Текущая социально-экономическая ситуация в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:58, доклад

Описание

Главным показателем успешного развития Казахстана и упрочения его позиций в мировой экономике являются беспрецедентные темпы роста ВВП. Если в 2003 г. рост ВВП государств СНГ в среднем составил 6.2 %, в Центральной Европе и странах Балтии — 3.3 %, то в Казахстане этот показатель превысил 9 %. На протяжении, как минимум, последних пяти лет прирост ВВП Казахстана стабильно составляет 7 — 10 %.

Работа состоит из  1 файл

география.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Текущая социально-экономическая  ситуация в Казахстане 

Главным показателем  успешного развития Казахстана и  упрочения его позиций в мировой экономике являются беспрецедентные темпы роста ВВП. Если в 2003 г. рост ВВП государств СНГ в среднем составил 6.2 %, в Центральной Европе и странах Балтии — 3.3 %, то в Казахстане этот показатель превысил 9 %. На протяжении, как минимум, последних пяти лет прирост ВВП Казахстана стабильно составляет 7 — 10 %. При этом республика входит в число лидеров и по восстановительному (после структурного кризиса начала 1990-х гг.) росту ВВП на душу населения, который уже на 4 % выше уровня 1990 г.

Следует подчеркнуть, что достигнутый в Казахстане за этот период рост среднедушевого ВВП  в 104 % сопоставим с аналогичными показателями для высокоразвитых стран мира — США (119 %), Германия (115 %), Япония (110 %). Для сравнения: среднедушевой ВВП в России вырос за тот же период на 31 %, в Белоруссии — на 7 %, а вот в Украине он даже снизился на 40 %. По абсолютной величине ВВП Казахстана в 2 раза превышает соответствующий показатель Украины, в 2.5 раза — показатель Грузии, и по итогам 2004 г. составил более 35 млрд. долл., заняв тем самым второе место после России среди стран СНГ.

Совокупный  объем промышленного производства в Казахстане в 2004 г. увеличился на 9.8 %. По темпам роста промышленного производства Казахстан опережает большинство стран СНГ, не исключая и России. Если Казахстан сумел восстановить объемы промышленного производства предкризисного 1990-го г. на 80 %, то Россия — только на 66 %.

Сырьевые  отрасли остаются наиболее рентабельными  и привлекательными с точки зрения инвесторов. На них приходится более 60 % общего объема промышленной продукции. На нефть, газ и металлы приходится более 80 % национального экспорта и  около 90 % экспорта на рынки вне СНГ. Так что, несмотря на ряд кризисных процессов в машиностроении (где доля убыточных предприятий составляет до 1/3 от числа всех производств), для дальнейшего успешного экономического развития в Казахстане имеются достаточные предпосылки. 
 
 

Инвестиционная  политика. 

Казахстан уделяет особое внимание инвестиционной политике. Об этом свидетельствуют  неоднократные заявления президента, правительства страны, принятие целого пакета законов и постановлений  парламентом и правительством республики. Был создан специальный Государственный комитет по привлечению иностранных инвестиций. Кроме того, предусмотрены определенные льготы для инвесторов, вкладывающих в экономику Казахстана значительные вложения. В 1993 - 1996 годы в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн. долларов иностранных средств.  

Среди стран, оказывающих техническую помощь Казахстану, на первом месте США. Помощь направлена на развитие малого бизнеса, осуществление реформы. Основная часть  инвестиции вложена в освоение нефтегазовых месторождений, реконструкцию и развитие металлургической промышленности. Среди инвесторов Южная Корея, Турция, Германия, Англия, Франция, Япония, Италия, Канада, Норвегия, Болгария и Чехия.  

В 1998 — 2006 годы было проведено три казахстанских инвестиционных саммита. С докладом на них выступил Президент Н.А.Назарбаев. На последнем саммите, состоявшемся в июле 2006 года, присутствовало свыше 400 делегатов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Выступавшие на саммите особо подчеркнули благоприятствующие для инвестирования экономики страны факторы, как политическая стабильность, наличие естественно-природных ресурсов, удобное географическое положение страны. 

Торгово-экономические  отношения Казахстана со странами СНГ 

После распада  СССР единое экономическое пространство в его бывших пределах продолжает существовать. Однако во многом сохранение экономических связей между бывшими республиками СССР происходит по инерции. Вместе с тем вопросы экономического сотрудничества в рамках СНГ имеют жизненно важное значение для членов данного политического образования. Без развития торгово-экономических отношений между странами СНГ маловероятен их хозяйственный рост (по крайней мере, в ближайшей перспективе).

Для России особую важность имеет развитие отношений в пределах постсоветского пространства прежде всего с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Первые две из названных бывших советских республик - основные стратегические партнеры России.

Объективными  предпосылками более тесной интеграции России, Украины и Белоруссии (экономической и, возможно, политической) являются общие корни, религия, культура, многовековая история (русские, украинцы и белорусы являются отдельными национальными группами-субэтносами одного народа-этноса) и основные экономические интересы (хозяйства славянских республик имеют схожую территориально-отраслевую структуру, что является основой для развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства; важнейшие коммуникации в западном направлении, обеспечивающие внешнеэкономические связи России, проходят по территории Украины и Белоруссии и т.д.).

Примерно  в такой же степени обречены на интеграцию Россия и Казахстан по причине сложнейшего переплетения их коренных экономических и политических интересов. Почти половина граждан  Казахстана - русскоязычное население. По территории Северного и Центрального Казахстана проходят жизненно важные для России коммуникации: железнодорожные (в том числе Главная Транссибирская) магистрали; автомагистрали; ЛЭП высокого напряжения; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру границ с Казахстаном, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей и топливной промышленности Казахстана в наибольшей степени ориентировано на нужды российской индустрии. Также многие российские и казахстанские машиностроительные предприятия находятся в тесной кооперационной взаимозависимости.

Однако в  последние годы в силу разных причин усиливается процесс дезинтеграции экономик стран СНГ, функционировавших многие десятилетия как составные части единого хозяйственного комплекса. Это не может не иметь отрицательных (а в ряде случаев - катастрофических) последствий для любой из них, в том числе относительно законченных и в наибольшей степени автономных в рамках Содружества хозяйственных систем России и Казахстана.

Данная негативная тенденция в отношениях между  странами проявляется как на макро -, так и на мезо- (то есть между  отдельными административными единицами России и Казахстана) и на микротерриториальном (в пределах административных районов двух стран, составляющих их общую приграничную зону) уровнях.

Ситуация  в области экономических отношений  России и Казахстана имеет ярко выраженную тенденцию к ухудшению. Правительством Казахстана осуществляется активная политика по приватизации крупных государственных предприятий (горнодобывающих, цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительных), которые в своей деятельности были в наибольшей степени ориентированы на связи с российской промышленностью. Российские фирмы очень вяло участвуют в процессе приватизации крупных предприятий казахстанской промышленности, здесь инициативу прочно захватили западноевропейские, американские, японские и южнокорейские компании. Управление тяжелой промышленностью Казахстана таким образом постепенно переходит в руки владельцев из третьих стран, которые мало заинтересованы в сохранении и развитии российско-казахстанских хозяйственных связей.

Экономические и политические позиции России в пределах постсоветского пространства необходимо укреплять в настоящее время, на наш взгляд, именно в Казахстане.  

Уровень отношений  между Россией и Казахстаном  остается одним из самых близких  в СНГ. Идет значительный рост взаимной торговли, львиная доля экспорта казахстанской нефти идет на мировой рынок через территорию России, но вместе с тем существует тенденция ослабления влияния России в Казахстане и вообще в Средней Азии в последнее время (в связи с созданием в регионе военных баз США).

 Все последние  годы в регионе существовал  негласный баланс влияния трех  стран - США, России и Китая.  Влияние Москвы строилось на  доминировании в военно-стратегических  вопросах: только Москва могла  быть для стран региона гарантом  безопасности от угроз терроризма.

Но сегодня  страны Средней Азии в этом вопросе  зависят уже не только от России, но и от США, поэтому происходит изменение  роли России в регионе. Этот процесс  будет происходить и дальше, хотя Казахстан заинтересован в сохранении близких отношений с Россией.

В современных  российско-казахстанских отношениях можно выделить 4 основных направления: взаимодействие в решении общих  политических, экономических, гуманитарных и экологических проблем. При  этом в настоящее время сложились относительно благоприятные предпосылки для развития наиболее актуального для обеих сторон сотрудничества в экономической и экологической областях. Однако реализация возможностей укрепления российско-казахстанских связей в любой из сфер межгосударственного взаимодействия будет эффективно лишь на основе решения общих проблем в политической и гуманитарной областях.

Речь идет прежде всего о реальном выполнении договоренностей между Россией, Казахстаном и другими странами, входящими в 'Союз пяти', по созданию таможенного союза с последующим переходом к его трансформации в общий рынок и далее в экономический союз, а также частичном или полном устранении причин, вызывающих массовую иммиграцию русскоязычного населения из Казахстана в Россию.

На наш  взгляд, в межгосударственных отношениях России и Казахстана более активную роль должна играть российская сторона. Именно от России, по нашему мнению, должны исходить основные инициативы по развитию политического, экономического, гуманитарного и экологического сотрудничества между нашими странами (поскольку для России эти проблемы более актуальны) на самом высоком государственном уровне, принимая во внимание степень централизации власти в Казахстане. 

Будущее страны. 

В стране принята  программа индустриально-иновационного развития на 2003-2005 гг. Ее ближайшие задачи были конкретно намечены в ежегодных послниях Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстан и в программе действий правительства в 2006-2008 гг. по осуществлению стратегии главы государства по вводу Казахстан в число наиболее конкурентоспособных 50 стран мира.  

Таким образом, основные направления будущего развития страны ясно обозначены в речи Президента РК на торжественном собрании, посвященном 15-летию независимости.  

Определены  главные направления развития промышленности, наиболее конкурентоспособные отрасли. Особое предпочтение отдано шести направлениям: строительству, машиностроению, легкой промышленности, информационной и биологической технологии, нефтехимической промышленности. Кроме того, Казахстан приступил к осуществлению собственной космической программы.  

Первый его  результат - запуск в 2006 году первого  казахстанского спутника - стал заметным явлением в жизни страны.  

В целом  индустриально - инновационная программа  обеспечит ежегодный прирост  Отечественной экономики не ниже 9%, увеличит к 2015 году объем валового внутреннего продукта приблизительно в 3,5 раза.  

Одна из предстоящих задач - социальное обеспечение  общества. В этом направлении в  настоящее время проведены мероприятия. В 2005-2007 годы только по этой программе введено в строй 12 млн.м" жилья, обеспечены квартирами более 1 млн. человек.  

За последние 13 лет финансовые расходы на образование  возросли более чем в 10 раз. В 2001 году завершилась компьютеризация школ. К 2007 году большая часть общеобразовательных и преобразовательных школ, колледжей будет подключена к Интернет - сети. Начиная с 2007 года по программе «Болашак» будет получать образование за рубежом три тысячи молодых людей.  

Государство уделяет большое внимание улучшению  состояния здоровья народа. Выполняется программа по обеспечению населения, особенно сельских жителей чистой питьевой водой.  

Большое внимание уделяется развитию научной отрасли, в предстоящие годы финансирование науки возрастет в 25 раз. Особо  следует отметить значительные мероприятия по выполнению государственной программы.  

В настоящее  время на космодроме «Байконур» реализуются  государственные программы строительства  космического комплекса «Байтерек», авиационно - космического комплекса  «Есиль» и проект по внедрению казахстанской связи и распространения информации через спутник «Кас - сат».  

Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан. Среди главных целей и направлений  внешней политики Казахстана — установление тесных экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Все более тесными и крепкими становятся связи Казахстана с такими международными организациями, как Международный и Европейский банки реконструкции, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, ЭСКАТО (экономическая и социальная комиссия по странам Азии и Тихого океана), ОЭР (организация установления экономических связей) и т.д.  

Установив экономические и другие связи, Казахстан  получил возможность включиться во всемирный экономический процесс, основанный на рыночных отношениях. В республике возникли совместные предприятия с США, Турцией, Германией, Англией, Японией и т.д., открылись представительства крупнейших компаний мира. Разработаны и осуществлены проекты совместного освоения природных богатств и внедрения новых технологий в сельское хозяйство. Политическая стабильность, дружба народов, природные богатства стали факторами, способствующими привлечению в страну иностранного капитала.  

Информация о работе Текущая социально-экономическая ситуация в Казахстане