Топливно-энергетический
комплекс основа современного хозяйства
любой страны. В то же время, топливная
промышленность один из главных загрязнителей
природной среды. Особенно сильное
разрушительное воздействие на природные
комплексы оказывают добыча угля открытым
способом и нефтедобыча, а также передача
нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический
комплекс России является лидером и
двигателем экономики страны. Принцип
использования передовых технологий
в цикле добычи и переработки углеводородного
сырья, всегда применялся в отрасли на
всех этапах ее развития. Без него нельзя
обойтись и в современных условиях, когда
конкуренция на рынке велика и приходится
искать наиболее эффективные формы как
самих производственных и бизнес процессов,
так и их управления.
Целью данной работы
является рассмотрение топливно-энергетического
комплекса России.
Понятие
"топливно-энергетический
комплекс", его
структура и значение
Топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая
система добычи и производства топлива
и энергии (электроэнергии и тепла), их
транспортировки, распределения и использования.
От развития
ТЭК во многом зависит динамика,
масштабы и технико-экономические
показатели общественного производства,
в первую очередь – промышленности. Вместе
с тем приближение к источникам топлива
и энергии – одно из основных требований
территориальной организации промышленности.
Массовые и эффективные топливно-энергетические
ресурсы служат основой формирования
многих территориально-производственных
комплексов, в том числе промышленных,
определяя их специализацию на энергоёмких
производствах. С точки зрения народного
хозяйства, размещение ресурсов по территории
неблагоприятно. Главные потребители
энергии находятся в европейской части
РФ, а 80% геологических запасов топливных
ресурсов сосредоточено в восточных районах
России, что обусловливает дальность перевозок
и, в связи с этим, увеличение себестоимости
продукции.
Топливно-энергетический
комплекс имеет большую районообразующую
функцию: вблизи энергетических источников
развивается мощная инфраструктура, благоприятно
способствующая формированию промышленности,
росту городов и посёлков. Но, на долю ТЭКа
приходится около 90% выбросов парниковых
газов, около половины всех вредных выбросов
в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых
в воду, что, бесспорно, не может быть положительным.
Для ТЭК характерно
наличие развитой производственной
инфраструктуры в виде магистральных
трубопроводов (для транспортировки
нефти и нефтепродуктов, природного
газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи.
ТЭК связан со всеми отраслями народного
хозяйства, он использует продукцию машиностроения,
металлургии, связан с транспортным комплексом.
На его развитие расходуется почти 30% денежных
средств, 30% всей промышленной продукции
дают отрасли ТЭКа.
С ТЭК напрямую
связано благосостояние всех граждан
России, такие проблемы, как безработица
и инфляция, ведь в сфере ТЭК
более 200 крупных компаний и более
2 млн. человек занято в его отраслях.
Топливно-энергетический
комплекс является базой развития российской
экономики, инструментом проведения внутренней
и внешней политики, 20% ВВП формируется
за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны
и 50% экспорта России складывается за счёт
реализации топливно-энергетических ресурсов.
Основа экспорта
России приходится на продукцию ТЭК.
Особенно зависят от поставок нефти
и газа из России страны СНГ. В то
же время Россия изготовляет лишь
половину необходимой ей нефтедобывающей
техники и зависит в свою очередь
от поставок энергооборудования из Украины,
Азербайджана и других стран.
Состояние и
технический уровень действующих
мощностей топливно-энергетического
комплекса становятся в настоящее
время критическими. Исчерпали свой
проектный ресурс более половины
оборудования угольной промышленности,
30% газоперекачивающих агрегатов, свыше
50% износа имеет половина оборудования
в нефтедобыче и более 1/3 – в газовой промышленности.
Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке
и электроэнергетике.
Антикризисные
меры в отраслях топливно-энергетического
комплекса предполагают в ближайшие годы
восстановить докризисный уровень и наращивать
добычу ТЭР. Региональная стратегия России
в топливно-энергетическом комплексе
направлена на развитие рыночных отношений
и максимальное энергоснабжение каждого
региона самостоятельно.
Реализацию
государственной политики в сфере
ТЭК осуществляет Министерство энергетики
Российской Федерации и подведомственные
ему организации. [2, 3, 8]
Структура ТЭК:
1. Топливная промышленность:
Нефтяная, газовая,
угольная, сланцевая, торфяная.
В состав нефтяной
промышленности России входят нефтедобывающие
предприятия, нефтеперерабатывающие
заводы и предприятия по транспортировке
и сбыту нефти и нефтепродуктов.
Газовая промышленность
России включает в себя предприятия,
осуществляющие геолого-разведочные работы,
бурение разведочных и эксплуатационных
скважин, добычу и транспотирования, подземные
хранилища газа и другие объекты газовой
инфраструктуры.
Уголь добывается
шахтным способом и в карьерах
– открытая добыча (40% общей добычи).
Наиболее производительный и дешевый
способ добычи угля - открытый (в карьерах),
но, в то же время, он существенно нарушает
природные комплексы.
Структура производимой
электроэнергии распределяется следующим
образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС
– 14%
Сущность
программ "Энергетическая
стратегия России
до 2020г.", "Энергосбережения"
Действующая
Энергетическая стратегия России на
период до 2020 года была утверждена Правительством
Российской Федерации в августе
2003 года.
Главной задачей
"Энергетической стратегии до 2020 года"
является определение путей достижения
качественно нового состояния ТЭК, роста
конкурентоспособности его продукции
и услуг на мировом рынке на основе использования
потенциала и установления приоритетов
развития комплекса, формирования мер
и механизмов государственной энергетической
политики с учётом прогнозируемых результатов
её реализации.
Приоритетами
Энергетической стратегии являются:
· полное и надёжное
обеспечение населения и экономики страны
энергоресурсами по доступным и вместе
с тем стимулирующим энергосбережение
ценам, снижение рисков и недопущение
развития кризисных ситуаций в энергообеспечении
страны;
· Снижение удельных
затрат на производство и использование
энергоресурсов за счёт рационализации
их потребления, применения энергосберегающих
технологий и оборудования, сокращения
потерь при добыче переработке, транспортировке
и реализации продукции ТЭК;
· Повышение финансовой
устойчивости и эффективности использования
потенциала энергетического сектора,
рост производительности труда для обеспечения
социально-экономического развития страны;
· Минимизация
техногенного воздействия энергетики
на окружающую среду на основе применения
экономических стимулов, совершенствования
структуры производства, внедрения новых
технологий добычи, переработки, транспортировки,
реализации и потребления продукции.
В Энергетической
стратегии много внимания уделяется
экологической политике в отношении
ТЭКа с учетом международных стандартов
в этой сфере, в первую очередь
заложенных в Киотском протоколе. Одним
из принципов Энергетической стратегии
является экологическая безопасность.
При этом подразумевается, что развитие
энергетики не должно сопровождаться
увеличением ее негативного воздействия
на окружающую среду. Предусмотрен комплекс
мер в этой области, которые позволят снизить
уровень выбросов в окружающую среду вредных
веществ и парниковых газов, последовательно
ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую
среду и приближая параметры его деятельности
к соответствующим европейским экологическим
нормам.
Потенциал энергосбережения
сосредоточен в следующем: ТЭК, промышленность
и ЖКХ. Когда формируются задачи
развития экономики страны в целом,
то для сохранения нынешней энергоемкости
потребуется в три с половиной
раза увеличить объем производства
энергоносителей. На самом деле потребление
будет увеличиваться всего в полтора раза,
а остальной эффект будет истекать в основном
за счет структурного и технологического
энергосбережения. Основным способом
достижения поставленных в программе
энергосбережения задач является стимулирование
энергосбережения, т.е. предложение властью
участникам отношений в сфере энергопотребления
экономически выгодных для них правил
поведения, обеспечивающих эффективное
использование энергетических ресурсов.
Минэнерго России
разработало комплексный план мер по реализации
политики энергосбережения и повышению
энергоэффективности российской экономики.
План включает пять основных направлений:
- разработка
современной нормативно-правовой
базы;
- формирование
организационных структур;
- государственная
поддержка и создание благоприятного
инвестиционного климата;
- взаимодействие
с бизнес-сообществом и финансовыми
институтами на основе частно-государственного
партнерства;
- информационная
и образовательная поддержка
мероприятий на международном, федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
По каждому
из указанных направлений разработаны
конкретные меры и начат процесс
их реализации.
К примеру, Россия
с 2014 года собирается полностью отказаться
от оборота и производства ламп накаливания,
прозванных в народе "лампочками Ильича".
Таким образом она выполняет наказ президента
Дмитрия Медведева, объявившего лампы
накаливания врагом российской экономики.
[14]
Топливно-энергетический
комплекс: современные
проблемы развития
По разведанным
запасам нефти в 1992 году Россия занимала
второе место в мире вслед за Саудовской
Аравией, на территории которой сосредоточена
треть мировых запасов. Запасы бывшего
СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн.
Из них запасы России - 20,2 млрд. т.
Если учесть
низкую степень подтверждаемости прогнозных
запасов и еще большую долю
месторождений с высокими издержками
освоения (из всех запасов нефти
только 55% имеют высокую продуктивность),
то общую обеспеченность России нефтяными
ресурсами нельзя назвать безоблачной,
Даже в Западной
Сибири, где предполагается основной
прирост запасов, около 40% этого прироста
будет приходиться на долю низкопродуктивных
месторождения с дебитом новых
скважин менее 10т в сутки, что в настоящее
время является пределом рентабельности
для данного региона.
Глубокий экономический
кризис, охвативший Россию, не обошел и
отрасли топливно-энергетического
комплекса, особенно нефтяную промышленность.
Это выразилось, прежде всего, в ускоряющемся
сокращении объемов добычи нефти начиная
с 1989 года. При этом только на месторождениях
Тюменской области - основного нефтедобывающего
региона - добыча нефти снизилась с 394 млн.
тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году.
Нынешнее состояние
нефтяной промышленности России характеризуется
сокращением объемов прироста промышленных
запасов нефти, снижением качества
и темпов их ввода; сокращение объемов
разведочного и эксплуатационного
бурения и увеличением количества
бездействующих скважин; повсеместном
переходе на механизированный способ
добычи при резком сокращении фонтанизирующих
скважин; отсутствием значительного резерва
крупных месторождений; необходимостью
вовлечения в промышленную эксплуатацию
месторождений; расположенных в необустроенных
и труднодоступных районах; прогрессирующим
техническим и технологическим отставанием
отрасли; недостаточным вниманием к вопросам
социального развития и экологии.
Вместе с
тем в отраслях ТЭК сохраняются
механизмы и условия хозяйствования,
не адекватные принципам рыночной экономики,
действует ряд факторов, негативно влияющих
на функционирование и развитие ТЭК.