Современная демографическая ситуация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:46, реферат

Описание

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Демографическая ситуация в России…………………………………...4
2.Решение проблем демографии в России..………………………………7
3.Демографическое развитие России……………………………………..9
4.Демографическая ситуация в Приволжском федеральном округе….13
Заключение…………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.docx

— 41.66 Кб (Скачать документ)

Цель  Национальной программы - обеспечение  стабилизации численности населения  Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для  роста численности населения.

Приоритетные  задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей  с детьми; улучшение здоровья населения  и снижение смертности; привлечение  русских и русскоязычных жителей  республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение  баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение  незаконной иммиграции, особенно в  тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и  национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной  демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной  и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в  полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление  предполагаемых мер с учетом результатов  реализации I этапа).

Принципы  реализации государственной  демографической  и семейной политики в соответствии с Национальной программой.

Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

  • обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
  • приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
  • дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
  • обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
  • дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.

Принципы  реализации

Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий  для I-го этапа (2006—2010 гг.).

Снижение  на II-ом этапе (2011—2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов.

Территориальная дифференциация реализации государственной  демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

Постоянная  обратная связь, ежеквартальное, начиная  с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.

Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

  • общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
  • совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
  • улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми  в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

  • прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140—142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
  • укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

    4. Демографическая  ситуация  в Приволжском федеральном округе 

    Оценивая  демографическую ситуацию в Приволжском  федеральном округе, отметим, что  она является типичной для страны в целом. Несмотря на позитивные изменения  последних лет, продолжается процесс  сокращения численности населения, или депопуляция. К числу негативных последствий депопуляции следует  отнести не только численные потери населения, но и ухудшение его  качественных параметров. Речь идет, прежде всего, о демографическом «старении» населения, нарастающих диспропорциях  в численном составе поколений, мужчин и женщин, городских и сельских жителей и так далее. Все это  давно стало объектом дискуссий  среди специалистов, широко обсуждается  общественностью, поскольку по своему значению и масштабам далеко перешагнуло  рамки узко демографической проблематики.

    За  пять лет, прошедших после переписи населения 2002 года, численность населения  округа сократилась на 913 тыс. человек, или на 2,9%. По состоянию на 1 января 2008 года численность его населения  составила 30 242 тыс. человек, или 21,3% населения  страны.

    В абсолютных и относительных показателях  максимальными были потери в Нижегородской  области и Пермском крае, объединившем Пермскую область и Коми-Пермяцкий  автономный округ. Численность жителей  Нижегородской области сократилась  на 164 тыс. человек, или на 4,7% (18% от общих  потерь населения по ПФО) и Пермского  края на 102 тыс. человек, или 3,6% (более 11% от общих потерь по округу). Значительна  доля сокращения численности населения  в Кировской (на 6%), Ульяновской (на 5,1%), Пензенской (на 4,5%) областях, Республиках  Мордовия (на 5,5%) и Марий Эл (на 3,4%).

    Наиболее  стабильна ситуация в Республиках  Татарстан (численность жителей  за 5 лет здесь снизилась на 0,4%) и Башкортостан (на 1,2%). Ниже, чем в среднем по округу, были потери в Самарской (2,1%) и Оренбургской (2,8%) областях, а также в Удмуртской и Чувашской Республиках (по 2,4%).

    В текущем десятилетии, осознавая  угрожающие масштабы депопуляции россиян, государство предпринимает реальные попытки оказать позитивное влияние  на динамику демографических процессов.

    Объективно  судить об эффективности этих мер  можно будет по итогам ряда последующих  лет. С 2006 года формируется ситуация, свидетельствующая о начале перелома, в том числе в показателях  смертности населения. Последние два  года (2006-2007 годы) положительная динамика в процессах воспроизводства  населения наблюдалась и в  целом по стране, и по ПФО, что  свидетельствует о единых социально-экономических  механизмах, наиболее заметно влияющих на демографическую ситуацию. 

    Таблица 1. Основные показатели естественного движения населения (на 1000 населения) 

          Число родившихся     Число умерших
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
Россия 10,2 10,4 10,2 10,4 11,3 16,4 16 16,1 15,2 14,7
ПФО 10 10,2 9,8 10,1 11 16,5 16,3 16,5 15,6 15,1
 

    По  данным за январь-декабрь 2007 года число  родившихся в нашем округе увеличилось  по сравнению с 2005 годом на 33 тыс. младенцев, или на 11%. Лучшая динамика в округе наблюдалась в Республиках  Башкортостан, Марий Эл, Удмуртской и Чувашской, а также в Пермском крае и Оренбургской области.

    Положительная динамика, но с показателями ниже средних  по стране и округу, отмечается и  в остальных регионах ПФО. По итогам за 2007 год наименьший уровень рождаемости  был отмечен в Республике Мордовия (9,1%), Ульяновской (9,3%), Пензенской (9,6%) и  Нижегородской областях (9,8%).

    О позитивных изменениях в процессах  воспроизводства населения убедительно  свидетельствует и динамика смертности.

    По  России число умерших в 2007 году сократилось  против 2005 года на 223,9 тыс. человек, или  на 9,7%. В относительных показателях  смертность снизилась с 16,1% до 14,7%.

    В ПФО число умерших сократилось  на 45 тыс. человек или на 9%. Снижение наблюдалось во всех регионах округа. По итогам за 2007 год самый низкий уровень смертности отмечен в  Республиках Татарстан и Башкортостан. Самый высокий уровень смертности отмечен в Нижегородской области  – 18,3 промилле.

    Положительная динамика наблюдается в показателях  материнской и младенческой смертности. В России смертность детей до одного года снизилась с 10,2% в 2006 году до 9,4% в 2007 году в расчете на 1000 родившихся живыми. Ситуация в нашем округе в целом выглядит несколько лучше  общероссийской: у детей до года смертность снизилась с 9,9% до 8,9%. В  числе лучших по этому показателю – Республики Мордовия и Чувашия, Самарская область.

    Материнская смертность от осложнений беременности, родов и послеродового периода, рассчитанная на 100 тыс. родившихся живыми, снизилась в нашем округе с 23,8 до 23,6. Лучшей по этому показателю является Самарская область – 2,9. Самые  высокие показатели материнской  смертности в Нижегородской (63,2) и  Ульяновской областях (49).

    За  последние полтора-два десятилетия  заметно изменилась возрастная структура  населения, в его составе сократилась  доля детей и подростков (родившиеся в 90-е годы), но сохраняется высокий  удельный вес лиц пенсионного  возраста. По данным переписи населения 2002 года в возрастной структуре населения  ПФО доля детей и подростков составляла 18,6%, а лиц пенсионного возраста – 20,8%. К началу 2007 года в составе  населения округа детей и подростков насчитывалось 16,1%, в том числе  в Пензенской – 14,2%, Нижегородской – 14,3%, Ульяновской и Самарской областях – по 14,8%.

Информация о работе Современная демографическая ситуация в России