Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Цель моей работы - проанализировать современные аспекты географии торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристики мировой торговли, ее структурные компоненты.
Изучить динамику развития географии мировой торговли за последние 60 лет.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1 Понятие мировой торговли 7
1.2 Международные торговые
организации 8
1.3 Характеристики мировой торговли 12
2. ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Динамика товарной и географической структуры мировой
торговли с 1955 по 1990 гг. 17
2.2 Особенности современной географической и товарной
структуры мировой торговли 20
2.3 Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.
Эти показатели
рассчитывается всеми странами в
национальной валюте и переводится
в доллары США в целях
Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).
Характеризуется:
1. Снижением доли сырья и минерального топлива (конец 90-х гг. 40%, а в 2000-х - 12%. Экспорт сырья - на индустриальные страны -60,5%, развивающиеся страны - 33,4%, страны с переходной экономикой - 6.1%. Развитые страны являются как импортерами, так и экспортерами сырья в мире).
2. Диверсификация товарного потока - широкая номенклатура выпускаемых товаров (Германия – 180 позиций, США, Великобритания, ФРГ – 175 позиций, Япония - менее 160 позиций).
3. Высокий удельный вес готовых изделий – (80% торговли в мире, 40% - машино- технической продукции из них: развитые страны: экспорт – 77%, импорт – 70%; развивающиеся страны: экспорт – 22%, импорт – 28%).
4. Снижение удельного веса продовольствии (аграрный сектор): крупные экспортеры продовольствия – развитые страны, более 60%. - увеличение доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль – 48,3%, одежда- 60%; развитые страны (экспорт): текстиль – 49,3%, одежда – 35,4%).
5. Повышается
«китайский фактор» в
Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.[7]
Территориальная географическая структура – это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).
Географическая конфигурация международной торговли (менее 70% экспорта):
Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота). В середине 90-х гг. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 2000-х гг. США занимает 1 место.
Развивающиеся
страны (тенденции роста в
Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).
Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.[3]
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.
Поскольку
в экспорте промышленно развитых
стран преобладает сложная
Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 2001 по 2007 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38 % до 42 %. В международной торговле заметно выросла роль Китая.[1]
Организационная географическая структура – это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).
Субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.
Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека – товары и услуги.
В зависимости от объекта международной торговли выделяют две ее формы:
1. Международная
торговля товарами (МТТ) – это
форма связи между
2. Международная
торговля услугами (МТУ) – это
специфическая форма
Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:
Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран (например, за 2000-2005 гг. ВВП США вырос на 31,4%, в то время как экспорт – на 48,8%, импорт – на 50,5%; в Японии рост ВВП составил 13,2%. Экспорта – 53,1%, импорта – 37,1%).
Значительны изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.
В группе
развивающихся стран также
Расширение торговли в рамках развивающихся стран, которая в настоящее время растет быстрее, чем между промышленно развитыми странами. Увеличивается товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Соотношение групп стран в мировом экспорте:
70 – 72 % – индустриальные страны;
24 – 26% – развивающиеся страны (в конце 80-х гг. – 22%);
3,7% –
страны с переходной
По статистике МВФ в группу крупнейших экспортеров (более 100 млрд. долл. в год) входят США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Бельгия/Люксембург, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.[4]
Основной поток международной торговли приходится на промышленно развитые страны – 55%; 27% международной торговли ведется между промышленно развитыми странами и развивающимися странами; 7% – между развивающимися странами; 5% – между СПЭ и всеми другими странами.
2. Проблемы географии мировой торговли
В данном
временном периоде
Статистика таблиц 1 и 2 свидетельствует о том, что рост внешней торговли превышал рост промышленного производства. Анализ таблиц показывает значительный рост мировой торговли с 1955 по 1990 год. Частично это отражает инфляцию: цены, измеренные в долларах США, возросли в четыре раза с 1950 г. Но также заметен значительный реальный рост: наблюдается быстрый рост мирового выпуска, несмотря на некоторое снижение в 80-х годах, и увеличение внешнеторгового оборота стран. Есть причины, которые необходимо принимать во внимание. Так, низкий уровень внешнеторговых потоков до 1950-1970 гг. объясняется следующими известными фактами: кризис и протекционизм в 1920-1930 гг. снизили уровень торгового оборота на 40% и еще более повлияла на него Вторая мировая война. И только в 1975 г. удалось восстановить уровень начала столетия. Во-вторых, международную торговлю стимулировало значительное снижение затрат на транспорт и коммуникации, а также рост цен на нефть (с 1970 г.) – индустриально развитые страны вынуждены были увеличить свой экспорт, чтобы оплачивать более дорогую нефть. В 80-х годах американский доллар был нереалистично переоценен по отношению к другим валютам, поэтому торговые потоки, выраженные в других валютах, были частично обесценены при переводе в доллары для агрегирования в общий показатель объема мировой торговли.
Таблицы также наглядно представляют рост относительных долей топлива и экспорта стран – экспортеров нефти. Здесь важно отметить следующее: в период с 1973 по 1990 гг. цена на топливо превысила свои исторические стандарты. Поскольку спрос на топливо по цене неэластичен в среднесрочном плане, высокие цены подразумевают высокие расходы. В действительности, начиная с 1985 г., цены на нефть упали, в то время как импорт топлива продолжал расти в объеме, их доля в общем импорте индустриальных стран падала от 26 % в 1980 г. до 20 % в 1985 г., до 12% в 1986 г. и до 9 % в 1988 г. Таким образом, вариация долей топлива (табл.2) отражает ценовые аспекты и действие рыночных сил в большей степени, чем изменения в сравнительных преимуществах, что, собственно, является предметом теории международной торговли. Снижение спроса на нефть, а затем резкое падение цен на нее привели к значительному сокращению экспорта стран ОПЕК. [4]