Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:27, контрольная работа

Описание

Значительное изменение социального заказа привело к пересмотру целей и задач обучения, которые направлены на оптимальное развитие каждого ребёнка, а это осуществляется через использование активных форм обучения.
Главный акцент ставится на активное включение в деятельность самих детей. В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать

Работа состоит из  1 файл

активные методы о.docx

— 16.61 Кб (Скачать документ)

 

 Значительное изменение  социального заказа привело к  пересмотру целей и задач обучения, которые направлены на оптимальное развитие каждого ребёнка, а это осуществляется через использование активных форм обучения.  
Главный акцент ставится на активное включение в деятельность самих детей. В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя, не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.  
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».  
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. 
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. 
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.  
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. 
Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. 
Очень часто в новом УМК проблему ставят перед детьми герои интриги и вместе с ними находят её решение. 

2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. 
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.  
Можно использовать элементы метода проектов, начиная со второго класса. При обучении детей работе с графическим редактором Paint, предлагаются им следующие задания: оговаривается тема рисунка, который они должны создать, проговариваются приемы, инструменты для проведения работы.

В третьем классе при изучении текстового процессора, ребятам предлагаются проекты  по теме «Поздравительная открытка».

Во  время защиты проекта учащиеся демонстрируют  осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант  её решения, аргументировано и чётко  отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

 

 

 
               3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. 
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. 
Ценность интерактивных методик состоит в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие, практику), то есть «целостного человека».

 

 

4. Игровые  технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.  учебные кроссворды

Игра, может проводиться  на разных этапах урока. В начале урока  цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может  носить поисковый характер. Это формирует  коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. 
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как «Урок-игра», «Урок-викторина», «Урок-сказка», «Урок-путешествие», «Деловая игра». 
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 
Нижеописанные игры использовались мною не только в качестве демонстрации для объяснения сложных тем и тренажёров для закрепления пройденного материала, но и  для снятия у детей усталости и напряжения, что является немаловажным в современных условиях жизни наших детей.

1.Игра «Назови пять  признаков»

2. Игра «Отсортируй  бусины»

3. Игра «Угадай  свойство»

Составь алгоритм к сказке 


Информация о работе Активные методы обучения