Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:22, доклад
Географическая среда — это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия.Взаимодействие общества и природы.
34.Общество и природа: экологические, геополитические и аксиологические аспекты отношения.
Географическая среда — это
та часть природы (земная кора, нижняя
часть атмосферы, воды, почва и
почвенный покров, растительный и
животный мир), которая составляет необходимое
условие жизни общества, будучи вовлеченной
в процесс общественного бытия.
32Культура и цивилизация.
За всю историю человечества, появилось большое количество культур и цивилизаций. Одни бесследно исчезли, другие же смогли сохраниться. Однако, некоторые из них, под влиянием развития технологий и общественных отношений, приобрели новую форму и смысл в современном мире.
Безусловно, цивилизация и культура – понятия, неразрывно связанные между собой. Но что они из себя представляют и как взаимодействуют друг с другом? На эти вопросы пытались найти ответ многие философы своего времени. В этом свете создавались разные концепции, пытающиеся объяснить соотношение культуры и цивилизации, а также их значение в нашей жизни.
Н. Бердяев, в своих работах даёт собственное объяснение данной проблемы. В нашей жизни при принятии решений и формировании целей общества, важную роль играет культура, и именно с помощью неё оценивается "качественность" и духовная зрелость общественности. Уже давно во всём мире гремят призывы к демократии. Но демократия "не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир". Действительно, в этом случае культура становится совсем другой – дешёвой, доступной, но в то же время некрасивой и плоской. Так культура переходит в цивилизацию, вследствие демократизации. Для людей демократии, культура – всего лишь средство благоденствия, орудие политики и экономики. Им не нужна культура, как таковая, им нужна именно цивилизация, выполняющая функцию орудия. Культура не то же самое, что цивилизация. "Культура родилась из культа. Истоки её — сакральны". Она имеет благородное происхождение, в её появлении имеются религиозные корни. Цивилизация же, напротив, имеет мирское происхождение и является порождением борьбы человека с природой. Культуре присущи индивидуальность и душа, цивилизации – общее, повторяющееся, а также орудия и методы.
Культура постоянно старается поддерживать связь со своим прошлым, со своим появлением, чтит память прежних поколений. Ей важна преемственность, непрерывность, непоколебимость творений. В ней происходит долгая борьба со смертью и временем, хотя, по правде сказать, она бессильна против них. Новая культура, при своём появлении, несмело вливается в жизнь, как бы "стесняясь" такого положения. У цивилизации нет предков, она гордится своим недавним происхождением. В ней "всё приспособлено к удобствам сегодняшнего дня". Она не хочет заполучить вечность и не борется со смертью.
У культуры есть два начала: консервативное, т.е. преемственное, и творческое – направленное в будущее. Однако, невозможно представить такого, чтобы в культуре присутствовали революционные и разрушительные мотивы. Всё революционное противится иерархизму и направлено на разрушение. А культура не может существовать без "иерархической преемственности, без качественного неравенства", потому что без знания и принятия прошлого невозможно творить новую культуру.
А какое положение занимает человек
между такими гигантами, как цивилизация
и культура? По словам Н. Бердяева, человек,
ограниченный рамками природы и
общества, находится в рабстве
у цивилизации. Она была создана,
чтобы справиться с необузданными
силами природы. Были выдуманы орудия,
способствовавшие успешному достижению
данной цели. С развитием этих орудий
(в том числе и величайшего
– интеллекта) происходила деградация
природных инстинктов и самого организма
человека. Всё это происходило
потому, что "в борьбе орудия органические
начали заменять орудиями техническими",
что в свою очередь, в дальнейшем,
привело к обезличиванию
В вопросе о цивилизации Н.
"И в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация". Цивилизация есть некий социализирующий и коллективный процесс, например, изобретение людьми технических орудий. Культуре характерен несколько более личный и глубинный процесс. Цивилизация объясняет объективацию и социализацию нашей жизни, культура обращается к таким понятиям, как духовность и личность. Техническая цивилизация обезличивает культуру. Но всегда найдутся те, кто сможет противостоять надвигающейся технической цивилизации – ими являются романтики, гении, творящие культуру. Однако их высказанные мнения является подражательными в той или иной группе. А культурный стиль является подражательством и "усвоением традиций". Конечно, его появление может быть социально оригинальным, но сам по себе, т.е. индивидуально, он не оригинален. Культура старается превратить гения, который не может вместиться в неё, "из дикого животного в животное домашнее". Как и дикий варвар, творческий гений подвержен социализации. А творческий акт, которому присущи дикость и варварство, переформировывается (путём объективации) и становится культурой. Культура стоит посреди двух сил природы и техники, и часто притесняется с их стороны.
Всё время существовало разногласие
между общественными и
"Культура основана на
Творчество, это борьба с рабством объективного мира, материей, необходимостью. Оно пытается изменить объективный мир, а не оставить его в неподвижном совершенстве. Гениальная природа человека находит себя в создании его творческим актом культуры и культурных ценностей. Но здесь находится и трагедия творчества человека, как несогласование между творческим замыслом, актом и продуктом. "Творчество есть огонь, культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание". Причём творческий акт существует в мире субъективности, творческий продукт – в мире объективности. И в культуре, в некотором смысле, происходит отчуждение человеческой природы. Поэтому человек становится рабом культурных ценностей. бердяев культура цивилизация
Человек находится в рабстве и у цивилизации. Однако, этот разум не является божественным Логосом. Этот разум "социализированного сознания" Это приводит к подавлению личности и целостности человека. Также человек оказывается порабощён идеальными культурными ценностями, создавая из науки, искусства и культуры идолов.
Но всё же культура – величайшее явление, помогающее человеку определиться с направлением своего пути. Цивилизация сначала появилась как некое средство, которая превратилась в цель и стала тиранически управляться человеком. Культура тоже была задумана, как средство духовной жизни человека, но стала самоцелью, поглотившей человеческую свободу. В итоге получается, что порабощённый человек становится механизмом объективной цивилизации и существует для результата.
28Природа и типология человеческих ценностей. Роль ценностей в жизни человека.
Ценность – это понятие, обозначающее, 1) предметы матер. и духовной деятельности людей, общест. отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительную значимость и способные удовлетворять его многообразные потребности (предметные ценности); 2) нормативную, предписательно–оценочную сторону явлений общест. сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо, заключенное в природных богатствах; потребительная стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральные добро, заключенные в действиях людей; эстет. характеристики природных и общест. объектов и произведений искусства.
Субъектные ценности: общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормат. представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы, принципы действия).
Каждый человек живет в опр. системе ценностей; можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Ценности имеют опр. иерархию, которая носит конкретно-исторический и личност. характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинак. ценность, так же как и в разл. время у одного и того же человека.