Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения, сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.
Введение …………………………………………………………………....3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЯПОНИИ И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………… 4
1.1. Общая характеристика Японии
1.2. Природно-ресурсный потенциал страны
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ … 10
2.1. Феномен японской экономики и его формирование
2.2 Тенденции и перспективы развития японской национальной экономики на современном этапе
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ И РОССИИ…………………………17
3.1. Внешняя торговля
3.2. Современные внешнеэкономические связи Японии
3.3. Внешнеэкономические связи Японии и Российской Федерации
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….25
Рассмотрим те обстоятельства, которые в наибольшей степени влияют на формирование внешнеэкономической стратегии Японии. В первую очередь специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют факторы «внутреннего» порядка, а именно - структурная перестройка японского хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию.Во-вторых, в последние десятилетия усиливается тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом. Экспорт капитала в данном случае - есть расширение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта. Япония активно наращивает «официальную помощь» развивающимся странам, которая позволяет ей «проторить дорогу» для последующего экспорта японских товаров.
В-третьих, Япония вошла в число крупнейших экспортеров как предпринимательского, так и ссудного капитала. Объем прямых зарубежных инвестиций японских компаний на 2004 г. составил 463 млрд. долл., а общая сумма зарубежных кредитных активов Японии над ее обязательствами в настоящее время превышает 1 трлн. долл. [13, 312].
В-четвертых,
одной из важнейших черт внешнеэкономической
деятельности Японии является расширение
ее участия в международной
Несмотря на перечисленные выше изменения во внешнеэкономической стратегии Японии, японские корпорации продолжают рассматривать товарный экспорт как одно из необходимых направлений хозяйственной активности. С одной стороны, экспорт необходим Японии для реализации произведенной продукции. С другой стороны, по-прежнему сохраняется довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики. и т.д.Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции.
Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.
В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1 %; Южная Корея - 6,1 %; ФРГ - 5,1 %; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4 %; Канада - 3,2 %; Великобритания - 3,1 %; Индонезия - 2,9 % и Гонконг - 2,8 %. Эти страны являются основными контрагентами Японии, как по экспорту, так и по импорту товаров. Торговля Японии с большинством стран носит ярковыраженный «прояпонский» характер. Концентрация экспортной экспансии на ограниченный круг географических и товарных рынков (США, страны ЮВА и ЕС) служит основой торгово-экономических противоречий. В настоящее время до 40 % японского экспорта в развитые капиталистические страны подвергается тем или иным ограничениям.
3.3. Внешнеэкономические связи Японии и Российской Федерации
История экономических отношений России и Японии сложна и противоречива. Несмотря на географическую близость, торговые связи России с Японией не были органически развиты. Первым торговым соглашением России с Японией является договор о торговле и мореплавании 1895 г. В 1913 г. на долю Японии приходилось всего 0,3% товарооборота России. Уже в 1930 г. товарооборот с Японией возрос в 6 раз (до 25 млн. руб.), торговый баланс был положительным для СССР. По мере ухудшения двусторонних отношений торговля постепенно свертывается, за исключением середины 30-х годов, когда осуществлялись поставки товаров по соглашению о продаже Японии КВЖД, и к 1941 г. фактически была сведена на нет.
Первое послевоенное десятилетие торговые связи между СССР и Японией были незначительными. Качественно новый этап развития торгово-экономических связей начался после заключения 6 декабря 1957 г. Торгового договора, который определил основные принципы торговых операций, включая предоставление режима наибольшего благоприятствования.
По мере развития торгово-экономических связей между Россией и Японией их организационно-правовая база пополняется новыми инструментами. Наиболее важные из них — генеральные соглашения о проектах сотрудничества на компенсационной основе, а также кредитные соглашения, заключаемые для финансового обеспечения поставок японской промышленной продукции в Россию для разработки природных ресурсов Дальнего Востока.
Создание договорно-правовой основы торгово-экономических связей между Россией и Японией обусловило расширение взаимного товарооборота и диверсификации форм сотрудничества. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование торгово-политических основ сотрудничества.
Объективными предпосылками поступательного развитая российско-японских торгово-экономических связей на протяжении большей части последних десятилетий выступали взаимодополняемость экономической и внешнеторговой структур партнеров, географическая близость.
Основу российского экспорта в Японию традиционно составляют лесные товары, уголь, нефть и нефтепродукты, текстильное сырье. На долю этих товарных групп приходится подавляющая (до 80—85%) часть стоимости российского экспорта. В структуре российского импорта из Японии основными на протяжении последних десятилетий остаются машины и оборудование, продукция черной металлургии, химические товары, текстильные полуфабрикаты и изделия. На долю этих товарных групп постоянно приходится до 80-90% стоимости импорта.
В 2004-2005 гг. внешнеэкономические отношения с Японией стали особенно теплыми. Прошло несколько встреч и конференций, положивших начало абсолютно новым политико-экономическим отношениям среди стран.
21
ноября 2004 г. прошла японо-российская
встреча на высшем уровне в
рамках саммита АТЭС. Премьер-министр
Японии Дзюнъитиро Коидзуми, находящийся
с визитом в Сантьяго (Чили) для участия
в саммите АТЭС, провел встречу с Президентом
Российской Федерации Владимиром Путиным.
Во время нынешней японо-российской встречи
на высшем уровне, первой после встречи
глав двух государств в ходе саммита на
о. Си-Айленд в июне, обсуждались вопросы
двусторонних отношений, прежде всего
вопрос мирного договора, а также проблема
Северной Кореи и другие вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие выводы:
Примерно с середины 70-х годов в японской экономике начались процессы глубоких изменений, затронувшие и все ее отрасли, и механизм воспроизводства в целом. Все эти сдвиги в совокупности позволяют сделать вывод о том, что в Японии началось формирование качественно новой модели экономического развития, так называемого «японского чуда».
Вот основные черты данной модели экономики:
А) Процессы перестройки внутреннего сектора японской экономики;
1.
Одной из самых важных и
очевидных черт новой модели
является резкое усиление
2.
Крупные сдвиги в отраслевой
структуре производства и
3.
Резкое усиление влияния НТП
на все сферы японской
Б)
Процессы перестройки
1.
Глубокая перестройка
2.
Перестроечные процессы в
Как
показали события последних лет,
в поисках выхода из создавшегося
положения Япония пошла по пути дальнейшей
структурной перестройки
Очевидно, что это приведет к дальнейшему возрастанию роли НТП в обеспечении дальнейшего экономического роста, к усилению процессов интенсификации в различных сферах японской экономики, ускорит структурные сдвиги и подтягивание уровня развития отстающих отраслей, будет способствовать все большей интернационализации японской экономики и т. д.
Таким образом, все преобразования в рамках «японского чуда» в целом будут содействовать все более полному развертыванию новой модели экономического развития.
Важно
отметить, что тема «японского чуда»
интересна с точки зрения возможности
применения некоторых ее составляющих
в условиях экономических преобразований
в России. Но здесь нужно учесть и национальный
менталитет японского народа, которых
сыграл немаловажную роль в переходе на
новую модель развития экономики в Японии.
По мере развития торгово-экономических
связей между Россией и Японией их организационно-правовая
база пополняется новыми инструментами.
Наиболее важные из них — генеральные
соглашения о проектах сотрудничества
на компенсационной основе, а также кредитные
соглашения, заключаемые для финансового
обеспечения поставок японской промышленной
продукции в Россию для разработки природных
ресурсов Дальнего Востока. Объективными
предпосылками поступательного развитая
российско-японских торгово-экономических
связей на протяжении большей части последних
десятилетий выступали взаимодополняемость
экономической и внешнеторговой структур
партнеров, географическая близость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ