Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:03, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.
В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.
Введение ……………………………………………………………………….…3
1. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко……………………4
2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12
3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики
А. С. Макаренко………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26
— строение коллектива;
— взаимоотношения в коллективе;
— педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;
— нравственное и трудовое воспитание;
— стиль работы;
— самоуправление, традиции;
— индивидуальный подход к детям.
Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре, но вой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом [2].
Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди. Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.
Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ.
Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности.
Опираясь на взгляды
— участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
— но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.
Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.
В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.
Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.
“Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.
А. С. Макаренко считал, что игра
имеет для ребенка такое же
значение, как для взрослого “
Он предлагал не торопиться “отвлекать
ребенка от игры и переводить на
рабочее усилие и на рабочую заботу”.
Но вместе с тем, говорил он, нельзя
проходить мимо того факта, что бывают
люди, которые приносят “из детства
в серьезную жизнь игровые
установки”. Поэтому нужно так
организовать игру, чтобы в процессе
ее у ребенка воспитывались “
Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае,, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.
Говоря о руководстве детскими
играми, А. С. Макаренко указывал, что
сначала родителям важно
Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:
1. Игрушка готовая или
2. Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.
3.Самый благодатный игровой
элемент — это различные
В игровой деятельности детей дошкольного
возраста необходимо комбинировать
эти три типа игрушек, считал Макаренко.
Он так же подробно анализировал содержание
игр младших и старших
А. С. Макаренко уделял огромное внимание
вопросам семейного воспитания. Он
утверждал, что семья должна быть
коллективом, в котором дети получают
первоначальное воспитание и который,
наряду с учреждениями общественного
воспитания, влияет на правильное развитие
и формирование личности ребенка. Макаренко
утверждал, что только в тон семье
дети получат правильное воспитание,
которая сознает себя частью советского
общества, в которой деятельность
родителе?! рассматривается как
Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.
В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим [3].
Родители, как уже говорилось, должны
проявлять к детям
Заключение
А. С. Макаренко справедливо
А. С. Макаренко сыграл огромную роль
в развитии советской педагогической
науки. Исходя из учения основоположников
марксизма-ленинизма и
Творческий опыт А. С. Макаренко, как
и его педагогические произведения,
является прекрасным убедительным доказательством
превосходства советской
Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем [4].
Список использованной литературы