Перспективы развития туризма вдоль важнейших водных артерий р Волга, р.Кама, р. Ока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:55, курсовая работа

Описание

Речные круизы достаточно популярны среди туристов. Новые программы, которые появляются на рынке, всегда интересны как для туристов, так и для агентств, которые предлагают туры по России. Для того чтобы разработать что-либо новое (новый маршрут) нужно изучить то, что уже есть на рынке туристических услуг. Речные круизы, как у нас в России, так и за ее пределами, в основном, действуют на крупных реках.

Содержание

Введение_____________________________________________3
1. Река Волга_________________________________________4
2. Река Кама__________________________________________8
3. Река Ока___________________________________________11
4. Рынок речных круизов в России______________________13
5. Схема круизов по Волге______________________________16
6. Анализ центрального района_________________________17
7. Анализ речных круизов______________________________19
Заключение___________________________________________21
Литература___________________________________________

Работа состоит из  1 файл

курсовая география.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

     Эту точку зрения поддерживает арабская географическая традиция средних веков, которая связывала исток Итиля  именно с Камой. Выбор главной  реки в случаях, не вполне определенных с гидрологической точки зрения, определяется исторически сложившимися представлениями и названиями. В современности река Кама считается притоком реки Волга, точнее — притоком Куйбышевского водохранилища на реке Волге. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Река  Ока́.

   Река в Европейской части России, крупнейший из правых притоков Волги. Длина 1498,6 км. Площадь бассейна 245 тыс. км².

Река  берёт начало из родника в селе Александровка Глазуновского района Орловской области, проходит по Среднерусской  возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину с значительными уклонами. Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот направо и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, а затем возле Протвино опять поворачивает на восток. На участке от Серпухова до Ступино примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломна сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину, течёт на юг. В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с рекой Проня Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с рекой Пара опять течёт на север, и, делая возле Касимова заметную большую излучину, продолжает течь на север. Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает также через Муром. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу. Крупнейшие притоки Оки: Орлик, Зуша, Упа, Жиздра, Угра, Протва, Москва, Проня, Пара, Пра, Гусь, Мокша, Клязьма, Беспута. Максимальная ширина поймы — в среднем течении, в месте впадения Пры, около 2.5 км.

Судоходство

     Местное пассажирское судоходство на теплоходах «Москвич» в пределах городского водохранилища г. Орла. На протяжении десятилетий граница «регулярного судоходства» по Оке постепенно «сдвигалась» вниз по течению. В 1960-70-е годы она  находилась у п. Машковичи (1170 км.) В настоящее время формально регулярное судоходство в соответствии с «Перечнем водных путей» начинается от города Калуга, транзитное — от Коломны (то есть от устья реки Москвы). Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутовский и Кузьминский, последний гидроузел включает микроГЭС. Начиная с 1990-х годов Ока была исключена из «Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера». Дноуглубительные работы резко сокращены. Техническое состояние Белоомутского и Кузминского гидроузлов оставляют желать лучшего. До 60-х гг. XIX века Ока была судоходна от Орла, но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Рынок речных круизов  в России.

     Речные  круизы, как известно, появились  еще в советские времена. Правда, в  90-е гг. одной только богатой  истории оказалось недостаточно для быстрого оформления этого сектора  туризма в цивилизованный.   В журнале «Русский фокус» о рынке  речных круизов говорится что, четко структурированного рынка не существует и по сей день, одно из объяснений чему - падение спроса на внутренние круизы. По опросам турагентств, с 1992 по 1996 г. этот вид путешествий практически не интересовал потребителя, а оживление в секторе началось в последние несколько лет. В любом случае речной круиз в России - удовольствие в своем роде элитарное: к примеру, двухнедельное путешествие от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно может стоить около $520-600, а за такую сумму многие россияне предпочтут отдохнуть на Кипре, в Турции или Египте. Поэтому сейчас больше половины пассажиров речных круизов в России - иностранцы, а до августовского кризиса их доля и вовсе превышала 70%.

     Самые большие поклонники отдыха на российских водах - граждане США, Германии, Франции  и ЮАР. Но за последние три года соотношение между иностранными и российскими туристами изменилось: первые, напуганные нестабильностью, стали  меньше ездить по нашим рекам, вторые, наоборот, все чаще покупают путевки на речные круизы. Если приток российских пассажиров на речные круизы зависит, прежде всего, от состояния их кошельков, то число иностранцев, отдыхающих на наших реках, напрямую зависит от причин политических. Госдепартамент США внесет в список стран, не рекомендуемых для посещения, Россию, и законопослушные американские граждане перестанут к нам ездить. Такое уже несколько раз случалось из-за Чечни", - опасается начальник отдела пассажирских перевозок Росречфлота Анна Исаева.

       На данный момент на рынке  речных круизов представлены  такие маршруты как: Москва-Нижний  Новгород-Москва (5дней), Москва-Кострома-Москва (5 дней), Москва-Углич-Тверь-Москва (4 дня), Москва-Плес-Москва (6 дней), Москва-Самара-Москва (12 дней),  Москва-Тверь-Москва (3 дней), Москва-Санкт Петербург-Москва (12 дней), Москва-Углич-Москва (3 дня), Москва-Волгоград-Москва (16 дней), Москва-Ярославль-Москва (5 дней), Москва-Горицы-Москва (7 дней), Москва-Макарьев-Москва (9 дней), Москва-Пермь-Москва (16 дней), Москва-Уфа (15-17 дней), Москва-Астрахань (19-21 день), Москва-Казань (10 дней), Москва-Соловки (12 дней), Москва-Рязань 94 дня), Москва-Касимов (5-6 дней), Москва-Константиново (3дня), «Московская кругосветка» (9-11 дней).  Наибольшим спросом пользуется путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.

     Реки  Сибири и Дальнего Востока непопулярны - слишком долго и дорого добираться до теплохода. Круизами по Волге интересуются меньше, чем круизом Москва - Питер, из-за недостаточно развитой туристической инфраструктуры в регионе. К тому же маршрут Москва - Питер именуют императорским, что привлекает туристов. На майские праздники в основном продают скромные трехдневные круизы, путешествие из Москвы в Петербург пока невозможно. Ледовые условия на Ладожском и Онежском озерах, которые необходимо пройти, затрудняют движение судов до середины мая, а иногда и дольше (тогда приходится прибегать к услугам ледокола). В европейской части России самая длинная поездка (Москва - Астрахань) в среднем длится около 20 дней и стоит 22 000-25 000 руб. Круиз Москва - Санкт-Петербург - Москва может стоить 15 000-20 000 руб. в зависимости от комфортабельности каюты и теплохода. Короткие трехдневки - до Углича или Твери - обходятся приблизительно в 5000 руб. Это средние цены для не самых роскошных кают - цена за люкс на астраханском маршруте доходит до 90 000 руб. (за ту же сумму можно отдохнуть в Мексике или Кении). Что касается комфортабельности речных круизных судов, то на сегодня она делится на два уровня. Суда низкой комфортабельности оборудованы каютами в лучшем случае с умывальниками и имеют всего один-два люкса с санузлом. Обычно это небольшие двухпалубные суда, построенные в Венгрии и ГДР в 60-е гг. Правда, сейчас двухпалубные и трехпалубные суда активно переоборудуются: из нескольких маленьких кают делают одну большую "с удобствами".

     Если  туристы вынуждены путешествовать на судах, построенных еще до развала  Советского Союза, возникает логичный вопрос: почему же не самый фешенебельный  отдых стоит, по российским меркам, таких больших денег? Высокие цены на речные круизы объясняются несколькими причинами. Одна из них - сезонность услуги, которая ограничена рамками круизной навигации (в европейской части страны это период с конца мая по октябрь). Кроме того, специфика речных круизов состоит в том, что теплоход в отличие от отеля находится в постоянном движении. Это влечет за собой массу расходов, прежде всего на топливо, рост цен на которое в 2001, например, спровоцировал 30-40%-ное повышение стоимости путевок на речные круизы. По данным Российской ассоциации туристических агентств, туроператоры речных круизов делятся на две группы: операторы въездного и внутреннего туризма. К наиболее крупным операторам въездного туризма относят  компании «Orthodox» (которой принадлежит 7 судов), "Визкруиз" (4 судна), «Viking River Cruises» (4 судна) и "КМП-групп" (2 судна). В число операторов внутреннего туризма входят  «Столичная судоходная компания» (6 теплоходов), "Волго-Балт-тур" (3 теплохода) и "Альба-круиз" (2 теплохода). Львиная доля туристов перевозится теплоходами всего нескольких судовладельцев. По данным службы Речфлота Минтранса России, в 2000 г. в речных круизах побывало 328 600 туристов. Из них 188 100 человек отдыхали на теплоходах Волжского пароходства, 28 200 туристов - Московского, 22 900 - Северо-Западного, 21 200 - Камского пароходства. 
 
 
 

5. Схема круизов  по Волге.

Круиз Москва-Санкт-Петербург(7 дней) включает в себя экскурсионную программу в городах Углич (обзорная пешеходная экскурсия, Кремль, Церковь Дмитрия на крови), Горицы (обзорная, Кирилло-Белозерский монастырь), Кижи (обзорная пешеходная экскурсия по острову, Музей деревянного зодчества), Валаам (обзорная пешеходная по острову), Санкт-Петербург (автобусная экскурсия по городу с посещением Эрмитажа).

Москва-Пермь-Москва (16 дней) предлагает экскурсионную программу в городах: Углич, Кострома, Плес (обзорная, дом-музей Левитана), Н. Новгород (обзорная пешеходная с посещением Кремля), Казань (озорная автобусная по городу), Нижнекамск и Набережные Челны (обзорные экскурсии по городам), Пермь (обзорная, карстовые пещеры), Чистополь, Чебоксары, Козьмодемьянск, Ярославль (обзорная, Спасо-Преображенский монастырь).

Круиз Москва-Волгоград-Москва (16 дней)  Экскурсионная программа в этом круизе проходит в городах Углич, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Саратов, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Козьмодемьянск, Нижний Новгород, Ярославль.

Круиз «Речное Золото Кольцо» (11 дней) предлагает «Столичная Судоходная Компания» Круиз проходит по городам Тверь-Углич-Ярославль-Кострома-Нижний Новгород- Муром-Ока-Касимов-Рязань-Константиново.

     Как правило, в стоимость круизов  входит:  размещение в каюте с  удобствами и кондиционером, трехразовое  питание в ресторане теплохода (возможен вариант без питания), экскурсионное обслуживание, культурная программа на борту (путевая информация, лекции по истории Водных путей России, работа организатора досуга для детей и взрослых, демонстрация видеофильмов, концерты классической музыки, дискотека). Дети до 5 лет включительно принимаются бесплатно без предоставления места и питания. Детские цены действуют  до 16 лет включительно. Дополнительные места в каютах (раскладушки и т.п.) не предоставляются.

6. Анализ центрального  района.

     Высокая плотность населения обусловила Большую потребность в рекреационных услугах. На этой территории развиты все основные виды рекреационной деятельности, санаторно-курортное лечение, оздоровительный отдых, спортивный торизм, детский отдых, дачная рекреация, организация кратковременного отдыха, спортивный и экологический туризм.

     Особенно  активно развился познавательный туризм. На экскурсионном обслуживании специализировались экскурсионные бюро не только Больших, но и малых исторических городов.

     Турцентры находятся как в областных, так  и в малых исторических городах (Осташкове, Старой Русев, Торжке, Валдае, Угличе и др.) - Крупнейшие турцентры России – Москва, Санкт- Петербург.

     Климатические условия района можно охарактеризовать как относительно комфортные, благоприятствующие для отдыха и оздоровления. Здесь достаточный инсоляционный и ультрафиолетовый режимы солнечной радиации, умеренно теплое лето (средняя температура июля + 18° С), умеренно холодная зима (средняя температура января 10° С). Снежный покров держится в течение 130-140 дней. Его средняя высота достигает 50 см.

     Центральный район располагает гидроминеральными  ресурсами. Распространены сульфатные воды различного катионного состава  питьевого назначения и хлоридные  натриевые рассолы с высокой  консистенцией брома, применяющиеся  для лечебных ванн.

     Имеются запасы лечебного сапропеля (озеро  Неро, Каспля, Долгое, Святое, Бисерово и другие), а также лечебных торфов (т/м Татищевское, Клюквинка, Пряниковский Мох и другие).

     Особого внимания заслуживает культурно-исторический потенциал. Это уникальные архитектурные памятники, многочисленные музеи и выставки, мемориалы, дворянские усадьбы, православные храмы и монастыри.

     Район знаменит различными видами народных промыслов и декоративно-прикладного  искусства: художественная обработка  дерева и кости (Хотьково, Сергиев Посад), керамика и фарфор (Гжель, Скопин, Вер-билки, Дулево), хрусталь и художественное стекло (Костино, Гусь Хрустальный), лаковая миниатюра (Федоскино, Мстера), художественная роспись тканей (Павловский Посад, Мытищи, Троицк) и т.д.

     Россия  обладает богатыми гидроресурсами, что  способствует развитию лечебного отдыха. Но не везде минеральные источники изучены и используются в полной мере. Климат весьма разнообразен, но преобладает континентальный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Анализ речных круизов.

     Просмотрев  основные речные круизы, мы пришли к  выводу, что, как правило, существует единая схема круиза, которой придерживаются практически все круизные компании. Все дни круиза насыщены экскурсиями, а в вечернее время развлекательной  программой. Каждый день как правило экскурсионная программа занимает не больше 3 часов. Благодаря такому трансферу туристы наиболее полно представляют себе колорит страны, так как из окон открываются великолепные виды. В первый день круиза, как правило, предлагается не больше 1 экскурсии, а в вечернее время проходит развлекательная программа. Последний день круизной программы, как правило свободный, а предпоследний насыщен на половину. Во время экскурсионной программы, если экскурсия проходит в дневное время, обед туристам предоставляется не на корабле, а в ресторанах в городе, заранее заказанных на группу.

Информация о работе Перспективы развития туризма вдоль важнейших водных артерий р Волга, р.Кама, р. Ока