Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, доклад
Новгородские земли простирались на огромные расстояния - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.
В упорной борьбе за независимость наибольшую опасность для Новгорода представляли суздальские князья. Они, во-первых, пользовались поддержкой влиятельной группы новгородских бояр и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью, а во-вторых, оказывали по сути политическое давление на Новгород прекращением подвоза хлеба. Позиция суздальских князей особенно укрепилась тогда, когда Пскову и Новгороду потребовалась военная мощь для отражения агрессии немецких крестоносцев и шведских феодалов.
Антифеодальные выступления бедноты новгородские бояре умело использовали во внутрифеодальной борьбе для устранения своих соперников. Так, в 1207 году в результате крупного антифеодального восстания против бояр Мирошкиничей был смещен посадник Дмитр Мирошкинич, неугодный и боярам, и князю Всеволоду Большое Гнездо. "Черные люди" и крестьяне, задавленные непомерными поборами и ростовщической кабалой, громили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изымали у них свои долговые обязательства. Усилиями же правящей верхушки недвижимость Мирошкиничей была конфискована и распродана, а их денежное состояние поделено "по всему граду".
Экономическая и политическая независимость Новгорода, его своеобразная феодальная "демократия" наложили свой отпечаток на жителей республики. Новгородцы были народ буйный, неугомонный; без удальства и молодечества для них и жизнь была не в жизнь. Память об удали новгородской до сих пор живет в песне про Ваську Буслаева. К тому же Новгород был богат, а богатство шло ему с торгового дела. В этом деле новгородцы больше других русских людей были смелы, расторопны, сметливы. Они торговали во всех концах Русской земли, пускались по неведомым путям в дальние полуночные страны, где нога русского человека еще не хаживала, и за море ездили, и у себя иноземных торговцев принимали. Оттого в Новгороде водилось много крупных купцов и даже сложилась песня о богатом госте Садко.
Существенную роль в понимании истории Новгорода, его культуры и быта сыграли многочисленные археологические экспедиции А. В. Арциховского (1902 - 1978) и В. Л. Янина. При раскопках на Неревском конце (Софийская сторона) были обнаружены три улицы и несколько усадеб, которые, как оказалось, из века в век сохраняли свои границы. Их площадь, равная примерно 2000 кв. м, оставалась неизменной. Найдено множество предметов быта - от инструментов ремесленников до золотых печатей и тончайшего "узорочья".
Огромное значение имеют найденные здесь знаменитые берестяные грамоты. Они не что иное, как письма простых граждан Новгорода на различные бытовые темы: просьба дать взаймы гривну, приглашение на похороны, любовные послания и стихи, а также долговые расписки, челобитные, завещания. Анализ берестяных грамот показал, что усадьбы на Софийской стороне принадлежали крупным феодалам. Кроме самих владельцев здесь жили многочисленные так или иначе зависимые от них люди - ремесленники, холопы, торговцы и клирики. Иногда часть усадьбы сдавалась в аренду.
Общественно-политическая жизнь
Новгорода имела существенные особенности.
Сначала Новгород наряду с другими
русскими княжествами подчинялся Киеву.
Но в ходе развития вечевого строя
Новгород в XII в. стал самостоятельной
феодальной республикой и принимал
к себе князей только по собственному
выбору и на известных условиях.
Князья на новгородском столе не задерживались.
В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки
представителей суздальской, смоленской
и черниговской княжеских ветвей.
Князь выполнял функцию связующего
звена, с одной стороны, Новгорода
с Русью и порядками в
Функции князя в Новгороде со временем изменялись:
Князь являлся военноначальником;
Княжеская дружина поддерживала порядок в городе;
Князь был владетелем домена, адресатом той дани, которая поступала Новгороду;
Символизировал связь Новгорода и остальной Руси.
Социальная структура новгородского общества:Бояре (крупные землевладельцы)
Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)
Купцы (делились на сотни или по предметам торговли)
Черные люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные общинники - собственники земли, смерды)
Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)
Высшим органом власти в Новгороде было вече - собрание мужского населения города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями: призывало князя в Новгород, судило о его "винах" и в случае невыполнения им ранее оговоренных условий княжения "указывало ему путь" из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и епископа и судило их; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало всех представителей власти в новгородских владениях, принимало жалобы на них и в случае их неправильных действий наказывало виновных. Общегородское вече
Вече - высший орган управления, на котором избиралось городское управление. Участниками вече были владельцы усадеб (около 500 человек), но фактически власть находилась в руках 300 "золотых поясов".
Кончанские вечевые сходы
(5 по количеству концов в Великом Новгороде)
Существовали и уличанские веча (сходы)
Совет господ (300 золотых поясов)
Посадник Архиепископ Тысяцкий
Река Волхов делила Новгород на две части: Софийскую, где находился центр города с кремлем и Софийским собором, и Торговую, где были лавки и обширная территория так называемого двора Ярослава - резиденции князя. Вече собиралось по зову вечевого колокола на дворище Ярослава или на площади у Софийского собора.
Обычно созывал вече посадник, но в особых случаях его могли созвать и князь, и бояре - "большие люди", и менее привилегированные феодалы - "меньшие люди". Собраться на вече имели право все свободные граждане - от бояр до "черных людей". Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства. Принятое на вече решение - приговор записывался в грамоту, к которой прикладывалась вечевая печать с выгравированными на ней словами: "Печать Великого Новгорода". Бывали случаи, когда одновременно собирались два враждебных друг другу веча: одно - на Софийской стороне, другое - на Торговой. Тогда нередко дело кончалось рукопашной схваткой на Волховском мосту и для примирения враждовавших сторон на место побоища прибывал епископ с духовенством. Новейшие исследования показали, что не следует преувеличивать демократизм веча. Как правило, на вече созывались несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр. Некоторые средневековые источники называли их "золотые пояса".
Главными правительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время, - пока будет "угоден народу" - и не мог быть смещен князем без вины и суда. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие.
Тысяцкий избирался из
небоярского населения
Во главе новгородской
церкви стоял епископ (позднее - архиепископ).
Он принимал участие во всех важных
гражданских делах, имел свой суд, собственный
штат и даже собственный воинский
полк. Его кафедре принадлежали обширные
имения. Совета владыки искали князья
и посадники, и все договоры с
другими княжествами и
Кроме высших органов власти
были низшие, территориально-
Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию "народовластия", участия всего мужского населения Новгорода в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса, и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы.
Общественно-политической жизни
Новгорода XII- XIII вв. присуще сложное
переплетение борьбы за политическую
и экономическую независимость
Новгородской земли с социальной
борьбой. Речь идет о выступлениях народных
масс против наиболее ненавистных им
феодалов и о борьбе за власть между
боярско-купеческими