Новгородская феодальная республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, доклад

Описание

Новгородские земли простирались на огромные расстояния - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Работа состоит из  1 файл

Новгородская феодальная республик1.docx

— 30.71 Кб (Скачать документ)

 

В упорной борьбе за независимость  наибольшую опасность для Новгорода  представляли суздальские князья. Они, во-первых, пользовались поддержкой влиятельной  группы новгородских бояр и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью, а во-вторых, оказывали по сути политическое давление на Новгород прекращением подвоза хлеба. Позиция суздальских князей особенно укрепилась тогда, когда Пскову и Новгороду потребовалась военная мощь для отражения агрессии немецких крестоносцев и шведских феодалов.

 

 

Антифеодальные выступления  бедноты новгородские бояре умело  использовали во внутрифеодальной борьбе для устранения своих соперников. Так, в 1207 году в результате крупного антифеодального восстания против бояр Мирошкиничей был смещен посадник Дмитр Мирошкинич, неугодный и боярам, и князю Всеволоду Большое Гнездо. "Черные люди" и крестьяне, задавленные непомерными поборами и ростовщической кабалой, громили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изымали у них свои долговые обязательства. Усилиями же правящей верхушки недвижимость Мирошкиничей была конфискована и распродана, а их денежное состояние поделено "по всему граду".

 

Экономическая и политическая независимость Новгорода, его своеобразная феодальная "демократия" наложили свой отпечаток на жителей республики. Новгородцы были народ буйный, неугомонный; без удальства и молодечества для них и жизнь была не в  жизнь. Память об удали новгородской до сих пор живет в песне про Ваську Буслаева. К тому же Новгород был богат, а богатство шло ему с торгового дела. В этом деле новгородцы больше других русских людей были смелы, расторопны, сметливы. Они торговали во всех концах Русской земли, пускались по неведомым путям в дальние полуночные страны, где нога русского человека еще не хаживала, и за море ездили, и у себя иноземных торговцев принимали. Оттого в Новгороде водилось много крупных купцов и даже сложилась песня о богатом госте Садко.

 

Существенную роль в понимании  истории Новгорода, его культуры и быта сыграли многочисленные археологические  экспедиции А. В. Арциховского (1902 - 1978) и В. Л. Янина. При раскопках на Неревском конце (Софийская сторона) были обнаружены три улицы и несколько усадеб, которые, как оказалось, из века в век сохраняли свои границы. Их площадь, равная примерно 2000 кв. м, оставалась неизменной. Найдено множество предметов быта - от инструментов ремесленников до золотых печатей и тончайшего "узорочья".

 

Огромное значение имеют  найденные здесь знаменитые берестяные грамоты. Они не что иное, как письма простых граждан Новгорода на различные бытовые темы: просьба  дать взаймы гривну, приглашение на похороны, любовные послания и стихи, а также долговые расписки, челобитные, завещания. Анализ берестяных грамот показал, что усадьбы на Софийской стороне  принадлежали крупным феодалам. Кроме  самих владельцев здесь жили многочисленные так или иначе зависимые от них люди - ремесленники, холопы, торговцы и клирики. Иногда часть усадьбы  сдавалась в аренду.

 

Общественно-политическая жизнь  Новгорода имела существенные особенности. Сначала Новгород наряду с другими  русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя  Новгород в XII в. стал самостоятельной  феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Князья на новгородском столе не задерживались. В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки  представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода  с Русью и порядками в остальных  ее землях, а с другой - отдельных  частей Новгородской земли. Он ведал  вопросами защиты Новгорода и  его владений от нападений внешних  врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним  договор (ряд) об условиях княжения, которые  князь обязан был выполнять или  в противном случае покинуть Новгород. Так, в 1136 году восставшие новгородцы изгнали  князя Всеволода (старшего сына Мстислава  Владимировича Великого), обвинив  его в "небрежении" интересов  Новгорода, намерении уйти из Новгорода  поближе к Киеву и поставив ему в вину грубое нарушение ранее  заключенного с новгородцами договора о пожизненном у них княжении.

      Функции  князя в Новгороде со временем  изменялись:

Князь являлся военноначальником;

Княжеская дружина поддерживала порядок в городе;

Князь был владетелем домена, адресатом той дани, которая поступала  Новгороду;

Символизировал связь  Новгорода и остальной Руси.

Социальная структура  новгородского общества:Бояре (крупные землевладельцы)

Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)

Купцы (делились на сотни  или по предметам торговли)

Черные люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные  общинники - собственники земли, смерды)

Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)

 

 

Высшим органом власти в Новгороде было вече - собрание мужского населения города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями: призывало князя в Новгород, судило о его "винах" и в случае невыполнения им ранее оговоренных условий княжения "указывало ему путь" из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и епископа и судило их; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало всех представителей власти в новгородских владениях, принимало жалобы на них и в случае их неправильных действий наказывало виновных. Общегородское вече

Вече - высший орган управления, на котором избиралось городское  управление. Участниками вече были владельцы усадеб (около 500 человек), но фактически власть находилась в  руках 300 "золотых поясов".

Кончанские вечевые сходы

(5 по количеству концов  в Великом Новгороде)

Существовали и уличанские веча (сходы)

Совет господ (300 золотых поясов)

Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

 

 

Река Волхов делила Новгород на две части: Софийскую, где находился  центр города с кремлем и Софийским  собором, и Торговую, где были лавки  и обширная территория так называемого  двора Ярослава - резиденции князя. Вече собиралось по зову вечевого колокола на дворище Ярослава или на площади  у Софийского собора.

 

Обычно созывал вече посадник, но в особых случаях его могли  созвать и князь, и бояре - "большие  люди", и менее привилегированные  феодалы - "меньшие люди". Собраться  на вече имели право все свободные  граждане - от бояр до "черных людей". Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство  силой принуждали признать решение  большинства. Принятое на вече решение - приговор записывался в грамоту, к которой прикладывалась вечевая  печать с выгравированными на ней  словами: "Печать Великого Новгорода". Бывали случаи, когда одновременно собирались два враждебных друг другу веча: одно - на Софийской стороне, другое - на Торговой. Тогда нередко дело кончалось рукопашной схваткой на Волховском мосту и для примирения враждовавших сторон на место побоища прибывал епископ с духовенством. Новейшие исследования показали, что не следует преувеличивать демократизм веча. Как правило, на вече созывались несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр. Некоторые средневековые источники называли их "золотые пояса".

 

Главными правительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время, - пока будет "угоден народу" - и не мог быть смещен князем без  вины и суда. Будучи посредником  между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие.

 

Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода. Как судья он имел дело преимущественно  с "черными людьми". Тысяцкий осуществлял  контроль за налоговой системой, - ему подчинялись сотские (для сбора податей город делился на 10 сотен во главе с сотскими).

 

Во главе новгородской церкви стоял епископ (позднее - архиепископ). Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный  штат и даже собственный воинский полк. Его кафедре принадлежали обширные имения. Совета владыки искали князья и посадники, и все договоры с  другими княжествами и иностранными государствами заключались с  его благословения.

 

Кроме высших органов власти были низшие, территориально-административные органы самоуправления. Обе стороны - Софийская и Торговая - делились на несколько городских районов - концов. В концах собирались свои веча, избиравшие кончанских старост. Концы в свою очередь делились на улицы во главе с уличанскими старостами.

 

Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального  государства. Вече должностных лиц  создавало иллюзию "народовластия", участия всего мужского населения  Новгорода в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках  бояр и привилегированной части  купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса, и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы.

 

Общественно-политической жизни  Новгорода XII- XIII вв. присуще сложное  переплетение борьбы за политическую и экономическую независимость  Новгородской земли с социальной борьбой. Речь идет о выступлениях народных масс против наиболее ненавистных им феодалов и о борьбе за власть между  боярско-купеческими группировками.


Информация о работе Новгородская феодальная республика