Национальные конфликты как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность, причины национальных
конфликтов;
2) проанализировать способы предупреждения и разрешения национальных конфликтов;

Содержание

Введение1
Глава 1: Национальный конфликт: понятие, сущность, причины 2
Глава 2: Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов 4
Заключение5
Список литературы6

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 42.26 Кб (Скачать документ)

Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают, взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является и языковым. Национальные движения могут также трансформироваться в ходе исторического развития, например, автономистские движения по достижении своих целей (получение национальной автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.

Реалистические  конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликтные действия выступают  только средством их достижения. Это  подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при  постоянстве целей сторон.

Нереалистические  конфликты имеют место тогда, когда субъекты конфликта не очень  отчётливо осознают цели и мотивы конфликта, а сам он является лишь средством агрессивной эмоциональной  разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более непредсказуемы, стихийны, иррациональны, менее подвластны контролю и управлению.

«Смешанные  конфликты» - наиболее тяжёлый случай, когда субъекты совершенно поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, как правило, когда  для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а  для другого - как нереалистический. Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский. Нереалистические конфликты - осетино-ингушский. Смешанные конфликты - таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д.

По длительности протекания национальные конфликты  можно разделить кратковременные, долговременные (большинство конфликтов на Кавказе, на Балканах, на Ближнем  Востоке и т.д.) и промежуточные. С длительностью связана, как  правило, ещё одна характеристика конфликта - острота. Кратковременные конфликты  бывают обычно острыми, долговременные - хроническими. Однако возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский и т.д.).

Ещё одним  основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют следующие типы: насильственные конфликты (сопровождаемые реальными актами насилия  и плохо управляемые); чреватые насилием (готовые в любой момент обернуться реальными насильственными действиями); насильственные, но управляемые; потенциально насильственные (в глубине имеющие  предпосылки к насилию, но пока не проявляющие себя); ненасильственные, управляемые.

Нередко один конфликт представляет собой совокупность различных конфликтов. Например, один из самых старых конфликтов - армяно-азербайджанский - представляет собой сплетение самых  разных проблем: социально-экономическая  отсталость карабахского региона, стремление армянского населения к воссоединению  с исторической родиной, религиозные  противоречия, больная историческая память, межгосударственные противоречия двух суверенных республик, попытки  отвлечь военным конфликтом население  от внутренних проблем обоих государств и т.д.

Таким образом, современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере национальных отношений являются сложной и  специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями  для общественного развития, а это требует раскрытие причин, порождающих проблемы, противоречия и национальные конфликты, механизма протекания, поиски вариантов решения и возможностей управления ситуациями и их возможными социальными последствиями. Но наиболее эффективный способ разрешения любого конфликта, в том числе и национального, это его предотвращение. И здесь очень важную роль играет грамотная национальная политика государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

Для современной  многонациональной России, строящей демократическое общество, где проживают  совместно более 170 народов, существенно  важное значение имеет развитие и  укрепление межнациональных отношений  и предупреждение конфликтов на национальной почве. Национальные вопросы нельзя считать решенными раз и навсегда. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства  для недопущения межнациональных  конфликтов, дестабилизирующих общество. И сегодня, при общей тенденции  к снижению межнациональной напряженности, в нашем обществе предпринимаются  попытки использования межнациональных  конфликтов для решения определенными  лицами политических и экономических  вопросов.

За последние  годы достаточно сильно изменились состояние  межнациональных отношений и  характер конфликтов в этой области. Удалось снизить накал открытых массовых вооруженных конфликтов и  их последствий (чеченский конфликт, осетино-ингушский конфликт). Нынешние конфликты имеют очевидный местный характер и проявляются в столкновениях относительно небольших групп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтов в различных регионах (убийства и нападения с использованием расового и национального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства - Интернете, а также тенденция перерастания возникших мелких конфликтов в групповые столкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе в регионах, которые считаются весьма спокойными в межэтническом отношении. Уже эти факты свидетельствуют о том, что во многих регионах растет латентная напряженность.

В целях  предупреждения межнациональных конфликтов, укрепления межнациональных отношений  в субъектах Российской Федерации  необходима целостная система законодательного обеспечения государственной национальной политики в сфере межнациональных  отношений, которая должна содержать  основы регулирования национальной политики государства; полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования  межнациональных отношений; формы  участия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан  Российской Федерации в реализации государственной национальной политики; меры, направленные на предупреждение конфликтных ситуаций.

Национальная  политика относится к теоретическим  и актуальным практическим проблемам  современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни  общества. Она имеет и относительную  самостоятельность как система  мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это  политика осуществления интересов  всей нации.

Внутренняя  политика государства в отношении  этнических общностей и межэтнических  отношений обычно называется этнической политикой или политикой в  отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной  задачей государственной национальной политики является согласование интересов  всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и  взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни  социума должен осуществляться в  границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений  лежит в значительной степени  через культуру.

Основной  принцип современной государственной  национальной политики - равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в основу государственной национальной политики:

1) принцип  национального паритета и межнационального  партнерства - состоит в признании  всех народов России государствообразующими  и в утверждении того, что ни  один народ не может обладать  преимущественным правом на контроль  над территорией, институтами  власти и природными ресурсами;

2) принцип  национальной самоорганизации - означает создание государством  условий, позволяющих представителям  разных народов самостоятельно  определять и реализовывать свои  национально-культурные потребности;

3) принцип  национального патернализма - состоит  в обязанности властей всех  уровней защищать права человека  в национальной сфере и оказывать  поддержку наименее защищенным  этническим группам, категориям  этнических беженцев, переселенцев.

В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе  и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих  статей в бюджетах, законодательные  акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении  культовых зданий, открытии классов  или национальных школ).

Культурный  аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться  как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными  полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем. В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском  крае в 2003 году в управлении юстиции  зарегистрированы три грузинских национально-культурных общественных объединения: в Новороссийске - Грузинское культурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, в Краснодаре - Краснодарская  региональная общественная организация  «Грузинская община “Иверия”», с 1999 г., в Сочи - Краснодарская краевая  общественная организация «Грузинский  культурный центр “Иверия”», с 1999 г.)

Национальная  политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет  отражать всё многообразие интересов  народов России, в том числе  и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать  обществом и государством следующие  задачи:

1) формирование  и распространение идей духовного  единства, дружбы народов, межнационального  согласия, культивирование российского  патриотизма;

2) распространение  знаний об истории и культуре  народов, населяющих Российскую  Федерацию;

3) сохранение  исторического наследия, развитие  национальной самобытности традиций  взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других  народов России в российском  евразийско-национально-культурном  пространстве, создание в обществе  атмосферы уважения к их культурным  ценностям;

4) обеспечение  оптимальных условий для сохранения  и развития языков всех народов  России, использование русского  языка как общегосударственного;

5) укрепление  и совершенствование национальной  общеобразовательной школы как  инструмента сохранения и развития  культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения  к культуре, истории, языку других  народов России, мировым культурным  ценностям;

6) учёт  взаимовлияния национальных обычаев,  традиций и обрядов религии,  поддержка усилий религиозных  организаций в миротворческой  деятельности

Наибольшее  политическое значение имеет государственный  язык, которому государство оказывает  поддержку и развивает его. В  нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный  язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные  языки. Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса  языка в обществе. Наибольшей силой  отличается языковая политика в отношении  государственного языка, который является монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается и стимулируется  государством. С этой целью создаются соответствующие структуры - переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административным должностям и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства.

Русский вопрос - самый важный в рамках российского  национального вопроса. Согласно международным  нормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено одной  национальностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия - хоть и полиэтническое, но мононациональное государство. Русский  народ, составляя большинство населения  страны, является в России системообразующей  нацией. От положения и национального  самочувствия русских во многом зависит  национальная безопасность государства  в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачи улучшения  их положения в обществе, т.е. повышения  качества жизни по всему спектру  существующих проблем национального  бытия - от социально-экономических  до духовно-нравственных. Причём доминирующими  являются потребности повышения  национальной солидарности и уровня государственной защищённости русских.

Информация о работе Национальные конфликты как социальное явление