергии в год.
Строительство газохимического комбината в г.Богучаны. Переработка от 13 до 20 млрд.куб.м. газа, 1,6-2,6 млн.т. конденсата и производство 30-50 млн.куб.м. гелия в год. Планируемая численность занятых – 3510 чел.
В металлургии:
Строительство алюминиевого завода в п.Карабула Богучанского района Красноярского края, мощностью 600 тыс.т. алюминия в год и с численностью занятых в основном производстве - 2500 чел.
Развитие производства ферро-ниобия на базе Чуктуконского месторождения в Богучанском районе. Объем добычи 100 тыс.т. в год.
Горевское металлургическое объединение на базе Горевского свинцово-цинкового месторождения в Мотыгинском районе. Переработка до 1,5 млн.т. руды, производство до 105 тыс.т. свинца и 12 тыс.т. цинка в концентратах. Планируемая численность занятых – 1400 чел. Развитие добычи и переработки магнезита на базе месторождения «Голубое» в Мотыгинском районе. Добыча и переработка магнезита – до 200 тыс.т. в год, выпуск магнезиальных порошков – до 100 тыс.т. в год. Планируемая численность занятых - 190 чел. Тагарское металлургическое объединение на базе Тагарского комплекса железорудных месторождений в Кежемском районе. Организация производства 3,3 млн.т. концентрата, 3,2 млн.т. окатышей, 2 млн.т. сляба в год. Планируемая численность занятых – 3200 чел.
Развитие золотодобычи и перерабатывающего производства ЗАО «ЗДК Полюс» в Северо-Енисейском районе. Переработка первичных руд – до 8 млн.т., производство золота – 25-30 тонн в год. Освоение золоторудного месторождения «Благодатное»: добыча и переработка до 6 млн.т. руды и производство до 10-12 тонн золота в год. Рост численности занятых на 1952 чел.
В лесопромышленном комплексе:
1)Строительство Богучанского ЦБК в д.Ярки Богучанского района. Мощность ЦБК – 720 тыс.т. целлюлозы. Предполагаемая численность занятых – 3000 чел. 2)Строительство Енисейского ЦБК в Лесосибирске, мощностью 700 тыс.т. беленой хвойной целлюлозы в год. Планируемая численность занятых – 1500 чел.
В инфраструктуре:
1)Реконструкция автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск,
протяженностью 484км. 2)Строительство
железной дороги Карабула-Богучаны-Ярки-
Среди других инвестпроектов, вне Нижнего Приангарья, наиболее значимыми являются:
Кроме того, следует отметить указанный в Транспортной стратегии РФ проект развития формирования нового широтного участка Севсиба - Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Усть-Илимска до Лесосибирска (как части будущей Северо-Российской евроазиатской магистрали). На этапе реализации первоочередных мероприятий возможно начало строительства железной дороги на участке Богучаны- Кодинск с мостом через реку Ангара. Строительство Севсиба значительно оживит экономическую активность в районе Нижнего Приангарья и повысит инвестиционную привлекательность региона.
Таким образом, перспективы Красноярского края связаны с освоением огромного минерального и энергетического ресурсного потенциала, организацией глубокой переработки древесины, реализацией своего транзитного положения и развитием туристического комплекса.
При позитивной динамике развития промышленности общее положение остается сложным. Основными проблемами здесь являются: значительная доля сырьевых производств (около 80 %), высокая степень физического и морального износа основных фондов, а также нехватка квалифицированных кадров.
Проблемами лесного комплекса остаются: сырьевая направленность и неразвитость глубокой переработки древесного сырья; недостаточная развитость транспортной логистической системы и дорожной сети, в том числе недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.
Из 12,2 млн.куб.м заготовок деловой древесины 2 млн.куб.м. уходит на экспорт за рубеж, в основном в Китай, а 2,24 млн. куб.м. вывозится в соседние регионы РФ. И лишь 4,41 млн.куб.м. перерабатывается внутри края. И значительную часть составляет неиспользуемая древесина - 2,57 млн.куб.м.
Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов.
Насущной необходимостью также является содействие развитию сельских районов. Имеется большой потенциал для развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса, который пока не реализуется, а находится в неком «спящем» состоянии, концентрируясь лишь в личных подсобных хозяйствах: либо в силу конъюнктурных проблем (всем известный диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию), либо в силу недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия системы лизинга сельскохозяйственой техники и удобной системы кредитования сельхозорганизаций. Таким образом, в первую очередь в поддержке нуждаются те сельскохозяйственные районы, в которых есть потенциал, пока находящийся в угнетенном состоянии.
В крае, естественно, присутствуют и экологические проблемы. Традиционной проблемой остается загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод. Наиболее опасным в экологическом отношении является Норильский промышленный район.
Таким образом, Красноярский край является очень многогранным, сложным субъектом Российской который имеет как огромный потенциал развития, так и комплекс нерешенных социально-экономических и экологических проблем.
Заключение
Красноярский край, в силу своего географического положения, оторван от важнейших экономических центров России и мира. Но край природный потенциал края уникален, это «сокровищница Сибири». Поэтому он является привлекательным для инвестиций в развитие уже существующих отраслей промышленности и создание новых.
Большая территория
края находится в суровых
Несмотря
на большое количество проблем, край
уже сегодня располагает
На современном этапе можно без преувеличения сделать вывод о том, что Красноярский край является одним из ведущих регионов России. Он обладает значительным ресурсным, промышленным и людским потенциалом, за счет которого возможно не только дальнейшее развитие самого региона, но и экономическое развитие всей страны.
Список используемой литературы
1 по сообщению на заседании регионального правительства первого заместителя министра экономики и регионального развития края Михаил Бершадского от 18 мая 2012г.
2 Источник «Эксперт Сибирь»
3 Источник «Эксперт Сибирь»
4 Источник данных- журнал «Эксперт Сибирь»2011