Основные общие характеристики Севера, особенности Северных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:35, контрольная работа

Описание

Северный экономический район – самый большой по площади район западной зоны – расположен на севере европейской части и Российской Федерации. Он занимает 8,6% территории страны, где проживает лишь 4,2% ее населения, и в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального центра, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Район выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесно-волокнистых плит, вывозкой древесины, добычей железной руды, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Все большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

1.1 ЭГП и политико-административный состав района……………………5

1.2 Природные условия, ресурсы и их экономическая оценка…………….7

1.3 Населения района………………………………………………………. . 13

2. ЭКОНОМИКА СЕВЕРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

2.1 Промышленность района………………………………………………....17

2.2 Специализация сельского хозяйства……………………………………. 37

2.3 Доля района в экономике страны, проблемы и перспективы развития………………………………………………………………………...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................37

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

контрольная вопр. 2.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

       В Печорском угольном бассейне на трех месторождениях в настоящее время  эксплуатируется 12 шахт и 5 обогатительных фабрик. Коксующиеся угли поставляются в Череповец, Липецк, Москву, а энергетические угли реализуются в основном в пределах Северо-Запада и Центра. Крупнейшими угледобывающими предприятиями являются объединение «Воркутауголь», включающее 6 шахт, и шахта «Воргашорская».

       В состав топливной промышленности Северного  района входят предприятия сланцевой  и торфяной промышленности.

       Первые  в районе торфобрикетные заводы построены  в Вологодской и Архангельской  областях. В Вологодской области  уже несколько лет такой завод работает в пос. Чагода, в пос. Кадуй аналогичое  предприятие открылось в 2003 г.

       В 2002 г. Торфобрикетный завод пущен  в эксплуатацию в г. Сольвычегодске Архангельской области. Его мощность – 10-12 тыс.т брикета в год, а  вся продукция предназначена для перевода городских котельных Сольвычегодска с угля на торф28.

       Электроэнергетика – важнейшая составная часть ТЭК. Наиболее крупными тепловыми электростанциями Северного района являются Печорская и Череповецкая ГРЭС. Во всех крупных городах работают теплоэлектроцентрали, обеспечивающие промышленность и жилые кварталы электроэнергией и теплом. Гигантский потребитель электроэнергии – Череповецкий металлургический комбинат – является и крупным ее производителем. Более чем на 40% комбинат обеспечивает потребности в электроэнергии собственным производством. Для этого созданы две большие ТЭЦ и утилизационные электростанции, работающие на вторичных энергоресурсах.

       Атомная энергетика представлена на Севере крупной  Кольской АЭС. Она действует на юге  Мурманской области (г. Полярные Зори). Четыре ее энергоблока имеют общую мощность 1,8 млн. кВт и свой ресурс уже исчерпали. Планируется выведение их из эксплуатации и замещение тремя более мощными блоками нового поколения. Фактически создается новая Кольская АЭС-2, размещаемая на другой площадке, в 8 км от действующей атомной станции.

     Определенную  роль в электроэнергетике Северного  региона играют гидроэлектростанции. Большое значение для гидроэнергетического использования имеют небольшие  порожистые реки  Карелии и Кольского полуострова, полноводные, имеющие большие перепады высот и хорошо зарегулированные озерами. В Мурманской области действуют каскады ГЭС на реках Нива, Тулома, Ковда и др. (всего в области 17 гидроэлектростанций). В Вологодской области гидроэнергостроительство  осуществлялось  только в комплексе с водохозяйственным и транспортным строительством. Так, в составе гидроузлов Волго-Балтийского водного пути были созданы  и успешно функционируют три гидроэлектростанции (две в Вытегорском районе и одна в поселке Шексна). Самая крупная из них – ГЭС Шекснинского гидроузла, мощностью 84 тыс. киловатт.

       В Мурманской области действует опытная  приливная электростанция небольшой  мощности – Кислогубская ПЭС. Она  представляет первую и пока единственную в России электростанцию, использующую энергию морского прилива29.

       В Мурманской и Архангельской областях реализуется проект, предусматривающий  сооружение 9 ветроэнергетических установок  мощностью по 10 кВт каждая.

       В разных районах Северного региона  строятся и проектируются мини-ТЭЦ на местном топливе. В г. Сортавала Республики Карелии такая станция будет работать на торфе. В Вологодской области за счет средств федерального бюджета строятся две мини-ТЭЦ на древесных отходах: в гг. Вытегре и Харовске. Такая же станция проектируется для Великого Устюга. Строительство ТЭЦ на отходах деревообработки планируется также в поселке Каменка Архангельской области, расположенном на берегу Мензенской губы. Она станет совместным российско- норвежским проектом, осуществляемым в рамках приграничного сотрудничества стран Евро-Арктического региона.30

       Машиностроение. В Северном экономическом районе эта отрасль не относится к числу ведущих отраслей промышленности, но территориально распространена.

       Центрами  морского судостроения на Севере являются Мурманск, Архангельск и Северодвинск. В Северодвинске, который до 1990 г. Был закрытым городом, - два крупнейших в стране предприятия ВПК: «Севмашпредприятие» и «Звездочка», осуществляющие выпуск и ремонт атомных подводных лодок.

       На  верфях Архангельска производят разнопрофильные суда: промысловые, служебно-разъездные, лихтеры и т. п.

       Речное  и озерное судостроение представлено целым рядом предприятий в  Петрозаводске, Череповце, Великом  Устюге, Котласе, Сыктывкаре, Печоре и  других населенных пунктах. В связи с отсутствием заказовмногие из них испытывают в настоящее время трудности.

       Тракторное  строение представлено Онежским тракторным заводом в Петрозаводске. Он производит трелевочные тракторы для лесозаготовительной  промышленности – «Онежец» (гусеничные и колесные).

       В 1995 г. В Вологде было налажено производство троллейбусов. Выпускает их предприятие  «Транс-Альфа». Оно осваивает выпуск специализированных разновидностей машин: низкопольных троллейбусов и троллейбусов с  автономным ходом, которые могут преодолевать расстояние до 5 км без электричества.

       Самым крупным промышленным предприятием Вологды является ЗАО «Вологодский подшипниковый завод». Завод оснащен  прогрессивным оборудованием и  осуществляет производство на основе современных высокопроизводительных технологий. Продукция завода – шариковые подшипники – важное комплектующее изделие при изготовлении автомобилей, станков, сельскохозяйственных, строительных и транспортных машин.

       Соломбальский  машиностроительный завод (г. Архангельск) специализируется на лесозаготовительной технике. Основным видом его продукции являются гидроманипуляторы, предназначенные для механизации работ на лесосеках  и нижних складах леспромхозов. Они монтируются на различные транспортные средства (колесные тракторы, грузовые автомобили). Конструкция и прочность манипуляторов, изготовленных Соломбальским машзаводом, соответствует требованиям стандартов европейских стран, они комплектуются гидравликой лучших мировых производителей. При их конструировании был обобщен опыт работы манипуляторов в скандинавских странах и в северных таежных условиях России.

       Оборудование  для лесопильной промышленности выпускает завод «Северный коммунар» (г. Вологда). Это единственное предприятие в стране, производящее двухэтажные лесопильные рамы. Станки, автоматические линии, технологическое оборудование для деревообрабатывающей промышленности производят Петрозаводский станкостроительный завод, вологодский «Станкозавод». Поставщиками сельскохозяйственной техники являются Бываловский машиностроительный завод (г. Вологда), вологодский машиностроительный завод (бывший «Мясомолмаш») – одно из немногих в России предприятий, специализирующихся на выпуске машин и оборудования для молочной и мясоперерабатывающей промышленности31.

       Машиностроительные  заводы г. Ухты выпускают башенные строительные краны в северном исполнении, санные тяжеловозы для транспортировки буровой техники, машины для изоляции газопроводных труб, аппаратуру для газокомпрессорных станций. Механический завод в Кандалакше поставляет в рыбную отрасль машины и механизмы, промысловое вооружение, оборудование для рыборазводных предприятий, в т. ч. инкубаторы для вызревания рыбной икры.

       Новое крупное машиностроительное предприятие  – «Северстальмаш» (10 тыс. работников) возникло в 2002 г. в Череповце. Оно образовано из 15 ремонтных цехов ЧМК и стало самостоятельной дочерней компанией «Северстали». «Северстальмаш» будет развиваться в трех направлениях: инжиниринг, сервис и создание нового высокотехнологичного оборудования32.

       Транспортный  комплекс представлен всеми видами транспорта. Основная проблема связана с тем, что большинство линий сообщения имеют субмеридиональное простирание, поэтому внутрирайонные связи затруднены. Большинство потоков грузов направлено на юг в более развитые районы (нефть, газ, уголь, апатиты и нефелины, лес, рыба) или же к основным портам района (Архангельск, Мурманск), а также в порт Санкт-Петербурга. В перспективе железнодорожная сеть расширяется за счет строительства нового выхода с Урала (Пермь - Кудымкар – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск)33.

       Морской транспорт переживает этап интенсивного развития. В Северном экономическом районе – два крупнейших торговых порта: Архангельский и Мурманский. На Белом море имеются порты в Кандалакше, Беломорске и некоторых других городах.

       Архангельский порт – старейший порт страны, с давних пор обеспечивающий торговые связи России с Западом. Архангельск является портом круглогодичной навигации (которая обеспечивается ледокольным флотом). Для бесперебойного функционирования порта проводятся также дноуглубительные работы на подходных каналах. Причалы трех районов порта принимают суда с разной осадкой и длиной.

       АО  «Архангельский морской торговый порт» - многопрофильный порт. В значительной степени он занимается перегрузкой  продукции ЛПК, отправляемой на экспорт34.

       Мурманский  порт расположен в глубоковдающемся в побережье Баренцева моря глубоководном  Кольском заливе. Мурманск – крупнейший торговый порт, отправная база Северного  морского пути и крупнейший рыбный порт страны. Побережье Кольского  полуострова омывает теплое Северо-Атлантическое течение, что делает порт открытым для свободного плавания в течение всего года. Большие глубины у причалов исключают какие-либо ограничения по осадке судов, позволяют принимать и обрабатывать современные транспорты любых размеров и делают Мурманск самым перспективным портом России.

       Значительная  часть морских перевозок осуществляется отечественным флотом. На Севере работает крупнейшее Мурманское морское пароходство, в составе которого свыше 60 транспортных судов, 10 крупных ледоколов, в т. ч. 7 атомных. Пароходство обслуживает заграничные линии и обеспечивает перевозки по Северному морскому пути35.

       Речной  транспорт традиционно был широко развит на Севере России. Этому способствует густая речная сеть, в которую входят крупные реки – Печора, Северная Двина, Вычегда, Нева, Свирь и др., а также крупнейшие озера – Ладожское и Онежское. Большое значение имеют построенные в разные годы искусственные водные пути – каналы. Волго-Балтийский водный путь имеет общую протяженность – от Невских ворот Петербургского морского порта до Рыбинского гидроузла – в 1003 км. Эта водная система обеспечивает проход крупнотоннажных судов из Волжского бассейна на Балтику и Беломоро-Балтийский канал.

       Построенный в 1960-х годах Волго-Балт – глубоководный путь с  7-ми большими шлюзами – заменил старинную Мариинскую систему.

   Беломоро-Балтийский канал проходит от Онежского  озера  до Белого моря по территории Карелии. Его протяженность от пос. Повенец  на Онежском озере до г. Беломорска – 227 км36.

       Основные грузопотоки по Беломоро-Балтийскому каналу осуществляется по маршрутам Петербург – Архангельск и Кандалакша – Череповец судами смешанного плавания. Маршрут Кандалакша – Череповец освоен сухогрузами и теплоходами серийного типа «Нефтерудовоз», перевозящими из Мурманской области железорудный и апатитовый концентраты. Кандалакшский порт располагает для этого специализированными перегрузными комплексами.

       Перспективы речного транспорта в немалой  степени связаны с развитием  портового хозяйства. Крупнейшим речным портом на Волго-Балте является Череповец. Поставка сырья и отгрузка продукции гигантских череповецких предприятий в значительной степени осуществляется дешевым речным транспортом. В Череповце функционируют три речных порта: порт общего пользования системы Северо-Западного речного пароходства и промышленные порты «Северстали» и «Аммофоса». В промышленном порту ЧМК построен пирс для приема железорудного концетрата и известняка с грузооборотом более 2 млн. т в год.

       Портовое  хозяйство Северного (г. Архангельск), Печорского речных пароходств, испытывающих значительные финансовые трудности, требует серьезной реконструкции. Эти пароходства, работающие в суровых северных условиях, с короткой навигацией, сталкиваются также с серьезными проблемами, возникающими из-за обмеления рек37.

       Автомобильный транспорт. В восточной части региона, в Республике Коми, в Ненецком АО, густота автодорожной сети очень низкая, и строительство новых дорог здесь жизненно важно. Большое значение будет иметь строящаяся автотрасса Усинск – Нарьян-Мар. Планируется сооружение автомобильных подходов ко многим нефте- и газопромыслам осваиваемых в этом районе месторождений Тимано-Печорской првинции. Предусмотрено и развитие связей этих районов с автодорожной сетью страны. Будет реконструироваться дорога Сыктывкар – Киров, введена в эксплуатацию трасса, которая соединит Визингу (Республика Коми) с Котласом Архангельской области и обеспечит выход автотранспорту из Республики Коми через Великий Устюг и Вологду на запад38.

       Воздушный транспорт. В районах Крайнего Севера авиация часто – единственный вид транспорта. Крупные аэропорты действуют в наиболее отдаленных центрах региона – Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре.

Информация о работе Основные общие характеристики Севера, особенности Северных территорий