Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:13, реферат
Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в 1989 г. в городах проживало 83% русских, или 1285,3 тыс. Около половины этого числа приходится на столицу – г. Уфу. Второе место по числу русских занимает Стерлитамак (около 129 тыс.), третье – Салават (84 тыс.), четвертое – Белорецк (52 тыс.). Примерно по 40-45 тыс. человек в городах Октябрьском, Кумертау, Ишимбае; близко к этому русское население в Нефтекамске.
Особенности питания
Питание русских определялось продуктами, которые производились в домашнем хозяйстве. Основными из них были зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, просо, гречиха, овес), употреблялись горох и овощи. В летний период подспорьем в питании служили ягоды и грибы.
Незаменимым продуктом в крестьянской семье был хлеб. В будни пекли ржаной хлеб, в праздники – пшеничный. Ставили тесто в большинстве случаев на хмелевой закваске. Лишь некоторые раскольники-староверы не употребляли хмель и хмельного, в том числе и хлеба на дрожжах .
Повседневной и наиболее распространенной пищей были щи из серой (квашеной) или белой капусты; картофельная похлебка с крупой или клецками; горошница; пшенная, ячневая, полбенная, гречневая каша с конопляным маслом, салом или залитая жидкими щами, а в холодном виде – молоком; отварной картофель с солеными огурцами, капустой, грибами, луком; пареная репа; разведенное квасом толокно; хлеб или сухари, размоченные в квасе или молоке (тюря); гороховый, овсяный и пшеничный кисель. Из мелкой рыбы варили уху (шарбу).
В воскресные и праздничные дни готовили щи из говядины или свинины, мясную или молочную лапшу, картофельный суп с курицей, жаркое с бараниной или другим мясом. Студень (холодец) подавали с хреном и квасом. Любили печь пирожки (пряженцы) с яйцами, рубленым мясным фаршем или овощами, а также шаньги, ватрушки, оладьи, калинники. Крупную рыбу запекали в тесте целиком. Торжественно выносили на свадьбе к столу курник -пирог из порубленной курятины (или мяса) с сырым картофелем, пшеном. Гостевым блюдом являлась яичница. На Пасху красили яйца, выпекали высокие куличи, делали творожную пасху, посыпанную разноцветным (крашеным) пшеном. В Заговенье вечером в каждом доме готовили пельмени. Особое место в праздничном и обрядовом меню занимали блины. «Блинный стол» устраивала теща для зятя и его гостей на третий день свадьбы. На Масленицу, как писал в середине XIX в. В.М.Черемшанский, пекли «огромные стопы блинов, оладьев, пряженцев».
В теплое время года во всех русских домах делали квас из ржаной муки с солодом. К праздникам варили пиво, ставили брагу. Пчеловоды готовили медовуху. Чай пили редко.
Все продукты и кушанья делились на постную пищу и скоромную, то есть животного происхождения. В посты не употребляли мясо, молочное, яйца, ограничивали потребление рыбы.
В обиходе было много деревянной и гончарной посуды: долбленые, точеные чашки, клепаные ведра и кадки, глиняные кринки, горшки и корчаги. Из металлической посуды покупали чугуны, сковороды, самовары, поварешки, ковши.
С конца XIX в. в деревне усилилось городское влияние. Стала распространяться посуда заводского производства, покупной кухонный инвентарь. Из городов привозили сахар, конфеты, бублики, пряники, баранки. В русский быт входило чаепитие.
На протяжении XX в. ассортимент продуктов питания сельского населения все более расширялся. Важное место в питании стали занимать молочные продукты, сливочное масло, мясо. Они становились доступными для всех слоев населения.
В настоящее время мясные и молочные продукты входят в ежедневный рацион питания каждой сельской семьи. Фабричные полуфабрикаты (макароны, лапша, вермишель) вытеснили домашние мучные изделия. Из овощей наряду с картофелем, капустой, луком, огурцами, морковью стали выращивать помидоры, редис, сладкий перец, кабачки, а также укроп, петрушку и другую зелень. Готовят различные салаты. Из фруктов и ягод, выращенных в саду, заготавливают компоты, варенья.
Состав блюд у русских расширился за счет заимствования у других народов. Так, у башкир и татар русские научились делать беляши, слоеные блины-кыстыбый, готовить айран, катык; из украинской кухни переняли вареники, галушки, украинский борщ и т.д. Пищевая культура русских, в свою очередь, оказала влияние на расширение и обновление рациона питания народов Башкортостана.
Народная одежда
По свидетельству авторов XIX в., русские мужчины в Оренбургской и Уфимской губерниях носили в то время старинные белые или пестрядинные рубахи с большим сборчатым воротником и нагрудной прорезью. У людей молодого и среднего возраста часто имелись косоворотки из поскони, льняного холста, праздничные – из ситца, кумача. Надевали пестрядинные или набойчатые порты; у состоятельных были плисовые или нанковые шаровары. Рубаху подпоясывали хлопчатобумажным, шерстяным или шелковым узким поясом. В «заводах» и казачьих станицах состоятельные мужчины надевали сверху пиджак (поддевку); шаровары заправляли в голенища сапог.
Находясь на службе, казаки надевали форму. Летом она состояла из казакина синего сукна с малиновыми погонами и малиновым шарфом, синих шаровар с малиновыми лампасами, сапог и фуражки. Форменные фуражки казаки носили и с повседневной одеждой. Почти все казаки имели бороду.
Крестьяне также ходили с бородой, волосы стригли «в скобку». Головными уборами у крестьянского населения были суконные и войлочные шапки, поярковые черные шляпы с узкими полями, у молодых – суконные фуражки. Во второй половине XIX в. получили распространение картузы.
Теплой одеждой являлись черные, серые или синие из домашнего сукна длинные кафтаны (зипуны, чекмени). Богатые шили верхнюю одежду из фабричного сукна. Молодые предпочитали иметь короткие, сшитые в талию кафтанчики. Щегольской одеждой были бухарские нанковые халаты, их носили нараспашку. Из меховой одежды были шубы, полушубки, тулупы – нагольные или крытые тканью, сукном. Ценились дубленые шубы. В холодное время одежду подпоясывали шерстяным кушаком. Зимой на голову надевали меховые шапки с отворотом, ушанки. На шею повязывали пуховый или шерстяной шарф.
В XIX в. холст изготавливали во всех домашних хозяйствах. Общераспространенную женскую одежду – длинную рубаху – шили преимущественно из домашних материалов. Даже в состоятельных семьях покупные ткани (ситец, шелк) использовали лишь на верх рубахи (его называли рукава), основная же часть (становина) выполнялась из холста. В домашних условиях поверх рубах надевали выбойчатую» или ситцевую присборенную юбку и фартук с оборкой (запон). В других случаях вместо юбки ходили в холщовом сарафане (дубасе), покрашенном в кубовый (синий) или черный цвет. Переселенцы из южных губерний иногда надевали полосатые теплые юбки (сук-мянки). Некоторые женщины помнили старинные несшитые юбки (поневы).
В большинстве русских населенных пунктов Башкирии на всем протяжении XIX в. традиционной праздничной одеждой считался сарафан. До середины прошлого столетия существовали распашные и глухие косоклинные сарафаны, затем их вытеснили более узкие прямые, так называемые «московские». Их украшали спереди две вертикальные полосы из позумента или нарядной фабричной ткани, между ними сверху донизу пришивались блестящие пуговицы, напоминавшие о существовании в прошлом застежки. Пожилые женщины любили темно-синие сарафаны из домашней крашенины, молодые шили их из пестрого ситца, шелка. Дорогим нарядом являлся штофный сарафан, его часто имели зажиточные казачки. Сарафан подпоясывали шелковым, шерстяным или хлопчатобумажным пояском. Поверх сарафана некоторые женщины и девушки носили шелковые или парчовые телогреи – короткую одежду без рукавов. В будни для тепла надевали наздевки из синей пестряди – вроде куртки с рукавами, а затем уже фартук.
В селениях, расположенных ближе к городам, еще в XIX в. происходили изменения в народной одежде. Распространились длинные юбки с кофтами навыпуск. Женщины среднего и старшего поколения носили широкие кофты, молодые – приталенные. Под влиянием городской моды становились привычными платья. Часто данью старине была лишь большая шаль, наброшенная на плечи.
Шелковые шали, полушалки,
позже узорные вязаные и
Украшениями женщин были серебряные, медные, золотые серьги, кольца, перстни, ожерелья и воротники из бус (борки), янтарные и стеклянные бусы, броши для ворота.
В холодное время, выходя из дома, женщины надевали сборчатые кафтаны или чекмени из темного домашнего сукна, овчинные шубы, ватные пальто.
Праздничные выездные шубы богатых селянок были крыты тонким голубым сукном или шелком, «по бокам опушены котиком или лисой, с лисьим или беличьим отложным воротником». Овчинные шубы с лисьими воротниками носили казачки в Зауралье. Среди заводского населения были модны короткие шубки с пушистой оторочкой.
Основной рабочей и повседневной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками и онучами. В распутье выходили в лаптях, подшитых пеньковой бечевой или насаженных на деревянные колодки-дощечки. В зимнее время универсальной обувью служили валенки (пимы). Выходные женские и детские пимы украшали цветной шерстью «мушками». Покупали кустарные и фабричные кожаные башмаки (коты), иногда с суконными голенищами. Оригинальны были карпетки – кожаные туфли с надвязанными узорными голенищами. Уфимская губерния славилась и узорными чулками, их вязали в Бирском. Уфимском, Стерлитамакском уездах. Мужчины в горах и в Зауралье носили чарки или бродни с длинными кожаными голенищами на ремешках. Это была рабочая промысловая обувь. Кто побогаче, покупали сапоги с подборами, для жен и невест – ботинки на каблуках, на резинках или со шнуровкой.
В XX столетии традиционный костюм был вытеснен общепринятой одеждой фабричного изготовления. Сельская одежда потеряла прежний колорит.
Фольклор
Фольклор русских Южного Урала – богатейшая область духовной культуры, к нашему времени достаточно хорошо изученная. В 40-е годы собирался фольклорный материал в русских селах Башкирии экспедициями Московского государственного университета (под руководством Э.В.Померанцевой), с 60-х годов регулярно выезжали экспедиции кафедры русской литературы Башкирского государственного университета (под руководством Л.Г.Барага, Л.И.Брянцевой и др.) и Стерлитамакского педагогического института (И.Е.Карпухин и др.). Накоплены огромные рукописные фонды, проведены исследования.
В 40-е годы люди среднего и старшего поколения еще хорошо знали старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки. Частушка «звучала всюду, где была молодежь, она раздавалась и в поле, и в садах, и на скотном дворе. Вечерами и теплыми ночами она звенела на деревенской улице».
Вплоть до последнего времени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы (о Петре I, царице Екатерине, о Пугачевском восстании и др.). В горнолесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая – балладная – песенная традиция с очень старыми сюжетами . Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре. «Поехал казак на чужбину», «За Уралом за рекой» – самые популярные в казачестве песни. В «заводах» родились циклы частушек «Авзянские напевы», «Белорецкие напевы», старинная песня «Славен, славен Белорецкий наш завод» и др.
Благодаря собирателям-ученым становятся известными имена сказочников, песельников, знатоков свадебной обрядности. Еще в 40-е годы стали известны талантливые сказочники П.И.Сютин и СА.Бычков из г.Благовещенска, У.И.Пескова из д.Владимировка Благовещенского района, К.К.Ермаков из д.Гусевка Салаватского района, А.Т.Олейников из д.Теплый Ключ Кигинского района. Отличными знатоками старинных песен и обрядов оказались Е.Т.Зырянова из д.Вознесенка Дуванского района, М.М.Пастухова из д.Шафеево Карай-дельского района, П.П.Дубровина, МЛ.Проскурякова и М.С.Сухорослова из пос.Караидель, Н.М.Смтников из д.Ахлыcтино Благовещенского района и др.. Эти люди родились в последней трети XIX в. и несли в новую жизнь традиции, обучал внуков и молодежь деревни фольклорному наследию. Их охотно приглашали на свадьбу, чтобы устроить все «по обряду». Экспедиции 60-70-х годов выявили множество мастеров песенного и повествовательного русского фольклора.