Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:33, контрольная работа

Описание

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и отвественных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Содержание

Активное обучение
история возникновения
дидактические предпосылки
принципы построения образовательного процесса активного типа
Активные методы обучения
Принципы учебного процесса с использованием активных методов
Классификация методов активного обучения

Работа состоит из  1 файл

Тема 6 Активные методы обучения.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Методы активного  обучения могут использоваться на различных  этапах учебного процесса:

1 этап – первичное  овладение знаниями. Это могут  быть проблемная лекция, эвристическая  беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль  знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование  профессиональных умений, навыков  на основе знаний и развитие  творческих способностей, возможно  использование моделированного  обучения, игровые и неигровые методы.

Применение тех или  иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая  классификация имеет практический смысл в той мере, в какой  помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует  отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено  тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Теперь рассмотрим такие  основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.

Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод»6. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»7.

Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский под методом обучения понимают «последовательное чередование способов взаимодействи учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала»8.

М.Н.Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами»9.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности учащихся.

Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности10.

Активность  обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательная  активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.

Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся11, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Активные методы обучения предполагают использование такой  системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение  готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

Учитель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию  и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

1 Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. С. 34.

2Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975

3 Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.

4 Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 1996. С. 93.

5 Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

6 Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000. С. 57.

7 Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987. С. 278.

8 Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984. С. 303.

9 Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. С. 187.

10 Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: Совершенство, 1998. С. 154.

11 Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

 


Информация о работе Активные методы обучения