Региональная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:44, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении региональной политики на современном этапе.
Исследование предусматривает выявление сущности региональной политики; анализ экономической политики в регионе, выявление перспектив совершенствования региональной политики в Алтайском крае.

Содержание

Введение 3
1.Основы региональной политики 4
2. Государственная политика в Алтайском крае 11
3.Совершенствование региональной политики в Алтайском крае 25
Заключение 32
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

региональная политика.doc

— 2.23 Мб (Скачать документ)

Рис.6- Показатели эффективности промышленности края. [54]

Сегодня можно сказать, что, несмотря на спад и определенные сложности со спросом на продукцию, промышленный сектор края в целом справляется с кризисными явлениями. Органы власти в 2010 году продолжали проводить антикризисную политику, смещая акценты на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации.Для экономики региона очень важно развитие малого бизнеса. Поэтому в регионе осуществляется комплексная государственная поддержка малого бизнеса.

Рис.8- Государственная поддержка малого бизнеса в 2009 году.[52]

В 210 году расходы на финансирование программы развития малого и среднего предпринимательства увеличены в 1,3 раза. На эти цели из краевого и федерального бюджетов направлено свыше полумиллиарда рублей.

Наряду с обеспечением деятельности краевого государственного учреждения «Алтайский бизнес-инкубатор», субсидированием части банковской процентной ставки, предоставлением поручительств гарантийного фонда, внедрены новые механизмы поддержки – создание фонда микрофинансирования, предоставление грантов для создания бизнеса, а также субсидирование организации собственного дела (в рамках реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда).

В результате субъектами малого бизнеса привлечено 2 миллиарда рублей кредитных ресурсов, обеспечена занятость более 10 тыс. человек.

Малый и средний бизнес в муниципальных образованиях развивается по-разному. Там, где этому уделяется внимание, где есть серьезные программы развития и поддержка, результаты есть.

С целью повышения активности местных администраций планируется софинансирование из краевого бюджета муниципальных программ поддержки малого бизнеса, в перспективе – привлечение федеральных ресурсов.

Администрацией Алтайского края были предприняты действия по активизации инвестиционной деятельности. В 2010 году в экономику края привлечено 40,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По уровню инвестиционного потенциала в минувшем году Алтайский край занял 29 позицию в России, а по инвестиционному риску поднялся с 66 позиции на 40 и перешел из зоны высокого в зону умеренного риска.

Международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингс» повысило долгосрочные рейтинги Алтайского края в иностранной и национальной валюте, изменило прогноз с «позитивного» на «стабильный». Это важные долговременные факторы для развития региона, позволяющие рассчитывать на расширение круга потенциальных инвесторов. [54]

Наиболее показательным примером взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним бизнесом является деятельность ФНПЦ «Алтай», выделившего в самостоятельные производства целый ряд своих направлений.

Государство демонстрирует внимание к вопросам развития предпринимательства в крае.

 

 

      

      3.Совершенствование  региональной политики в Алтайском крае.   

Существуют значительные возможности для развития экономики Алтайского края на основе кластерного подхода.

В условиях экономического кризиса необходимо уделять внимание осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации об особенностях кризиса, его возможных последствиях, о возможности дополнительного доступа к финансовым ресурсам.

Одной из новых форм поддержки малого бизнеса в крае стало выделение предпринимателям грантов краевой администрации на развитие собственного дела.

В конкурсе участвовало около 400 проектов, поддержано 78 из них. Сумма одного гранта - до 300 тыс. рублей. Это безвозвратный финансовый ресурс, который выдается предпринимателям на условиях их долевого участия.

Дальнейшее развитие получил Алтайский гарантийный фонд, объем капитализации фонда был увеличен. Новым направлением работы с предпринимательством можно назвать создание Алтайского фонда микрозаймов. Кроме того, что оба фонда являются механизмами финансово-кредитной поддержки, это еще и инфраструктурные проекты.

Использование всех видов финансово-кредитной поддержки позволило привлечь в сферу малого и среднего предпринимательства 2 млрд. рублей кредитных ресурсов и сохранить больше 10 тыс. рабочих мест (из них 1 тыс. рабочих мест – новые). [54]

На 2011 год МЭРТ РФ определены приоритетные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Одно из основных – поддержка модернизации и инноваций в сфере предпринимательства, в том числе субсидии на компенсацию расходов предпринимателей (процентные ставки, аренда помещений и т.п.).

В связи с этим в действующую краевую программу «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» внесены соответствующие изменения.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Алтайском крае определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

-           низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

-           неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

-           финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

-           дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

В крае необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

-           создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности;

-           повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

-           улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2011- 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

Наиболее перспективными видами экономической деятельности в Алтайском крае являются те, которые развиваются за счет существующих в регионе природных, научных ресурсов: медицинская и фармацевтическая промышленности, мукомольно-крупяная, комбикормовая и пищевая промышленности, производство стройматериалов, химия и нефтехимия, строительство, туризм, а также инновационная сфера деятельности.

В указанных секторах экономики осуществляются приоритетные для края крупные инвестиционные проекты. В целях их реализации органы исполнительной власти края активизировали работу по использованию моделей развития экономики на принципах государственно-частного партнерства с применением таких инструментов, как институт особых экономических зон, Инвестиционный фонд Российской Федерации, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Алтайский край - один из динамично развивающихся регионов Сибири. Экономика Алтайского края представлена базовыми отраслями: промышленным и сельскохозяйственным производством, торговлей, транспортом, строительством. Все большее значение приобретает сфера туризма. Деятельность администрации края, направленная на улучшение социально-экономического развития региона, сыграла важную роль в трансформации общественного мнения.

В промышленности края произошли положительные изменения, наметились позитивные тенденции развития многих производств, улучшилось финансовое положение предприятий, повысилась их инвестиционная активность, усилились процессы технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции, что стало следствием внедрения в работу с предприятиями на региональном уровне новых форм взаимодействия и государственной поддержки.

Особое внимание уделяется развитию в регионе инновационных проектов, для их поддержки создан краевой инновационный банк данных, успешно функционирует Алтайский бизнес-инкубатор. Локомотивом роста в инновационной сфере региона является наукоград Бийск.

Большое значение имеет реализация проектов, поддержанных и одобренных Правительством России. К ним относятся создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета". Этим проектам уделяется особое внимание, поскольку их осуществление позволит Алтайскому краю стать развитым туристско-рекреационным центром Сибири.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности в регионе определены долговременные приоритеты, создается современная система управления. В Алтайском крае определены зоны опережающего развития, включающие проекты в следующих сферах экономической деятельности: сельское хозяйство, биофармацевтика, производство лекарственных препаратов и продуктов питания с заданными свойствами, добывающее производство (металлы, полиметаллические руды), электроэнергетика, промышленное производство, туризм.

Алтайский край остается аграрным регионом. В настоящее время Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также аналогичной ведомственной целевой программой Алтайского края предусмотрена существенная государственная поддержка отрасли, позволяющая повысить эффективность ведения сельскохозяйственного бизнеса, обеспечить прирост производства сельскохозяйственной продукции, занятость населения в сельской местности.

Еще один интересный, проект - создание в наукограде Бийске биофармацевтического кластера. Центром кластера стал наукоград Бийск, ряд предприятий которого ориентированы на производство фармацевтических препаратов, имеют значительный научно-исследовательский опыт и устойчивые связи с поставщиками сырья. В непосредственной близости от города расположено множество сельхозтоваропроизводителей - поставщиков сырья для предприятий биофармацевтического кластера.

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета.

Информация о работе Региональная политика государства