Роль португальских мореплавателей в открытии морского пути в Индию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание

Сами португальцы не удосужились рассказать о своих прошлых подвигах, и первые реальные усилия по опубликованию и изучению этих материалов были предприняты лишь за последние десятилетия. Немало ценных источников, надо думать, до сих пор погребено в архивах Португалии и её бывших колоний. О многих путешествиях — иногда даже о важнейших - мы знаем только по кратким сообщениям или простым ссылкам в сочинениях современников и позднейших писателей. Много отчетов утрачено, может быть, навсегда, а сотни «рутейру» (* roteiro – путеводитель по-португальски, аналог древнегреческих периплов), находятся в общественных и частных библиотеках Португалии и других стран и по большей части никем не читаны.

Работа состоит из  1 файл

Роль португальских мореплавателей в открытии морского пути в Индию.docx

— 46.92 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Одно из самых поразительных  достижений в истории принадлежит  маленькому португальскому народу, который, насчитывая в те времена немногим более миллиона человек, открыл почти половину земного шара и добился этого менее чем за сто лет. Исторические исследования о плаваниях Колумба отодвинули на второй план подвиг португальцев, и многие нечитанные тома, покрывшиеся пылью, и неопубликованные рукописи с отчетами о португальских экспедициях были забыты на долгие годы и даже века. Сами португальцы не удосужились рассказать о своих прошлых подвигах, и первые реальные усилия по опубликованию и изучению этих материалов были предприняты лишь за последние десятилетия. Немало ценных источников, надо думать, до сих пор погребено в архивах Португалии и её бывших колоний. О многих путешествиях — иногда даже о важнейших - мы знаем только по кратким сообщениям или простым ссылкам в сочинениях современников и позднейших писателей. Много отчетов утрачено, может быть, навсегда, а сотни «рутейру» (* roteiro – путеводитель по-португальски, аналог древнегреческих периплов), находятся в общественных и частных библиотеках Португалии и других стран и по большей части никем не читаны.

Изучение географической карты Португалии вскроет причины, уже с самых ранних времен ее истории  толкавшие население этой страны к морю. На восток и на север от Португалии находились испанские королевства, они преграждали ей путь для сношений с другими странами по суше. Расположенная  в крайнем юго-западном углу континента, Португалия, непосредственно соприкасаясь с мусульманским побережьем Северной Африки, являлась последним аванпостом европейской цивилизации на Западе. Хотя протяженность португальских  берегов не достигает и трехсот  миль, там немало удобных гаваней, особенно для судов с мелкой осадкой. Все крупные реки текут здесь  в Атлантический океан, и в  устьях их или по их берегам возникли важнейшие города.

С конца XI столетия, когда  граф Генрих Бургундский откликнулся  на призыв Альфонса, короля Леона, помочь ему в борьбе с маврами, торговые отношения Португалии с другими  странами и ее общественная и политическая жизнь пошли своим, отличным от Испании, путем. В благодарность графу  Генриху за оказанную помощь Альфонс  выдал замуж за него свою незаконную дочь Тересу, выделив ей в качестве приданого графства Опорто и Коимбра и пожаловав графа Генриха титулом графа Португальского. История Португалии как отдельного государства начинается и 1095 года, когда Генрих вступил во владение своим доменом как феодальный сеньор, находящийся в вассальной зависимости от Галисии — одного из трех королевств Альфонса. Но уже через два поколения португальцы порвали с Галисией и начали свое самостоятельное существование. В нашу задачу не входит говорить о последующих периодах развития и расширения Португальского королевства: нас интересует лишь великий век открытий. Необходимо только заметить, что ход событий в Португалии в основном был тот же, что и в Испании: укрепление королевской власти, подчинение ей феодальных сеньоров, войны с маврами, усиление католицизма, постепенное развитие общегосударственных и местных административных учреждений, основание учебных заведений — включая прославленный университет в Коимбре — и развитие в народе национального самосознания. Несмотря на то, что население Португалии было смешанным в этническом и религиозном отношении, христиане, магометане и евреи прекрасно уживались друг с другом до тех пор, пока в XVI веке не запылали костры инквизиции. И тогда господствующая группа с ненавистью, с диким и слепым фанатизмом обрушилась на несчастные меньшинства и в конце концов уничтожила в стране те самые качества - отвагу, мастерство и предприимчивость, — которые когда-то превратили Португалию в мощное, процветающее государство. В результате этого Португалия потеряла могущество и не восстановила своего прежнего значения вплоть до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Португалия – морская держава

1.1 Склонность португальского народа к мореплаванию

Географическое положение  Португалии с самого начала благоприятствовало постоянным торговым и социальным её связям с северной Африкой; следует  также иметь в виду и миграции с южных берегов Средиземного моря и нашествия оттуда. В результате имело место смешение рас —  белой, черной, коричневой; португальский  народ является народом чрезвычайно  смешанного расового происхождения. Такое  слияние различных расовых потоков  породило в характере португальцев те особенности, которые в немалой  степени способствовали их стремлению к открытиям, к вторжениям, к исследованию и заселению стран, где жители были сплошь темнокожими, где нравы  и обычаи так резко отличались от европейских.

Португальцы в силу наследственности были приспособлены к жизни в  тропической зоне. Смешение между различными расовыми группами в начальный период истории Португалии, когда негры, финикийцы, берберы и мавры то и дело вторгались на её берега, вело к тому, что с течением столетий цветной барьер был поколеблен, расшатан, а затем и совсем уничтожен, и браки с представителями туземного населения завоеванных стран считались у португальцев вполне нормальным явлением, причем дети от таких отнюдь не носили того позорного клейма, которым метят людей смешанной расы во многих странах. То обстоятельство, что в Португалии веками постоянно жила значительная группа мавров, придало португальцам — как отдельным лицам, так и всем жителям страны в целом — наряду с особенностями, воспринятыми ими от других народов, чисто семитическую подвижность и способность приспособляться. Среди португальцев жили не только обладавшие высоким мастерством мавры, но и немало столь же искусных и тоже внесших свой вклад евреев. Следует добавить, что мусульманская кровь обусловила у португальцев беспечность и фатализм, а также суеверия древних языческих культов, похотливость и распущенность. Белокурая группа с севера не могла одержать верх в борьбе с этими южными элементами, тем более, что пришельцы с юга принесли сюда с собою высшую технику и среди прочих нововведений материальной культуры в области сельского хозяйства, ремесел и наук - навечно вкоренили оливу, виноград, хлопок, шелковичного червя, сахарный тростник и водяное колесо. Следуя за Фрейри, отметим, что в жилах всех знатных португальских родов, даже тех, которые особо отличались в истреблении неверных, течет арабская или мавританская (а во многих случаях и еврейская) кровь. К этой крови позднее прибавилась кровь черных и коричневых невольников, приводимых в Португалию проповедниками, купцами и завоевателями.

И необычайно сложный физический и духовный облик народа, и географическое положение страны, и множество  стимулов, толкавших португальцев к  мореплаванию и торговле, и экономическое  давление со стороны вечно недоедающего населения — все это может объяснить, почему так поразительно быстро Португалия достигла своего кратковременного, но блестящего морского и торгового господства в Европе. Нет никакого сомнения, что португальский народ был идеально подготовлен к тому великому предприятию, которое ему предстояло осуществить. В добавление ко всем столь кратко изложенным здесь факторам необходимо указать на ведущую роль арабов в навигационной науке и на их усовершенствования научно-вспомогательных средств мореплавания, а также на их обширный практический опыт. Все это португальцы могли с успехом перенять благодаря своим постоянным сношениям с Берберией.

Хотя другие народы —  финикийцы, итальянцы, каталонцы, англичане  и норманны - были пионерами и  раньше португальцев отважились пуститься  в неведомые моря с их ужасными мифическими чудовищами и реальными  опасностями диких стран, лежащих  за горизонтом, все же именно португальцы  первые совершили успешные и систематические  исследовательские экспедиции в  Атлантику и вдоль побережья  Западной Африки, именно португальские  моряки довели навигационную пауку  до высшей точки развития, какого она когда-либо достигала, если не считать сравнительно близкого нам времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Подготовка к историческому путешествию к берегам Индии 1497-98г

Она началась в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, а под руководством Бартоломеу Диаша в это время строились корабли с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек.  Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной водой, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за водой через многомесячные промежутки причаливать к портам. Вот как выглядел дневной паек моряка, отправлявшегося в Индию: полфунта сухарей, фунт солонины, 2.5 пинты воды (1.6 л), 1/12 пинты уксуса и 1/24 пинты оливкового масла. В пост мясо заменяли на 0.5 фунта риса или сыра. От вина португальцы не в силах были отказаться и в море, поэтому каждому в день выдавали 0.7 л вина. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. В трюмы не забыли положить товары для торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Известно, что  так и  не удалось изобрести, что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских  кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть  продуктов попросту подвергалась гниению  и через какое-то время плавала  на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать  экипажу также в те времена  еще не была решена. Знаменитые индейские  гамаки «от Колумба» в широкое  употребление еще не вошли. Команде  приходилось спать, где попало. А  о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.

Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек  составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Путешествия вдоль побережья Африки

2.1.Отплытие в  неизвестность

Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую  традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель  у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.

Через неделю корабли достигли Канарских о-ов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у о-ов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше, в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье - он был назначен губернатором Гвинеи.

Далее корабли попали в  полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно - приказал повернуть на юго-запад, чтобы  попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов  тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от Африки на расстояние в 800 морских миль. Три  месяца суда не встречали на горизонте  какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались несвежим соленым мясом, заготовленным  впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. Корабли также избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. У берегов южной Африки

27 октября моряки увидели  китов, потом птиц и водоросли  - суша была рядом. Представьте,  как моряки восприняли долгожданный  возглас вахтенного: «Земля!»   Это было африканское побережье  у бухты Святой Елены. Здесь  да Гама планировал задержаться:  помимо пополнения запасов необходимо  было подвергнуть корабли кренгованию,  то есть вытащить их на берег  и очистить днище от ракушек  и моллюсков, которые серьезно  замедляли ход и разрушали  древесину. Однако да Гама был  надменен и жесток по отношению  ко всем язычникам и, как  следствие, у португальцев возник  конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами.  После того как командир экспедиции  был ранен в ногу, пришлось  срочно отчаливать.

Через 93 дня плавания от берегов  Португалии, моряки достигли мыса Доброй Надежды. Снова, как и в случае с Бартоломеу Диашем, после невероятной по силе бури, сговорившиеся матросы, потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. «Посмотрите!» - крикнул он. - «Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!».

22 ноября 1497 г. эскадра  обогнула мыс Доброй Надежды.  В это время был затоплен  один поврежденный корабль. Через  три дня оставшиеся корабли  зашли в бухту Святого Бласа (Сан Браш - ныне Мосселбай в ЮАР). Каравеллы были отремонтированы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Вышедших из джунглей готтентотов, припугнули выстрелами из бомбард. Здесь же установили столб - падран.

16 декабря добралась до  последнего пункта, достигнутого  Б. Диашем - Рио до Инфанте. Далее первооткрывателем становился Васко де Гама. После четырёх месяцев плавания и пройденных 4400 км, португальцы остановились в бухте Святой Елены на отдых. В Рождественские дни да Гама, обогнул мыс Игольный и проплыл вдоль южного побережья сегодняшней ЮАР. Этот высокий берег он обозначил на карте как «Наталь», что значит Рождество. 

Далее предстоял путь на север. В январе экспедиция миновала устье рек Лимпопо и Замбези (позже эта территория стала португальской колонией Мозамбик). Корабли опять начали разрушаться. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга - гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Несколько десятков человек умерли. Европейские моряки столкнулись и с другими доселе неизвестными проблемами: течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов,  а также с многонедельным безветрием. В мозамбикском порту Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу, разделяющему Африку и о. Мадагаскар. Пролив является самым длинным проливом на Земле - около 1760 км, наименьшая ширина - 422 км, наименьшая глубина - 117 м. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только днем - легко было налететь на один из сотен маленьких островов. Было очевидно, что не имея карт и лоцмана, путешествие почти обречено на смерть.

Информация о работе Роль португальских мореплавателей в открытии морского пути в Индию