Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:32, реферат
Я выбрала тему «Политическая карта мира – зеркало эпохи», потому что политическая карта является одним из самых важных источни-ков информации в географии мира, так как на ней показаны разные страны.
Введение 3
1. Этапы формирования политической карты мира 4
2. Страны мира 8
2.1. Территория и границы 8
2.2. Главные объекты политической карты мира 11
2.3. Государственный строй стран мира 13
2.4. Типология стран мира 15
4. Современная политическая карта мира 18
4.1. Политическая карта Европы 18
4.2. Политическая карта Америки 20
4.3. Политическая карта Азии 22
4.4. Политическая карта Африки 24
4.5. Политическая карта Австралии и Океании 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 30
Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.
1. Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами.
2. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Некоторые
особенности имеет международно
Следует отметить также особый международно-правовой режим, установленный в Антарктиде по договору 1959 г. Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран.
Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.
3. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.
Экономические зоны – это районы акватории мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).
Особые территориальные режимы — это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией или пространством. Они могут устанавливаться в интересах некоторых или всех государств мира.
Особыми
видами территориального режима являются
международно-правовая аренда территории,
режим "свободных экономических зон",
привилегированных в таможенном отношении
и т.д.
2.2.
Главные объекты политической
карты мира
Главными объектами политической карты являются суверенные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя, меньшая по размерам – французская. Они сохранили свои владения и после Первой мировой войны. Были колонии и у других государств – Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
Крушение колониальной системы империализма после Второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений (борьбы народов за независимость) кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне Второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. – их стало 81, а к 1995 г. суверенитетом обладало уже около 190 стран.
Суверенитет государства – это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.
В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства.
Понятие
суверенитет государства
лежит в основе таких общепризнанных принципов
международного права, как принцип суверенного
равенства государств, принцип взаимного
уважения государственного суверенитета,
принцип невмешательства государств во
внутренние дела друг друга и др.
Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий (см. таблицу в конце главы). Их можно условно разделить на две группы:
— колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении им независимости);
— территории, фактически колонии, не включенные однако В перечень ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются: «заморскими департаментами», «заморскими территориями», «свободно ассоциированными государствами» и т.п.
Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей до 1976 г. колонией Испании в Западной Африке). После многих лет вооруженной борьбы различных политических группировок за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось перемирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко?).
Вопрос о предоставлении независимости всем современным колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес.
Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марманские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом океане. На островах находятся многие американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атомных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т.д.
Образование и развитие государств – сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических.
Специалисты
по международным проблемам
2.3.
Государственный строй стран мира
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Различают следующие формы правления: республику и монархию.
Республикой называют такую форму государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная власть — правительству. Республиканская форма правления широко распространена: 3/4 всех государств мира — республики. В 1991 году, после распада СССР и Югославии, в мире насчитывается более 140 республик. Среди них различают президентскую республику и парламентскую республику. В государствах первого типа президент возглавляет правительство и наделен большими полномочиями (США). В парламентских республиках роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Австрия).
Монархией считают такую форму правления, при которой главой государства является император, князь, герцог, султан, король и т.д. В монархических государствах власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монарх избирается на 5 лет.
В 1992 году на политической карте мира насчитывалось 29 монархий (13 в Азии, 12 в Европе, 3 в Африке и 1 в Океании). Среди этих стран различают три вида монархий:
а) конституционная монархия. Это подавляющее большинство существующих ныне монархий, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх, можно сказать, «царствует, но не правит». Таковы, например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония.
Роль
монарха в этих государствах преимущественно
представительно-
б) абсолютная монархия. В этих государствах власть монарха почти не ограничена. Таковы Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бруней. Кувейт и Бахрейн фактически являются абсолютными монархиями, хотя юридически это представители конституционной монархии.
в) теократическая (греч. theos — бог) монархия, иногда рассматривается как разновидность абсолютной монархии. Примером такой монархии является Ватикан, которым правит не светское, а духовное лицо — папа римский. Ему принадлежит законодательная, исполнительная и судебная власть. Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Функции премьер-министра в таком государстве исполняет государственный секретарь, высшими консультативными органами являются Вселенский собор римско-католической церкви, коллегия кардиналов и епископский синод.
Государственный
строй любой страны характеризуется
не только формой правления, но и формой,
территориально-
Довольно
широко распространено мнение о том,
что федеративная форма характерна
прежде всего для двунациональных
и многонациональных стран. Действительно
такие страны есть: Россия, Индия, Бельгия,
Канада, но все же большинство федераций
являются странами с более или менее однородным
национальным составом. Поэтому их возникновение
отражает не столько национально-этнические,
сколько историко-географические особенности
развития.
2.4.
Типология стран мира
На современной политической карте мира представлено более 230 стран и территорий, из них более 190 – суверенные государства.
Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью населения (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные – такие как «микрогосударства» Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино.
Есть однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия, США и др.); есть богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы (России, Канада, Китай и др.) и не имеющие его, то есть внутриконтинентальные страны (такие как Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Непал, Бутан). Причем очень часто географическое положение страны сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или Группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.).
У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран.
Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой – выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.
При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.