Приволжский федеральный Округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:21, реферат

Описание

Приволжский федеральный округ на западе граничит с Вологодской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской областями. На востоке граничит со Свердловской, Челябинской областями. На севере соседями являются: Архангельская область, Республика Коми. А на юге соседом является Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

тон.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

     6. Экспорт и импорт продукции.

     Регионы округа экспортируют в Индию минеральные  удобрения, продукцию машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, оборудование для металлургического  и горнодобывающего производства, нефть  и продукцию нефтехимии, бумажные изделия и картон, асбест, черные и цветные металлы. Крупнейшие экспортеры – Пермский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области.

     Крупнейшими импортерами индийской продукции  являются Нижегородская, Саратовская  и Самарская области, Чувашская Республика, Республика Татарстан, которые ввозят фармацевтическую, химическую продукцию, оборудование, ткани, табак, чай, кофе, пряности.

     Деловое сотрудничество Приволжского федерального округа с Индией традиционно имеет  устойчивые связи в разных отраслях экономики. Товарооборот регионов Приволжского федерального округа с Индией в 2007 году составил 640 млн. долларов США, экспорт - 590 млн. долларов, импорт – 48 млн. долларов

7. Проблемы развития и пути их решения

     Поэтому основными направлениями развития региона являются:

     - стабилизация и повышение эффективности  нефтедобычи на территории РТ;

     - внедрение новых технологий и  методов повышения нефтеотдачи  пластов, добычи и переработки  высоковязкой нефти и природных  битумов, снижение содержания  серы в нефти и нефтепродуктах, переработка серы;

     - разработка новых месторождений  за пределами Татарстана (на территории  Российской Федерации и за  рубежом); превращение ОАО «Татнефть»  в межрегиональную и транснациональную  добывающую компанию;

     - развитие сектора малых нефтедобывающих компаний с повышением степени координации их деятельности, в том числе со стороны государства;

     - расширение рынков сбыта нефтепродуктов, развитие сбытовых сетей.

     В соответствии с «Энергетической  стратегией Республики Татарстан на период до 2020 г.» объемы добычи нефти в республике планируется стабилизировать на уровне 30 млн. т. в год. Для поддержания требуемого уровня добычи нефти необходимо обеспечить ежегодный прирост извлекаемых запасов нефти и создать новую сырьевую базу в западной части республики.

     Также компенсировать дефицит нефти способно вовлечение в оборот дополнительных источников углеводородного сырья. В Республике Татарстан к ним относятся, прежде всего, природные битумы. В России извлекаемые запасы природных битумов оцениваются в 12-15 млрд. тонн, из которых почти 36 % находятся на территории Татарстана. В разных районах республики на сегодня выявлено около 150 месторождений природных битумов, содержащих 450 залежей. Эффективное и рентабельное освоение битумной нефти способно поддержать сырьевую базу не только региона, но и страны в целом.

     Промышленное  освоение ресурсов природных битумов  сдерживается отсутствием высокоэффективных технологических схем добычи по месторождениям региона, технологий транспортировки и переработки. В настоящее время в республике разрабатывается программа освоения ресурсов при-родных битумов на период до 2020 года. Для того чтобы промышленная добыча битумной нефти была экономически выгодна и рентабельна, необходимы современные и эффективные технологии. С этой целью ОАО «Татнефть» был изучен зарубежный опыт разработки месторождений высоковязких нефтей и битумов. ОАО «Татнефть» в рамках реализации «Программы работ по освоению запасов тяжелых нефтей и битумов» проводит опытно-промышленные работы по освоению запасов природных битумов на территории республики. Пробурены три горизонтальные скважины, где используется парогравитационный метод. В настоящее время добыто 6 тыс. тонн битумной нефти. Для разработки программы освоения природных битумов ОАО «Татнефть» выбран стратегический партнер -- «Шелл Эксплорейшн Компании». В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетики России, произведено разделение ОАО «Татэнерго» по видам деятельности. Учреждены ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Диспетчерский центр». В 2008 году планируется провести формирование полноценных бизнес-единиц с полным самостоятельным контуром управления соответствующими видами деятельности. Такое разделение по видам деятельности в совокупности с внедрением рыночных отношений в отрасли будет способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, и как следствие, росту инвестиций в энергосистему.

     Первостепенной  задачей технической политики ОАО  «Татэнерго» является определение путей достижения конкурентоспособности производства электро- и теплоэнергии с необходимым качеством, обеспечения надежности электро- и теплоснабжения потребителей, снижения эксплуатационных издержек. В нефтеперерабатывающей промышленности Республики Татарстана в последние годы произошел ряд существенных инвестиционно-технологических и институциональных изменений. С целью повышения экономической эффективности деятельности ОАО «ТАИФ-НК» реализуется несколько инвестиционных проектов. В частности, выпущена опытно-промышленная партия реактивного топлива, испытание которой дало положительные результаты.

     Развитие  химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан остается одним  из приоритетов реализуемой в  республике промышленной политики. Для  обеспечения развития нефтеперерабатывающего комплекса Республики Татарстан потребуется соответствующее развитие транспортной инфраструктуры, в частности, строительство дополнительного нефтепровода для транспортировки карбоновой нефти в район г. Нижнекамска, а также других объектов инфраструктуры. Кроме того, потребуется решение вопроса транспортировки нефтепродуктов с использованием системы действующих и новых трубопроводов. В этой связи необходимо учесть проект строительства нефтепродуктопровода «Андреевка - Альметьевск», включенный в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года.

     В 2008 г. в рамках дальнейшего развития энергетического кластера в республике планируется построить кабельный  завод, завод по производству трансформаторов, котельных установок. Такой подход к формированию энергетического кластера позволит создать новые рабочие места, удешевить поставки продукции в энергосистему и обеспечить дополнительные поступления в бюджет республики.

     Следует отметить, на предприятиях и в организациях республики остается достаточно большой потенциал повышения энергоэффективности. Работа по внедрению энергоэффективных технологий, позволяющих оптимизировать затраты на потребление энергетических ресурсов, должна быть продолжена. Необходимо обеспечить внедрение современных технологий генерации энергий, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. В связи с предполагаемым удорожанием природного газа возрастающую роль будет играть вопрос диверсификации топливно-энергетического баланса, тем более что в структуре республиканского топливного баланса около 90 % составляет природный газ.

     Одним из перспективных направлений решения  данной задачи является внедрение альтернативных источников энергии. В мире постоянно  ведется интенсивный поиск альтернатив органическому топливу, одной из которых может стать использование возобновляемых источников энергии. Объем энергии, производимой с помощью таких источников энергии, в настоящее время уже достиг 10 % от общего объема энергопотребления. В республике имеется потенциал альтернативных источников энергии с использованием местных, а также вторичных ресурсов, в их числе неделовая древесина, отходы деревообработки и животноводческих хозяйств, получение биоэтенола и биодизеля при переработке рапса, возможность строительства малых гидроэлектростанций, ветроустановок, электростанций на местных углях.

     В 2008 году необходимо приступить к практической реализации внедрения альтернативных и возобновляемых энергоисточников. Сейчас рассматривается вопрос строительства  завода по производству биоэтанола, а также внедрения промышленной установки с полным технологическим циклом переработки сельскохозяйственных отходов. Подобные проекты отличаются высокой капиталоемкостью, поэтому необходимо рассмотреть возможность оказания государственной поддержки реализации этих проектов.

     Кроме запасов углеводородного сырья, Республика Татарстан располагает  также значительной минерально-сырьевой базой твердых нерудных полезных ископаемых, которая полностью или  частично обеспечивает внутренние потребности промышленности строительных материалов и сельского хозяйства в минеральной продукции, а также используется в нефтедобывающей и машиностроительной отраслях. Ценность минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, по расчетам ЦНИИгеолнеруд, составляет 568 млрд. рублей. Ведется активная отработка запасов строительных и силикатных песков; песчано-гравийных материалов; строительного камня; кирпичных, керамзитовых глин; бентонитов; гипса и др. Вновь выявленные запасы цеолитсодержащих пород, минеральных пигментов, светложгущихся глин и мраморного оникса подготовлены к освоению. В условиях продолжающегося в республике строительного бума спрос на ликвидные виды минерального строительного сырья будет возрастать с каждым годом. Песчано-гравийные смеси, бентониты, гипсовый камень имеют межрегиональное значение и поставляются на федеральный рынок. Важнейшим инструментом реализации региональной минерально-сырьевой политики является «Программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан на 2006-2010 годы».

Проблема природопользования касается и лесных ресурсов Татарстана. Лес - восстанавливаемый ресурс, однако в силу целого ряда природных, биологических  и антропогенных факторов он восстанавливается медленно. Нередко естественное возобновление лесных площадей затягивается на многие годы. Поэтому на значительных площадях требуется искусственное восстановление леса - посадка или посев основных лесообразующих древесных пород.

     Ежегодно работы по лесовосстановлению в лесном фонде проводятся на площади 4,2 тыс.га. Лесные защитные насаждения на землях сельхозяйственных формирований создаются на площади 1,2 - 1,3 тыс. га, а лесные придорожные снегозащитные полосы - на площади 1,1 тыс.га. За период с 1997 по 2004 год лесхозами созданы противоэрозионные лесонасаждения на площади 11881 га и полезащитные лесные полосы на 220 га. Из общего объема защитных лесных насаждений лесхозами ежегодно проводятся работы по террасированию крутых склонов на площади 250-350 га. В связи с небольшим процентом покрытых лесом земель, снижением объемов лесовосстановления в лесном фонде, необходимостью рационального ведения лесного хозяйства и сохранения лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере, лесхозы имеют возможность создавать ежегодно защитные насаждения до 5 тыс. га на деградированных землях сельхозформирований при обеспечении соответствующего финансирования.

Информация о работе Приволжский федеральный Округ