Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:18, курсовая работа
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.
Введение
I. Научные основы развития и размещения
транспорта по территории страны. ……………………………..4
I.1. Роль транспорта в воспроизводственном
процессе…………………………………………………………...4
I.2. Структура единой транспортной системы и
место в ней железнодорожного транспорта по
территории страны……………………………………………….6
II. Развитие и размещение железнодорожного
транспорта по территории страны……………………………...11
II.1. Факторы, определяющие развитие и
размещение железнодорожного транспорта
по территории страны…………………………………………...11
II.2. Характеристика современного состояния
железнодорожного транспорта РФ……………………………..15
II.3. Экономическая оценка деятельности
железнодорожного транспорта РФ. ……………………………18
III. Проблемы и перспективы развития и
размещения железнодорожного транспорта
в РФ……………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………25
Библиографический список……………………………………..26
Министерство образования и
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Институт истории и
Контрольная работа по географии сервиса на тему: «Развитие железнодорожной сети в России (развитие железнодорожных направлений)»
Введение
I. Научные основы развития и размещения
транспорта по территории страны.
……………………………..4
I.1. Роль транспорта в
процессе…………………………………………………………
I.2. Структура единой транспортной системы и
место в ней железнодорожного транспорта по
территории страны…………………………………
II. Развитие и размещение
транспорта по территории страны……………………………...11
II.1. Факторы, определяющие развитие и
размещение железнодорожного транспорта
по территории страны…………………………………………...11
II.2. Характеристика современного состояния
железнодорожного транспорта
РФ……………………………..15
II.3. Экономическая оценка деятельности
железнодорожного транспорта РФ. ……………………………18
III. Проблемы и перспективы
размещения железнодорожного транспорта
в РФ……………………………………………………………….21
Заключение …………………………………………………
Библиографический список……………………………………..26
Транспорт важнейшая
сфера общественного
В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» и ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.
В конце работы приводится
карта-схема «Размещение
I. Научные основы развития и размещения
транспорта на территории страны.
I.1. Роль транспорта в воспроизводственном
Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выпол-няет работу по перемещению продукции между произ-водителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.
Транспорт воздействует
на весь процесс расширенного воспроизводства:
продолжительность
Данные особенности подчеркивают взаимо-действие размещение производства и развития транс-портной сети, которые следует учитывать при плани-ровании народного хозяйства.
Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов России объединяющих около 160 тыс. предприятий всех видов собственности, на которых занято более 4.5 мил человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны). Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производст-венных фондов народного хозяйства1.
I.2. Структура единой транспортной
системы и место в ней железнодорожного
транспорта по территории страны.
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.
Социально-экономический аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно – качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Другой основой развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного процесса грузов и людей, которая видоизменяется на различных путях сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транс-порта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача – отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно плани-руемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом.
Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны на 1995г1.
Для сравнения:
Трубопроводный транспорт………………
Морской транспорт………………………….………….2,3%
Внутренний водный транспорт………………...……..5,9%
Автомобильный транспорт……………………… .…30,5%
Воздушный транспорт……………………………….. .0,3%
Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, %2:
автобусный………………….50,1
железнодорожный………….4,8
троллейбусный……………..18,9
трамвайный…………………16,9
метрополитенный……………8,7
таксомоторный……………….0,3
морской………………………..0,1
внутренний водный………….0,1
Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при наличии 7% протяженности железных дорог мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/31.
Современный уровень
организации учета и
Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок, который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения.
Табл. I.2.2. Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта1.
Показатель |
1985г. |
1991г. |
1993г. |
Грузооборот, млрд. т. км Перевезено грузов, млн. т Пассажирооборот, млрд. Перевезено пассажиров, млн. Эксплуатационная длина, тыс. км Протяженность электрифицированных линий, тыс. км Численность работников, заня-тых на перевозках, тыс. чел. Производительность труда одно-го работника, занятого на перевозках, тон т-км |
3718,4 3951 374 4166 144,9
48,4
2074
1973 |
2316 5789 254,7 2696 151,5
49,2
2065
1956 |
1210,9 1030 255,2 2790 158,1
48,3
1079
1852 |