Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:04, реферат
Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.).
Особо сложное положение было в Автономном Крае Косово и Метохия (для краткости АК Косово) на юге Сербии. Там ко времени распада Югославии (1991г.) население на 82% состояло из албанцев, на 11% - сербов и черногорцев, на 3% - славян-мусульман, а так же цыган и др. Преобладание албанского населения в Косово – результат нескольких процессов.
Во-первых, после битвы на Косовом поле в 1389 г., когда сербские войска понесли судьбоносное поражение от наступавших на Балканы турок, сербское население в Косово сократилось. Последующие восстания сербов и войны между Австрийской и Турецкой империями за обладание Балканами сопровождались разорением сербских земель и массовым переселением сербов за Дунай (особенно в конце XVII в.). На опустошенные земли Метохии и Косово с редким славянским населением постепенно стали спускаться с гор албанцы, которые к XVIII в. Уже большей частью были обращены в ислам. В итоге Первой Балканской войны турки были изгнаны с большей части Балканского полуострова. Именно тогда, в 1913 г. было создано независимое албанское государство и установлены существующие и поныне границы с ее соседями – Сербией, Черногорией, Македонией и Греций.
За годы Второй мировой войны в оккупированной фашистами Югославии из Косово и Метохии было изгнано почти 100 тыс. сербов. На их место из Албании, находившейся под протекторатом фашистской Италии, переселили много албанцев. По переписи населения Югославии 1948 г., в Косово и Метохии жило уже 0.5 млн. албанцев (более 2/3 их населения ).
В СФРЮ в составе республики Сербия был выделен Автономный Край Косово и Метохия. По новой конституции страны 1974 г. население края получило еще более широкую автономию (свое правительство, парламент, судебные органы и т.д.). В АК Косово, несмотря на наличие широкой автономии, стал усиливаться албанский сепаратизм и национализм. С 1968 по 1988 г. под давлением албанских националистов Косово вынуждены были покинуть около 220 тыс. сербов и черногорцев.
Во-вторых, численность мусульманского албанского населения росла высокими темпами в результате большого естественного прироста, который был в несколько раз выше, чем у сербов и черногорцев. В 60-х годах XX века в АК Косово наступил демографический взрыв. За 30 лет (с 1961 по 1991 г.) албанское население увеличилось там за счет естественного прироста в 2.5 раза (с 0.6 до 1.6 млн. чел.). Такой быстрый рост повлек за собой обострение в крае жизненно важных социально-экономических проблем. Резко возросла безработица, все более острой становилась проблема земли. Быстро увеличивалась плотность населения. С 1961 по 1991 г. она возросла с 88 до 188 человек на 1 км. кв. Территория Косово и Метохии – район самой высокой плотности населения в Юго-Восточной Европе. В таких условиях обострились межнациональные отношения в крае, усилились выступления албанцев с требованиями выделения АК Косово в отдельную республику. Правительство СФРЮ вынуждено было ввести в АК Косово внутренние войска. В1990 г. скупщина (парламент) Сербии принимает новую конституцию, по которой АК Косово теряет атрибуты государственности, но сохраняет черты территориальной автономии. Албанцы проводят референдум по вопросу о «суверенном независимом государстве Косово», усиливаются террористические акции, создаются вооруженные отряды.
В 1998 г. албанские сепаратисты создают «освободительную армию Косово» и переходят к открытым военным действиям против сербских войск, добиваясь интернационализации «косовского вопроса». Это им удается, и после провала мирных переговоров во Франции, на которых югославская сторона была готова предоставить Косово самую широкую автономию, в марте 1999 г. начинается бомбардировка Союзной республики Югославии авиацией стран НАТО.
Разыгрался новый акт балканской драмы, балканского кризиса. Страны НАТО вместо заявленной цели бомбардировок – предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово – способствовали этой катастрофе. За месяц с начала (март 1999 г.) военно-воздушной операции НАТО против СР Югославии Косово вынуждены были покинуть (по данным ООН) свыше 600 тыс. этнических албанцев. Но трагедия состоит в том, что вооруженный конфликт в Косово ни на шаг не способствовал решению «косовского вопроса»; вместе с тем он нанес огромный урон населению и народному хозяйству СР Югославии.
В конечном счете трагические события на территории бывшей Югославии в последнем десятилетии XX века – это еще один этап борьбы стран НАТО за господствующее влияние на Балканском полуострове.
Основные черты хозяйства.
Большинство стран ЦВЕ (исключая Чехословакию) вступили на путь капиталистического развития позже ведущих стран Западной Европы и накануне Второй мировой войны отнеслись к экономически менее развитым европейским государствам. В их экономике преобладало экстенсивное сельское хозяйство. В годы Второй мировой войны страны региона (особенно Польша и Югославия) понесли большие материальные и людские потери. После войны в результате политических и социально-экономических преобразований они перешли к централизованно планируемому типу хозяйства в отличие от рыночной экономики стран Западной Европы. За почти полувековое развитие (с 1945 по 1989-1991 гг.) в странах ЦВЕ сформировался специфический тип экономики, отличавшийся чрезмерной централизацией управления и монополизацией социальной и экономической сфер жизни.
Значительно поднялся уровень их экономического развития; при этом произошло существенное сближение уровней стран региона. В ходе развернувшейся индустриализации сформировалась новая отраслевая и территориальная структура хозяйства с преобладанием промышленности, в первую очередь ее базовых отраслей. Была создана новая производственная инфраструктура, в первую очередь в области энергетики и транспорта, усилилась втянутость экономики во внешнеэкономические связи (особенно значительно у Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Словении). Однако достигнутый уровень развития был все еще значительно ниже, чем у ведущих стран Западной Европы. При этом по некоторым количественным показателям произошло существенное сближение отдельных стран ЦВЕ с государствами Западной Европы (например, по добыче угля, производству электроэнергии, выплавке стали и основных цветных металлов, производству минеральных удобрений, цемента, тканей, обуви, а также сахара, зерна и др. в расчете на душу населения). Однако сформировался большой разрыв в качестве выпускаемой продукции, в степени внедрения современных технологий и более экономичных производств. Производимая продукция, хотя и находила сбыт в странах региона и особенно на огромном, но менее требовательном рынке СССР, была большей частью неконкурентоспособной на западных рынках. Накопившиеся недостатки структурного и технологического характера (преобладание отраслей, отяжеленных устаревшим оборудованием, повышенной материало- и энергоемкости и др.) привели в 80-х годах к экономическому кризису. Период форсированной индустриализации первых послевоенных десятилетий сменился стагнацией, а затем и падением производства. Начавшийся процесс перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной с заменой во внешнеэкономических расчетах «переводного рубля» на конвертируемую валюту и по мировым ценам имел тяжелейшие последствия для экономики большинства стран ЦВЕ. Оказались в большой мере разрушенными интеграционные экономические связи между странами ЦВЕи республиками бывшего СССР, на которых были в основном замкнуты их хозяйственные системы. Потребовалась коренная перестройка на новой, рыночной основе всего народного хозяйства ЦВЕ. С начала 90-х годов страны ЦВЕвступили Г1 в стадию налаживания более эффективной народнохозяйственной структуры, в которой, в частности, широкое развитие получает сфера услуг. Доля же промышленности в ВВП с 45—60% в 1989 г. сократилась до 25-30% в 1998 г.
Кконцу 90-х годов некоторые более развитые страны ЦВЕ — Польша, Словения, Чешская Республика, Словакия, Венгрия — смогли приблизиться к выходу из кризисного состояния. Другие же (в основном Балканские страны) — были еще далеки от этого. Но даже первая группа стран продолжала сильно отставать по уровню экономического развития от стран ЕС, и на ликвидацию этого отставания потребуется, вероятно, не менее двух десятилетий. О значительных различиях в уровне социально-экономического развития между разными группами стран самой ЦВЕможно судить по следующим данным: на 5 из них (Чешскую Республику, Словакию, Венгрию, Польшу и Словению), которые обладают более 2/5 территории и половиной населения региона ЦВЕ, приходится почти 3/4 ВВП и внешнеторгового оборота, а также 9/10 объема всех прямых иностранных инвестиций.
Промышленность.
Встранах ЦВЕ в 50—80-х годах был создан крупный промышленный потенциал, рассчитанный в основном на покрытие потребностей региона и тесное взаимодействие с народным хозяйством СССР, куда направлялась значительная часть промышленной продукции. Такая направленность индустриального развития отразилась на формировании отраслевой структуры, которая отличалась рядом особенностей.
В ходе индустриализации
были созданы топливно-
Топливно-энергетическая промышленность региона была создана на основе использования местных ресурсов (в большей степени в Польше, Чехословакии, Румынии) и импортных источников энергии (в наибольшей мере в Венгрии, Болгарии). В суммарном топливно-энергетическом балансе доля местных ресурсов составляла от 1/4 (Болгария, Венгрия) до 3/4 (Польша, Румыния). В соответствии со структурой местных ресурсов для большинства стран была характерна угольная ориентация с широким использованием бурых углей низкой теплотворной способности. Это обусловливало более высокие удельные капиталовложения в производстве топлива и электроэнергии и увеличивало их себестоимость.
ЦВЕ — один из крупных угледобывающих регионов мира. Во второй половине 90-х годов в нем добывалось за год более 150 млн. т. каменного угля (130—135 в Польше и до 20—25 в Чешской Республике). Страны ЦВЕ — первый в мире регион по добыче бурого угля (около 230-250 млн. т. в год). Но если основная добыча каменного угля сконцентрирована в одном бассейне (он разделен польско-чешской границей на две неравные части — на Верхнесилезский и Остравско-Карвинский), то добыча бурого угля ведется во всех странах, притом из многих месторождений. Больше его добывают в Чешской Р. и Польше (по 50— 70 млн. т.), Румынии, С. Р. Югославии и Болгарии (по 30—40 млн. т.). Бурый уголь (как и меньшая часть каменного угля) потребляется главным образом на ТЭС близ мест добычи. Там сформировались значительные топливно-электроэнергетические комплексы — основные базы производства электроэнергии. Среди них более крупные комплексы находятся в Польше (Верхнесилезский, Белха-тувский, Куявский, Богатынский), Чешской Республике (Северо-Чешский), Румынии (Олтен-ский), Сербии (Белградский и Косовский), Болгарии (Восточно-Марицкий). В Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Албании в производстве электроэнергии высока доля ГЭС, а в Венгрии, Болгарии, Словакии, Чешской Р., Словении — АЗС. Часть электростанций использует и природный газ (в основном импортный из России, а в Румынии — местный). Производство электроэнергии в регионе достигало в 80-х годах 370 млрд. кВт ■ ч за год. Потребление электроэнергии было существенно больше производства в связи с систематической ее закупкой в бывшем СССР (свыше 30 млрд. кВт ■ ч в год), особенно в Венгрии, Болгарии, Чехословакии.
Страны ЦВЕ были соединены друг с другом высоковольтными ЛЭП и образовали вместе с энергосистемами России, Украины, Молдавии и Белоруссии единую энергосистему. В ЦВЕ создана нефтеперерабатывающая промышленность, достаточная для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах. Она выросла на базе крупных поставок нефти в основном из России, доставляемой по системе нефтепровода «Дружба» (в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию) и по морю из Новороссийска (в Болгарию). Отсюда и локализация более крупных НПЗ на трассах нефтепроводов (Плоцк, Братислава, Сас-халомбатта) или в морских портах (Бургас, Нэвода-ри, Гданьск). Эти НПЗ (мощностью по 8—13 млн. т) послужили основой для развития базисных комбинатов нефтехимической промышленности соответствующих стран. В 90-х годах с уменьшением поставок нефти из России и роста импорта из государств — членов ОПЕК страны ЦВЕ вынуждены были переоборудовать часть мощностей НПЗ, построенных ранее в расчете на российскую нефть.
До Второй мировой войны металлургиябыла представлена в основном предприятиями черной металлургии в чешских и польских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными производителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были построены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной руде. Поэтому они были построены в соответствующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и коксующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35млн. т.
Заводы цветной
металлургии созданы
Масштабы
и структура металлургии
Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и технологического оборудования, электротехнических изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на покрытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (особенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, автобусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскаваторов — Эстония и т. д.