Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:35, контрольная работа
Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
Наряду с расширением поставок на экспорт, ориентируясь на тенденции развития горнорудной, алюминиевой промышленности и платежеспособный спрос, АО «Сибтяжмаш» разрабатывает и уже изготавливает принципиально новую технику, соответствующую мировым стандартам, такую как штыревые и анодные краны-манипуляторы для цехов электролиза Братского и Красноярского алюминиевых заводов, полярные краны для атомных электростанций нового поколения.
Заключение
Тяжелое машиностроение — это основа промышленности России. И от того как будет развиваться тяжелое машиностроение в немалой степени зависит и развитие экономики страны. В настоящее время отрасли тяжелого машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.
Что же означает интенсивный путь развития в тяжелом машиностроении. Прежде всего он подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.
Одним из средств реализации государственной политики по структурной перестройке экономики является развитие тяжелого машиностроения как многоотраслевого высокотехнологического конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса в интересах укрепления всей экономики.
Основными направлениями государственной научно-технической политики и структурной перестройки в части машиностроения являются: переориентация тяжелого машиностроения в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных видах машин и оборудования, расширение экспортного сектора машиностроения; решение проблем имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности: содействие развитию инфраструктуры российской экономики, необходимой для реализации структурных преобразований.
Важным инструментом оживления производства предприятий тяжелого машиностроения являются федеральные целевые программы, содержащие задания по разработке и освоению в производстве новых эффективных, в ряде случаев не производившихся в России машин и оборудования. Предприятия машиностроения участвовали в 1995 г. в реализации 15 федеральных целевых. инновационных и научно-технических программ, в пяти из которых Роскоммаш является заказчиком. В 1995 г. было принято к финансированию из федерального бюджета 10 программ, в том числе 3 в пределах утвержденной инвестиционной программы и лимитов капитальных вложений по машиностроительному комплексу. На 1996 г. намечалось к финансированию из федерального бюджета 7 программ, в том числе 4 целевые и 3 инновационные.
Однако ограниченное финансирование программ за счет средств федерального бюджета и собственных средств предприятий не позволило реализовать в 1996 г., как и в 1995 г., задания в объемах, предусмотренных федеральными программами.
Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.
Пора подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает тяжелое машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
9