Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:04, реферат
Ботани́ческий сад-институ́т Уфи́мского нау́чного це́нтра РАН — государственное академическое научное учреждение в Уфе. Занимается фундаментальными и прикладными научно-исследовательскими работами в области интродукции, генетики, акклиматизации с целью сохранения биоразнообразия растений, а также научно-просветительской деятельностью.
Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.
Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на весеннем празднике “Сабантуй”, а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.
Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.) Левая, бо'льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. Ее пространство наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын, где стоял сундук на резной подставке со сложенными на нем разноцветными паласами, коврами, кошмами, одеялами, подушками, перетянутыми специальной узорной лентой с орнаментом на черном или красном поле.
Внутренние стены юрты (воздух) закрывались большими узорными тканями, домотканными паласами, развешанными в развернутом виде на решетчатом остове; на их фоне висели тканые и вышитые полотенца, праздничная одежда, украшения, охотничьи принадлежности, конская упряжь, оружие, которые вкупе с орнаментированным полом создавали своеобразный ансамбль.
Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, считает искусствовед Альмира Янбухтина, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты. (А.Янбухтина. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993.С41.)
Жилище как организованная часть макрокосма отделяло человека от внешнего мира и было для него “своим”, не враждебным. Все, что находилось за его пределами было “чужим”, часто враждебным. И чтобы “чужое” не проникало в жилье, все точки связи с внешним миром украшались орнаментом, с помощью которого древние люди полагали оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих напастей. Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшались прежде всего дверь юрты, а также линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.
Внешне дом оформлялся неравномерно: обращенная к улице сторона дома – фасад украшался больше, чем противоположная, выходящая во двор. На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.
Башкиры украшали наличники, реже ворота, калитки старинной врезной техникой, с которой связан солярный орнамент (полусолнце или солнце с лучами, выполненные когтевидно – выемчатой резьбой).
>На рубеже XIX –XX широкое распространение среди башкир нашла накладная и пропильная техника.
Информация о работе Природные достопримечательности Башкирии