Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 12:32, реферат

Описание

Япо́ния официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Работа состоит из  1 файл

Япония.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

Цветная металлургия

Цветная металлургия, практически все производства которой  материало- и энергоемки,  а также экологически опасны, оказалась в наибольшей  степени  подвержена в Японии реорганизации.   Очень   сильно   сократилась выплавка цветных металлов (например по алюминию она упала за 80-е годы с 770 тыс. т до 32,4 тыс. т). Происходит скрапирование производственных  агрегатов,   вынос  производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые  крупные предприятия   размещаются   в   старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

Химическая  и нефтеперерабатывающая  промышленности

Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности также тяготеют к основным  центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими  и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Йокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных  промышленных  центров   в  составе промышленных  комплексов  вместе с металлургическими   заводами   и   электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был  построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами  химической   промышленности являются   другие   города   Южной   и   Центральной Японии   — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю.  Современное химическое  производство специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

Машиностроение

Машиностроение   Японии  довольно разнообразно,   в    нем сохраняется большая    роль    модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства,  занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие отрасли.

В отраслях машиностроительного  комплекса в настоящее время  выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.

Судостроение, специализировавшееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных программ реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судостроения — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.

Предприятия автомобильной  промышленности в последние годы несколько снижают выпуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стоимости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Германии и др. Важнейшими центрами автомобилестроения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агломерации Кэйхин.

Развито в Японии общее  машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промышленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализируется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и некоторые другие центры общего машиностроения — Хиросима, Фукуока.

Радиоэлектронная  и электротехническая промышленность

Размещение предприятий  радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентировано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продукции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспортные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором становится ориентация на научно-технический потенциал крупных городов. Ведущие предприятия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.

Предприятия прочих промышленных отраслей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относительно равномерно, ориентируясь как на местное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем определенная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный характер.

Сельское  хозяйство

В сельской местности проживает 22% населения страны, однако лиц, для которых сельскохозяйственный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП постоянно сокращаются(Приложение 7).

В сельском хозяйстве  используется 16% земельного фонда, наиболее крупные равнины — Канто, или  Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельности. Исключение составляют кооперативы и сельскохозяйственные фирмы, большая часть которых работает в пригородном животноводстве.

Основную часть  продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га).

Японское сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и особенно технических культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов.

Для первых характерно распространение птице- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14). Среди вторых выделяются крупнейший район выращивания риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и некоторые другие.

Большое значение в  жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов (Приложение 20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах (Приложение 21).

Несмотря на высокий  показатель лесистости Японии, более  половины потребностей в древесине покрывается за счет импорта; в лесном хозяйстве занято всего 0,2% ЭАН (Приложения 17,18,19).

Транспорт

Достижения японской промышленности были бы невозможны без адекватного развития транспорта. Его техническая база в целом находится на высоком уровне. Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место выдвинулся автомобильный транспорт: около 70% пассажиро- и более   50%   грузоперевозок  (1997).  Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показателю плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%, на грузовые — 30, на автобусы — 1%.

Очень важную роль в  интенсивном экономическом развитии и урбанизации Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает второе место по объему пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии используются мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные дороги, общая протяженность которых составляет 20 тыс. км, отличаются высоким уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено воздушными кондиционерами.

В Японии действует  уникальная железнодорожная система сверхскоростных суперэкспрессов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока на юге страны.

В настоящее время  все четыре главных острова страны соединены между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными — через систему мостов и тоннелей.

Второе место по объему грузоперевозок занимает морской каботаж — на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке пассажиров ничтожно маю — 0,4%.

Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи, занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».

В стране насчитывается  несколько десятков крупных морских  портов. Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки, Хакодате, Тиба.

Хотя удельный вес  авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.

При этом если в 1980 г. внутренние авиаперевозки пассажиров составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в середине 90-х годов доля международных авиаперевозок пассажиров увеличилась до 15% за счет туризма со второй половины 80-х годов. Что касается грузовых авиаперевозок, то за тот же период доля международных возросла с 42 до 52%. Доля японских авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до 33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.

Наиболее крупные  аэропорты — Нарита и Ханэда в  Токио, Кансай в Осака, а также  в Саппоро, Фукуока, Окинава.

Связь

К концу 80-х годов  Япония вышла на второе место в  мире после США по уровню развития средств связи. Новые виды электронных коммуникаций — кабельное телевидение, факсимильная, мобильные телефоны, электронная почта и другие — очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высокий и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность электронной почты и Интернета.

Наряду с прогрессом в области информационно-вычислительной техники появление новых видов связи оказало огромное влияние на развитие и размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование значительно повысило оперативность и эффективность управления производством, позволив полнее учитывать изменения на рынке и быстрее на них реагировать. Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автоматизированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиабилетов; на транспорте — системы автоматизированного управления доставкой грузов. В банковской сфере были автоматизированы операции с вкладами, внедрена система автоматизированных расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана межбанковская электронная сеть взаимных расчетов и обмена финансовой информацией, организованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи.

Внешнеэкономическая торговля

Япония —  одна из крупнейших торговых держав мира. По объему внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8% мирового экспорта. Внешняя торговля играет очень большую роль в экономическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные показатели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее экспортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении — около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное оборудование(Приложения 24,25).

Информация о работе Япония