Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:01, контрольная работа
Реализация продукции производственного назначения и потребительских товаров ( то есть движение готовой продукции от производителя к потребителю) осуществляется в сфере торговли.
Торговля как отрасль хозяйства включает наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая ( то есть крупными партиями) закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже (сортировка, расфасовка, упаковка).
Основные виды и формы организации внутренней торговли
Региональные различия в уровне развития торговли
Оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу
Оборот розничной торговли на душу населения
Список литературы
Содержание
Основные виды и формы организации внутренней торговли
Реализация продукции
Торговля как отрасль хозяйства включает наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая ( то есть крупными партиями) закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже (сортировка, расфасовка, упаковка).
За рубежом внутренняя торговля составляет важное звено экономики, что подтверждается ее высоким удельным весом в ВВП и численностью занятых. В США, Канаде, Великобритании, Японии в сфере торговли трудится примерно 1/5 экономически активного населения. В России же этот показатель немногим превышает 1/10.
Еще сравнительно недавно в России внутренняя торговля была представлена в двух основных формах- государственной (получившей преимущественное развитие в городах) и кооперативной (преобладающей в сельской местности), а также колхозным рынком. С переходом к рыночным отношениям в системе торговли начал формироваться новый сектор, основу которого составили приватизированные (арендные, частные) предприятия- магазины, снабженческо-сбытовые организации( смотреть таблицу 1)
С 1990–х гг. в стране возрождаются такие формы оптовой рыночной торговли, как биржевая и ярмарочная. Ярмарки – наиболее традиционная форма внутренней торговли в России.
К концу 19 в. В России действовало свыше 16,5 тыс. ярмарок, правда, большинство из них были не продолжительными по срокам ( от одного до нескольких дней) небольшими по обороту. Крупных ярмарок насчитывалось не более 20 среди них по торговому обороту выделялись Нижегородская (в 1898 г. ее оборот составил 285 млн. руб.) и Ирбитская на Урале (69 млн. руб.).
Торгово-промышленные ярмарки и выставки в настоящее время становятся местом демонстрации достижений отечественных и зарубежных товаропроизводителей, предложения перспективных образцов продукции, заключения производственных и торговых контрактов. Вновь открылись ярмарочные центры в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт – Петербурге, Самаре, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Владивостоке и других городах. Создан международный союз выставок и ярмарок с участием России.
Биржевая торговля также уходит корнями в дореволюционный период. Первая в России биржа по европейскому образцу была создана по указу Петра 1 в 1703 г. в Санкт – Петербурге. Вторая биржа была открыта в Одессе лишь в конце 18 в, а в Москве – в 1837 г. В период с 1860 по 1900 год товарные биржи возникли более чем 2–х десятках городов. Кроме (общих) бирж в некоторых городах ( для потребности местных рынков) были открыты еще и специальные биржи, например хлебные в Санкт – Петербурге, Москве и Воронеже. К 1913 г. в России уже функционировало уже более 90 бирж, а в1925 г. свыше 100, однако такое усиление государственного контроля и регулирования в сфере экономики привело в 1930 году к ликвидации всех товарных бирж.
В настоящее время в России происходит формирование цивилизованного биржевого рынка, биржа действует во многих регионах России.
К концу 2004 года в стране насчитывалось 35 бирж, количество заключенных в течении года сделок достигло 29000, а биржевой оборот составил свыше 6000 млн. рублей., что однако не превышало 0.1 процент от общего оборота оптовой торговли. В структуре биржевой торговли также произошли изменения: если в 1990 гг. в ней преобладала продукция производственно-технического назначения (3/5 от суммарной), то в первой половине 2000 гг. 4/5 всего биржевого оборота приходилось на потребительские товары, главным образом продовольственные.
Организация крупнооптовой и биржевой
торговли, ярмарок и выставок способствует
укреплению национального рынка, созданию
конкурентной среды, предотвращению монополизма
в сфере торговли.
Региональные различия в уровне развития торговли
В настоящее время практически вся розничная торговля в Росси сосредоточена в частном секторе. В ее структуре непродовольственные товары составляют немногим более половины. Свыше 2/3 всего объема реализуемых населению товаров народного потребления сосредоточена в регионах Центральной России и Урала- Поволжья.
На территориальную
организацию торговли оказывают
влияния различные факторы: накопленный
социально-экономический
В городах формируется более плотная торговая и снабженческая сеть. Здесь получила развитие специализация на торговле отдельными видами промышленных товаров ( хозяйственные, спортивные, мебель, аудио и видео техника, бытовая электроника, одежда, обувь, ткани, книги и другие). Работают крупные универмаги и супермаркеты с годовым товарооборотом, исчисляемым сотнями миллионов рублей. Постоянно расширяется фирменная торговля, осуществляемая непосредственными производителями продукции в своих фирменных магазинах. В сельской местности, напротив, торговая сеть значительно разрежена, а продажа товаров осуществляется, как правило, не большими по объему товарооборота торговыми предприятиями. Причем, в одном магазине могут реализоваться товары самого разного назначения ( как продовольственные, так и промышленные).
Успешное развитие торговли во многом зависит от того, насколько полно учитывается спрос населения на те или иные виды товаров. В такой огромной стране, как Россия, потребности населения в различных товарах и услугах заметно различаются по регионам.
Дальневосточный Федеральный округ имеет в Российской Федерации самую маленькую численность населения (4,6%), но за то занимает самую большую площадь (36,4%).
Мы рассмотрим это более подробно ,согласно таблицы № 2 «Основные социально-экономические показатели»- численность населения по Дальневосточному ФО на конец 2004 года по субъектам составляет:
Эти данные отображены в диаграмме № 1 и очевидно, что наибольшая численность населения проживает на юге Дальневосточного Федерального округа, а именно в Приморском и Хабаровском краях.
Большой процент население
Оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу
Дальневосточный Федеральный округ имеет самый низкий процент по обороту розничной торговли (4.1%), самый высокий процент в Центральном Федеральном округе (38,6%), который имеет и самый высокий процент по численности населения (26,2%)
Согласно диаграммы № 2 мы рассмотрим оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу.
Оборот розничной торговли составил 64,6 млрд. руб.,. По уровню оборота розничной торговли на душу населения край занял 34 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 35 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,7%, непродовольственных товаров – 53,3% (в 2003 г. – соответственно 45,2 и 54,8%).
Оборот розничной торговли составил 47,6 млрд. руб. По уровню оборота розничной торговли на душу населения край так же, как и в 2003 г., занял 25 место в Российской Федерации. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 54,1%, непродовольственных товаров – 45,9% (в 2003 г. – соответственно 52,1 и 47,9%).
Оборот розничной торговли составил 45,1 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения республика так же, как и в 2003 г., заняла 7 место в Российской Федерации. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,5%, непродовольственных товаров – 46,5% (в 2003 г. – соответственно 53,3 и 46,7%).
Оборот розничной торговли составил 23,6 млрд. руб.. По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 49 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 56 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 51,6%, непродовольственных товаров – 48,4% (в 2003 г. – соответственно 54,8 и 45,2%)
Оборот розничной торговли составил 24,4 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 8 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 10 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,5%, непродовольственных товаров – 46,5% (в 2003 г. – соответственно 52,5 и 47,7%).
Оборот розничной торговли составил 12,3 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 21 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 15 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 57,9%, непродовольственных товаров – 42,1% (в 2003 г. – соответственно 56,2 и 43,8%).
Оборот розничной торговли составил 5,8 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 35 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 38 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 52,3%, непродовольственных товаров – 47,7% (в 2003 г. – соответственно 50,4 и 49,6%).
Оборот розничной торговли составил 6,0 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 23 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 19 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 58,2%, непродовольственных товаров – 41,8% (в 2003 г. – соответственно 59,6 и 40,4%).
Оборот розничной торговли составил 2,1 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения автономный округ занял 12 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 9 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 69,4%, непродовольственных товаров – 30,6% (в 2003 г. – соответственно 73,8 и 26,2%).
Оборот розничной торговли составил 0,7 млрд. руб., В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 74,9%, непродовольственных товаров – 25,1% (в 2003 г. – соответственно 76,3 и 23,7%).
Оборот розничной торговли на душу населения
Дальневосточный Федеральный округ занимает в России 4 место, а первое и второе место принадлежат Центральному Федеральному округу и Уральскому Федеральному округу соответственно.
Согласно диаграммы № 3 оборот розничной торговли на душу населения по Дальневосточному Федеральному округу распределяется:
Жители северных территорий предъявляют повышенный спрос на теплую одежду и обувь, мясные плодовоощные консервы. Население крупных промышленных центров отдает предпочтение товарам, обладающим высокими потребительскими свойствами: высококлассной аудио- и видеоаппаратуре, персональным компьютерам, сложным электробытовым приборам (автоматические стиральные машины, морозильники, электроплиты и т.п.) В сельских районах, особенно там, где получили развитие фермерские хозяйства, растет спрос на технику по обработке небольших участков земли ( мини-тракторы, культиваторы, другой технический инвентарь), по переработке сельскохозяйственной продукции ( сепараторы, электросушильное и коптильное оборудование)
Информация о работе Основные виды и формы организации внутренней торговли