Описание путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:38, реферат

Описание

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Работа состоит из  1 файл

Описание путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского..doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

     Описание путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. 

     В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

     Россия  в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

     Первое плавание русских кораблей вокруг света под  начальством капитан-лейтенантов  И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха русских кругосветных экспедиций.

     Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

     В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

     Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля.

     Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых  оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций.

     Следует отметить, что никто из членов команды  не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские  корабли не спускались южнее северного  тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой.

     Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся  своими бурями, подняться до 60° с.ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств. Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н.П.Резановым, и его свитой на борту большого корабля — "Надежды".

     "Надеждой" командовал Крузенштерн.

     Лисянскому  было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником  экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу  в Японии, Н. П. Резанову, он назывался  главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт. Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке.

     "Надежда"  в течение своего плавания  несколько раз находилась в  весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

     Хотя  первую часть пути в Англию, а  затем через Атлантический океан  в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем  у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз.

     Затем Крузенштерну следовало отправиться  в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После  этого "Надежда" должна была снова  вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в  Кантон для продажи.

     Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей — "Невы" и "Надежды".

     Из  Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

     Ученые, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производили наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, вели астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установили координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

     Если  особые задания экспедиции в русских  колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той  части планов экспедиции, которая  была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н. П. Резанова не увенчалось успехом.

     5 августа 1806 года "Нева" благополучно  прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской  крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года  и два месяца.

     19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

     Первое  русское кругосветное плавание составило  эпоху в истории русского флота  и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о  малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными.

     Такими  были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами.

     Мало  были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи.

     Богатые этнографические коллекции, собранные  на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований  и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками  для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

     Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую  роль в развитии этнографии. Этому  немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

     Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились  на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки  — океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

     Первое  русское кругосветное плавание открывает  целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом,

     Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием  и товарами осуществлялось с тех  пор морским путём. Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

     Окрепли морские связи России с Тихим  океаном, значительно развилась  внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.  

Информация о работе Описание путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского