Организация Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание

Административно-территориальное деление Самарской области. Территория Самарской области поделена на 27 сельских административных районов. Такое деление обусловлено природно-климатическими условиями и сложившейся отраслевой специализацией. Специализация каждого из районов обусловлена влиянием природно-климатических факторов и наличием на их территории минерально-сырьевых ресурсов. Отраслями специализации выступают не только чисто производящие отрасли - растениеводство, животноводство, но и отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, обслуживающие сельское хозяйство. Каждый сельский административный район имеет свои этапы развития, свою историю, особенности экономической и социальной жизни. Каждый вносит свой вклад в создаваемый валовой региональный продукт, занимает определенное место в территориальном разделении труда.

Содержание

Введение.
История формирования и современные границы городов и городских поселений Самарской области.
Стратегия территориальной организации и проблемы административно-территориального деления Самарской области.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовик 12шрифт.docx

— 96.62 Кб (Скачать документ)

   5. Утрата демографического потенциала  проявляется и на уровне АТЕ:  районов области и общин, что  снижает эффективность управления. Так, например, удельный вес расходов  на содержание органов власти, управления и правопорядка в  общих расходах консолидированного  бюджета области увеличился с  4,3% в 1994 г. до 8,2% в 1998 г.

   За  последние 10 лет сокращение естественного  прироста населения в области  компенсируется миграционным приростом. Однако по прогнозу Госкомстата этот прирост будет ежегодно снижаться: с 27 тыс. человек в 1995г. до 1,4 тыс. в 2010г.Демографическая ситуация и сложности с финансированием оказывают влияние и на свертывание сети учреждений здравоохранения, культуры, связи и т.д. На это накладывается процесс снижения транспортной мобильности значительных слоев населения, связанный с падением жизненного уровня и сокращением бюджетных дотаций на пассажирский транспорт. Необходимо учесть разрыв в связке сельхозпредприятие — община. Прошло время, когда финансирование развития и содержания социальной сферы во многом осуществлялось за счет производственных отраслей. В результате в районах и общинах будет все более возрастать разрыв между социально-экономическим тяготением и административным устройством, т.е. уровень основных производственных и социально-бытовых услуг на территории общины будет снижаться, а райцентр для их повседневного удовлетворения окажется недоступным. В 70-80-е годы райцентры рассматривались на перспективу как места, доступные для маятниковой трудовой и учебной миграции большинства жителей района. Сейчас, несмотря на улучшение состояния дорог и развитие автомобилизации, на это рассчитывать не приходится из-за непомерного роста транспортных расходов. В малонаселенных районах все сложнее становится осуществлять весь комплекс работ и услуг по инфраструктуре, необходимый для развития производства и обслуживания населения. В то же время центры малонаселенных общин будут и дальше утрачивать роль социально-экономического ядра низовой системы населенных мест. На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод, что стратегия социально-экономического развития области в вопросах региональной политики должна не только учитывать достаточно большую вероятность, но и, исходя из общегосударственных приоритетов, была направлена на осуществление к концу рассматриваемого периода (2015 г.) следующих преобразований:

   1.  Самарская область, как и все  нынешние регионы России, утратит  статус субъекта Федерации (в  дальнейшем — "край") и перейдет  в системе территориального устройства  на одну ступень ниже - к органам  местного государственного управления. 

   2.  Существенно изменятся состав  и внешние границы области.  Так, например, при образовании  нового субъекта РФ в рамках  Поволжского экономического района  целесообразно вывести из состава  области в категорию городов  "краевого"  подчинения Самару (возможно, вместе с Новокуйбышевском  и пригородной зоной) и Тольятти (вместе с Жигулевском и Ставропольским  районом).Кроме того, в состав области целесообразно включить прилегающие территории других областей, имеющие явное экономическое тяготение к Самаре, прежде всего западную часть Оренбургской области с городами Бугуруслан и Бузулук, а также город Пугачев вместе с северо-восточными районами Саратовской области (Духовницкий, Ивантеевский, Перелюбский, Пугачевский).Вопрос о присоединении западной части Оренбургской области является, на наш взгляд, безусловным. По Саратовской области это будет зависеть от изменений в ее внутреннем устройстве, где достаточно велики шансы образования в составе Поволжья Балаковской области.

   3.  Произойдет реформирование территориального  устройства области на основе  трехуровневой системы местного  государственного управления:

   1) Самарская область, города "краевого" подчинения Самара и Тольятти (с пригородами);

   2)   городские округа  и муниципальные районы области, районы городов Самары и Тольятти и их пригороды;

   3)  городские (микрорайоны) и сельские  общины, поселки городского типа ("городские и сельские поселения").

   Вне многоуровневой системы государственного управления, действующей   в   рамках   административно-территориального устройства, независимо от системы  государственного управления и друг от друга должно существовать местное  самоуправление. Территориальные границы органов местного самоуправления должны определяться самими жителями, по инициативе которых они создаются: двор, улица, квартал, любая часть населенного пункта — в городе; деревня, поселок, несколько сельских населенных пунктов, часть сельского населенного пункта — в сельской местности. В любом случае местное самоуправление и его органы не должны образовываться в границах административно-территориальных единиц (образований). Другими словами, территория и сфера деятельности органов местного государственного управления и местного самоуправления не должны совпадать. В целом под местным самоуправлением предполагается понимать то, что Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относит к территориальному общественному самоуправлению. В материалах Всероссийской научно-практической конференции: "Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития" совершенно верно указано, что для выработки и реализации региональной политики "в долгосрочном плане на первое место следует поставить формирование области как единого организма", для чего необходима "разгрузка Центральной зоны, и, прежде всего, Самарско-Тольяттинской агломерации, и активизация хозяйственного развития Северной и Южной зон".

   Для реализации этой задачи предлагается:

   1. Стратегия сдерживания агломерационных центров Самары и Тольятти и "вытеснение" из них предприятий и производств за пределы агломерации.

   2. Создание "противовесов" для Самары и Тольятти в Северной и Южной зонах области, а также за ее границами, в пределах экономического тяготения Самары и Тольятти.В качестве таких "противовесов" для Тольятти предлагается использовать городские поселения и райцентры на железнодорожной ветке Димитровград — Бугульма: г. Димитровград (130,9 тыс. человек по переписи населения 2002г.), п.г.т. Новая Майна (6,5 тыс.), с. Новая Малыкла (3,3 тыс.), п.г.т. Новочеремшанск (3,3 тыс.) (все — Ульяновская обл.), ст. Погрузная (1,6 тыс.)  — с. Кошки (8,1 тыс.), г. Нурлат (32,5 тыс. человек, Татарстан), с. Челно-Вершины (6,1 тыс.), с. Шентала (6,6 тыс.), с. Клявлино (6,4 тыс.); г. Бугульма (93,0 тыс. человек, Татарстан).Для Самары предлагается использовать в качестве противовесов:на востоке и юго-востоке: за пределами области бывшие уездные центры Самарской губернии г. Бугуруслан (53,9 тыс. человек) и г. Бузулук (87,3 тыс.), а также райцентры Самарской области: села Богатое (6,4 тыс.)  и Борское (9,2 тыс.), г. Нефтегорск (19,4 тыс.) с изучением целесообразности строительства к нему и далее до ст. Черниговка узкоколейной железной дороги.на юго-западе: населенные пункты по железной дороге от п.г.т. Осинки (3,1 тыс.) (Безенчукский район) до г. Пугачев (41,4 тыс. человек, Саратовская обл.) с изучением перспективы создания городского поселения на ст. Чагра (0,6 тыс.)  + с. Новокуровка (0,8 тыс.) (Хворостянский район);на юге: Чапаевск — Красноармейское (5,4 тыс.) — Б. Глушица (10,1 тыс.)  — Б. Черниговка (6,3 тыс.) (с перспективой города) — Уральск (Казахстан).

   3.  Создание ассоциации бывших уездных  центров Самарской губернии (Димитровград, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Пугачев,  Тольятти, Самара, а также Сызрани  и Балаково) для решения вопросов  экономического и социально-культурного  сотрудничества.

   4.  Развитие транспортной системы  для решения проблемы совершенствования  территориальной структуры и  формирования области как единого  организма. Изучить целесообразность  строительства на срок 30 лет (три  очереди строительства по 10 лет  каждая):связки "Центр — Север":А) железной дороги Тольятти — Димитровград с возможным продолжением на Чистополь (Татарстан); Б) соединение железной дороги (параллельно с автодорогой) на участке от ст. Погрузная до ст. Клявлино со станцией Серные Воды, что присутствовало в планах еще до революции 1917 г. Варианты: Серные Воды — а) Шентала (Кундурча), б) Погрузная, в) Исаклы — Клявлино — все узкоколейка, с возможной перспективой замены нормальной колеи Кротовка — Серные Воды на узкоколейку;связки "Центр — Юг":узкоколейка Чапаевск — Красноармейское — с. Б. Дергуновка (Большеглушицкий район) — Б. Глушица — Б. Черниговка. Возможно рассмотреть варианты узкоколеек:Большая Черниговка — ст. Чагра — Приволжье (это направление, как и предыдущее, от Чапаевска) лишь новый вариант хорошо забытого старого Генплана Средне-Волжского края 1930 г.;Кротовка — Богатое — Нефтегорск — Алексеевка, с вариантами развития: а) п. Южный (Б. Глушицкий район) — Б. Черниговка (60 км); б) Гавриловка (Алексеевский район) — Покровка (Оренбургская обл.) — ст. Тюльпан (Оренбургская обл.) (50 км).Таким образом, в Северной зоне области и за ее пределами кроме существующих городов Димитровград, Нурлат, Бугульма, которые находятся за границами области, необходимо развитие в качестве промышленного центра одного из существующих райцентров Самарской области: Кошки (вместе со ст. Погрузная), Челно-Вершины, Шентала или Клявлино — с перспективой  превращения в города до 50 тыс. человек, при росте населения от 0,5 до 1,0 тыс. человек в год. Возможна проработка варианта нового города. Основной инвестор — "АвтоВАЗ", а также и другие предприятия Тольятти, Самары, Ульяновска, Набережных Челнов, Уфы.В Восточной зоне (за пределами области) — развитие Бугуруслано-Похвистневского промузла, Бузулука (ограниченное развитие, сдерживаемое национальным парком "Бузулукский бор"). Развитию этих городов будет способствовать продолжение строительства железной дороги "Астрахань — Агрыз" (северо-восточный Татарстан) на участке Погромное (Бузулук) — Бугуруслан — Северное — ст. Дымка (между Клявлино и Бугульмой). В Южной зоне — создание двух новых городов: на железной дороге "ст. Звезда (Безенчукский район) — Пугачев", построенной в начале 70-х годов, и на железной дороге "Погромное (Бузулук) — Пугачев", построенной в 1982 г. Как варианты рассматриваются ст. Чагра вместе с селом Новокуровка (Хворостянский район) и ст. Черниговка вместе с райцентром Б. Черниговка.Для перспектив развития села  Большая Черниговка  следует учитывать уникальные, крупнейшие из разведанных в России месторождения горючих сланцев (Общий Сырт) с запасами до 8 млрд. т[11]. При выработке долгосрочной стратегии развития ТЭК области следует учитывать временное выбытие из строя действующих для капитального ремонта и реконструкции со сливом воды из водохранилища Волжской ГЭС в г. Жигулевске. Одним из вариантов возмещения выбывающих мощностей можно рассматривать строительство ГРЭС на сланцах Общего Сырта и Дергуновки. Новые города должны стать основными центрами привлечения населения из-за пределов области для нужд развития промышленности. Для транспортного строительства предлагается тщательное изучение перспектив развития узкоколейных железных дорог, что касается, естественно, не только Самарской области. Предварительные расчеты показывают более высокую эффективность их строительства и эксплуатации по сравнению с автодорогами для связи райцентров с железными дорогами нормальной колеи. Независимо от преобразований на общероссийском уровне складывающаяся социально-экономическая ситуация, а также действующее законодательство делают необходимым и возможным произвести укрупнение районов области и общин, изменить статус отдельных городов (перевод из областного подчинения в районное). Опыт проведения подобных преобразований путем референдумов пока не дал положительных результатов (обсуждалось объединение города Похвистнево и Похвистневского района и включение города Октябрьска и состав города Сызрани). Это говорит о необходимости разработки научной концепции по изменению административно-территориального устройства, а на ее основе — плана поэтапных преобразований, включая серьезную разъяснительную работу с населением. Здесь следует напомнить, что в период подготовки административной реформы 20-х годов, когда вместо губерний, уездов и волостей образовывались области, округа и районы, повсеместно проходили партийные, комсомольские и профсоюзные собрания по разъяснению ее цели и задач.Для этого в Самарской области есть все основания, так как ее руководство "готово добровольно сделать Самарскую область полигоном для апробации новых идей регионального управления и обустройства территории. Для укрепления районного звена и одновременно стимулирования процесса укрупнения районов, на наш взгляд, необходимо на уровне областного закона об АТУ принять положение, при котором райцентром может быть только городское поселение - город или поселок городского типа. Подобное в российской практике уже было. При реформе АТУ 1775 - 1885 гг. село, став уездным центром (в уездах было 40-60 тыс. жителей), одновременно получало статус уездного города. Естественно, что придание городского статуса должно сопровождаться инвестиционными мерами по развитию потенциала райцентра. Стратегия социально-экономического развития области в вопросах реформирования территориальной структуры должна исходить из необходимости одновременного проведения исследования по совершенствованию территориального устройства сверху (федеративное устройство страны) и снизу - с первичного, или низового, уровня групповой системы расселения, как в городской, так и в сельской местности. В перспективе это первичный уровень АТУ, а, следовательно, и низовой уровень местного государственного управления как в целом в России, так и в Самарской области. Расчеты, проведенные автором, показывают целесообразность укрупнения общин по Самарской области примерно в 1,3 раза, т.е. вместо нынешних 324 общин оставить около 250. Примерно столько сельских советов было в области в конце 70-х годов, хотя численность сельского населения тогда была значительно больше современной. Следует обратить внимание, что речь не идет о сокращении числа сельских населенных пунктов, что уже было ранее. Наоборот, следует сохранять, а по возможности и создавать новые населенные пункты за счет мигрантов и хуторских крестьянских хозяйств. Необходимо разработать систему мер по учету и контролю за сохранностью сельских населенных пунктов.

Заключение.

   Данная  работа представляет собой территориальную, социальную характеристику Самарской области. Территория этого региона , разделена на 27 районов, по принципу обусловленному природно-климатическими условиями и сложившейся отраслевой специализацией.

   Данная  работа состоит из 2,в которых решаются следующие задачи: рассмотрение 27 районов Самарской области по различным критериям; изучение состава населения, истории формирования городских и сельских поселений, а так же важнейшие проблемы  территориального деления и перспективы развития региона. К работе прилагается самостоятельно выполненная карта.

   Для решения поставленных задач проанализированы работы Шишкова М.К. и Хасаева Г.Р.и Любимова В.Я., а также использованы материалы Всероссийской научной конфиренции. В работе так же обсуждается план развития Самарского региона в ближайшее пятилетие. 
 
 

Список  использованной литературы.

   1) За основу данного параграфа  взято: Шишков М.К. Стратегия  территориальной организации // Стратегия  социально-экономического развития  Самарской области. – М.: ЗАО  «Издательство "Экономика"», 2002. - С. 301-327.

   2) Хасаев Г.Р. Стратегия развития Самарской области в первой половине XXI в.//Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара: СамВен

   3) Любовный В.Я. Проблемы и перспективы внутриобластной региональной политики // Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара: СамВен

   4)Воронов.М.Н.  География Самарской области,2008г. 

5) Справочник  административно-территориального  деления Самарской области на 1.02.1992г., Самара, обл. совет нар. депутатов, «Самара», 1992.

Информация о работе Организация Самарской области