Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках.
Большинство народов Африки насчитывают по несколько тысяч или даже сотен человек и населяют 1-2 деревни. Почти 90 % население Африки составляют 120 народов численностью свыше 1 млн человек, из них 2/3 приходится на 30 народов, численностью свыше 5 млн человек. Заметно более 1/3 населения Тропической Африки (и почти половину населения всей Африки) составляют не менее 10 крупнейших народов, численностью свыше 10 млн человек: арабы, хауса, фульбе, йоруба, игбо, амхара, оромо, руанда, малагасийцы, зулусы.
1. Ведение
2. Этнографический очерк
2.1 Североафриканская провинция ИЭО
2.2 Северо-Восточноафриканская ИЭО
2.3 Западноафриканская, или Западносуданская ИЭО
2.4 Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО
2.5 Южноафриканская ИЭО
2.6 Восточноафриканская ИЭО
2.7 Мадагаскарская островная ИЭО
3. Расовый состав
4. Языковой состав
5. Литература
Традиционные занятия бантуязычных народов — ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом.
Традиционная пища земледельцев и скотоводов — похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток — просяное пиво.
Традиционное поселение — кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи.
Традиционная одежда — несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс).
Бушмены
(сан) — бродячие охотники и собиратели.
В качестве жилища используют ветровые
заслоны из веток, связанных сверху и покрытых
травой или шкурами. Одежда — набедренная
повязка и плащ.
2.6
Восточноафриканская
ИЭО
Территория: север Мозамбика, Малави, Коморские острова, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, юг Судана, запад Эфиопии.
Делится на две подобласти: Прибрежную — побережье Индийского океана от Сомали до восточного Мозамбика и Межозёрную (Межозерье) — Руанда, Бурунди, ДРК, запад и юг Уганды, северо-запад Танзании.
Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы (кикуйю, акамба, меру, лухья, джагга, бемба, ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.) и практически все нилоты, а также говорящие на нило-сахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и капоиды дахало вместе с двумя другими представителями капоидной расы сандаве и хадза — остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1-го тысячелетия н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо и др., а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть — суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.
Основные занятия в Восточноафриканской ИЭО — ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы), или отгонное скотоводство (нилотские народы). Распространена система возрастных классов.
Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры — выходцев из Азии (Аравия, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в VII-X веке на основе посреднической трансокеанской торговли с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла наивысшего расцвета в XIV веке. Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга и связанного с этим мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и суахили, который стал основным языком-посредником в межэтнических контактах местного населения, а в настоящее время — это государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Конго (Киншаса), Мозамбика, а также рабочий язык ООН.
Межозерье — один из очагов самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины XIX века никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественно сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси (в Руанде и Бурунди), или бахима (у этносов южной Уганды) — скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик, а также очень высокий рост: это самые высокорослые и самые худые люди на земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту — типичные негроиды, находившиеся в зависимости от батутси и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень этой иерархии занимали пигмеи тва, охотники, гончары, а также слуги (как у тутси, так и у хуту). Эта этнокастовая система возникла в XV веке, когда бантуязычные негроиды (предки хуту) подверглись нашествию скотоводов — нилотов или кушитов, а может быть, и тех и других. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, они сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. Наиболее чётко эта система действовала в Руанде, Бурунди и Нкоре, где священные цари мвами всегда были из тутси, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.
Преобладание
в экономике Межозерья многолетней
и высокоурожайной культуры банана, не
требовавшей большого объёма работ по
расчистке земель, содействовало сравнительно
лёгкому получению избыточного продукта
и оседлости населения, а также сводило
к минимуму участие мужчин в земледельческих
работах. Поэтому земледелие стало чисто
женским занятием, а мужчины занимались
охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде
всего — войной и посреднической торговлей.
2.7
Мадагаскарская островная
ИЭО
Территория: Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон.
Населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящими на индоарийских и дравидийских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов.
Материальная
культура малагасийцев сохранила много
элементов южноазиатского происхождения
(стрелометательная трубка, парусная долблёная
лодка с балансиром, технология рисосеяния,
шелководство, несшитая шёлковая одежда-ламба
типа саронга и др.). Преобладает пашенное
(плужное) земледелие в сочетании с пастбищным
и отгонным скотоводством.
3.
Расовый состав
Североафриканскую
провинцию населяют народы, относящиеся
преимущественно к индо-
Большинство
коренного население
4.
Языковой состав
Североафриканскую провинцию населяют народы, говорящие на семитских (арабы) и берберских (берберы) языках. К отдельной семье относится коптский язык — ныне используемый лишь в литургических целях.
3/4 населения Тропической Африки говорит на нигеро-конголезских языках, среди них особое место занимают языки банту, на которых говорит большинство население Экваториальной, Восточной и Южной Африки. К крупнейшим бантуязычным народам (численность свыше 3 млн человек) относятся руанда, рунди, макуа, конго, шона, малави, зулу, коса, луба, тсонга, ньямвези, кикуйю, тсвана, суто, лухья, овимбунду, ганда, педи, фанг, бемба, суахили. На других бантоидных языках говорят тив, бамилеке, бамум, тикар, экои.
К нигеро-конголезским относятся и языки крупнейших народов Западной и Экваториальной Африки:
на бенуэ-конголезских языках говорят йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала, идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром, джукун;
языках семьи ква — народы акан, эве, фон, га, лагунные народы;
семьи гур — моси, дагомба, мампруси, груси, гурма, лоби, куланго, кабре, барба;
семьи манде — сонинке, бозо, народы группы манден (бамбара, манинка, дьула и др.), менде, сусу, ваи;
атлантических языках — фульбе, волоф, серер, диола, темне;
адамава-убангийских языках — мумуйе, чамба, занде, банда, нгбанди, гбайя;
кордофанских языках — кордофанские народы;
кру языках — бете, бакве, басса, кребо и др.;
иджоидные, догонские и языки сенуфо выделяются в отдельные семьи в рамках нигеро-конголезской макросемьи.
Почти 15 % населения Тропической Африки, прежде всего в Эфиопии и на Африканском Роге, в Центральном и Восточном Судане, говорит на афразийских языках. Это эфиосемитские народы (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушиты (оромо, сомалийцы, беджа, сидамо, агау, афар, консо, ираку и др.), народы, говорящие на языках омотской (омето, гимирра и др.) и чадской (хауса и близкие к ним по языку народы Нигерии, Камеруна и Чада: бура, ангас, анкве, сура, баде, болева, мандара, котоко, матакам, марги, муби, сомрай, карекаре, мусгум, маса, марба и др.) семей.
Около 6 % жителей Тропической Африки, в основном в Центральном и Восточном Судане, Межозерье и Восточной Африки говорит на нило-сахарских языках, среди них — сонгай, канури, канембу, загава, тубу, маба, фур, сара, багирми, мурле, нубийцы, народы мору-мангбету, нилоты (нуэр, динка, шиллук, бари, карамоджонг, луо, масаи, календжин и др.), а также берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго.
Наконец, бушмены и готтентоты в Южной Африке и сандаве и хадза — в Восточной Африке — остатки древнего субстратного населения — говорят на койсанских языках.
Значительную
часть населения Африки составляют
представители европейских
5.
Литература
1. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996.
2. Львова Э. С. Этнография Африки. М., 1984.
3. Попов В. А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.
4. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. М., 2000.