Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:02, статья
Движущей силой прогресса в XXI веке стала Личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития всё дальше уходят от чётких схем классового и общественного деления общества, характерных для человечества ХХ века. Роль Личности в истории всё больше становится определяющей в самых массовых процессах и движениях.
Несколько мыслей о театральной педагогике сегодня
Хотя эти заметки
написаны о театральном образовании
и связаны в первую очередь
с тем, каким должен быть новый
театральный вуз, но, возможно, и
преподаватели других учебных заведений,
и даже не гуманитарных, увидят здесь
перекличку со своими проблемами. Процессы
в обществе во многом едины...
Движущей силой
прогресса в XXI веке стала Личность,
индивидуальность человека. Многовариантность
сегодняшнего мира, взаимопроникновение
общественных групп, наций, экономических
моделей развития всё дальше уходят от
чётких схем классового и общественного
деления общества, характерных для человечества
ХХ века. Роль Личности в истории всё больше
становится определяющей в самых массовых
процессах и движениях.
Ещё более явственно
проявляется эта тенденция в
современном театре. Всё сложнее
классифицировать спектакли с точки
зрения жанровых схем, видов театра,
драма тесно переплетается с
балетом, мюзиклом, кукольным театром,
театром пластики, импровизация становится
основой сценического произведения
и на уровне драматургии. Уходит в
прошлое «общее» представление
о том, как надо играть Чехова, Островского,
Шекспира. Доминирующим всё больше
становится авторский, личностный взгляд
на произведение. В области организации
театра также наблюдается разрушение
привычной модели стационарного
репертуарного театра, антрепризный
принцип создания спектакля прочно вошёл
в сегодняшнюю жизнь. Одни и те же актёры,
художники, композиторы работают в проектах
совершенно полярных по принципам режиссёров,
в диаметрально противоположных по решению
спектаклях. Сегодня театры различаются
не столько по стилю творчества всей труппы,
по творческой платформе коллектива, сколько
по позициям режиссёров, лидеров.
Эти тенденции не
могли не отразиться и на театральной
школе, на процессах воспитания актёров
и режиссёров. Если раньше каждый театральный
вуз имел свою творческую манеру, отличительные
особенности подготовки, заметные сразу,
то теперь практически невозможно отличить
стиль игры выпускников разных театральных
школ, он зависит в гораздо большей
степени от личности педагога, от индивидуальности
актёра.
В театральном образовании
сегодня наблюдаются два
Принципиально возросли
требования и к внутренней психотехнике
актёра. Приблизительное «
Всё возрастающий уровень
требований к технологической подготовке
актёра, уровень «школы» сочетается
сегодня со второй тенденцией - развитием
индивидуальности Художника, активным
личностным началом уже в образовательном
процессе. Как ушли в прошлое «средние»,
«нормальные» постановки, так не интересен
становится «средний» актёр и режиссёр,
профессионал, лишённый индивидуальности,
своего взгляда на мир, на театр, на произведение
искусства. «Общепринятое», «правильное»
мнение в искусстве вытесняется авторской
позицией, театром Личности, театром Художника.
Зритель сегодня идёт в театр смотреть
не Вампилова, Мольера, Гоголя, а то, как
авторов увидел и прочёл тот или иной режиссёр,
художник, как играет именно этот актёр.
Принципиально важным в искусстве становится
не «Что» и даже не «Как», а - «КТО». Именно
«Кто» в театре сегодняшнем и завтрашнем
определяет и «Что» и «Как». Не Островский
вообще, а Островский, поставленный П.
Фоменко; не князь Мышкин, а князь Мышкин
Е. Миронова; не «Гамлет», а «Гамлет» П.
Штайна - таков сегодняшний взгляд на театральные
явления. И воспитание художников сцены
обязательно должно меняться с учётом
этих процессов, в нём на первый план также
выходит личностный фактор, индивидуальность
преподавателя и студента, вопрос «КТО».
Названные проблемы
подготовки профессионалов театра будущего
заставляют переосмысливать многие
устоявшиеся традиционные подходы
к театральному образованию. И первое,
что нуждается в изменении - само
название образовательного процесса.
Неверно сегодня говорить об «обучении»
актёров и режиссёров. Это термин предполагает
освоение молодым человеком уже имеющихся,
«правильных» образцов, способов игры,
методик подхода к роли, решению спектакля.
Одним словом, обучить можно тому, что
уже создано, проверено и является образцом.
«Обучение» тяготеет к худшему пониманию
«школы» как «школярства», к нивелированию,
к выравниванию разных индивидуальностей
по одним меркам.
Творческий же подход
начинается тогда, когда создаётся
ещё не бывшее, новое, открывающееся
- в самом артисте или в
Разумеется, категорическое
противопоставление этих двух подходов
и терминов может довести до абсурда,
когда прошлые достижения театральной
педагогики окажутся зачёркнутыми, а
любое, даже совершенно бессмысленное,
но «новое» должно приветствоваться.
Многолетний опыт подготовки профессионалов
театра был и остаётся единственно
возможной основой для любого
развития российской театральной школы,
методическое богатство, накопленное
педагогами - и теоретиками, и практиками
- безусловная ценность мирового театра
XXI века. Профессия актёра, режиссёра
требует овладения множеством навыков,
которым надо последовательно и
настойчиво именно обучать будущих
мастеров сцены. Перефразируя пушкинского
Сальери, «только ремесло может
стать подножием Искусства». Да и
первые попытки самостоятельного проявления
начинающих на 90% - ещё не явления
искусства, не позиция творца, а элементарная
неграмотность, беспомощность, особенно
учитывая крайне низкий образовательный
и культурный уровень сегодняшних
абитуриентов.
И всё же воспитательный,
комплексный и индивидуальный подход
к будущему Артисту - основа сегодняшней
стратегии театрального образования.
Не количественные, а качественные
показатели должны быть мерилом педагогической
деятельности. Не цифры приёма и
выпуска, а неповторимость художника
сцены, увиденная на приёмных экзаменах,
получившая современную техническую
и интеллектуальную основу, развившаяся
в течение учёбы и выросшая
до индивидуальной позиции в искусстве
- об этом должны думать преподаватели
учебных заведений искусства. Вообще
количественные показатели в педагогике
- явление вчерашнего дня. Театральный
вуз должен оцениваться не по тому,
сколько он выпустил артистов, а
по тому, насколько они оснащены
технологически и насколько индивидуальны,
неповторимы дипломированные
Художник сцены XXI
века должен быть неповторимой творческой
Личностью, в совершенстве владеющей
технологическими навыками своего искусства.
Именно такой двунаправленный
педагогический процесс должен стать
основой современных учебных
программ, методических разработок, вообще
подхода к воспитанию. Представляется,
что акцент на личность, на воспитание
индивидуальности должен доминировать
сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная
школа без такого подхода превращается
в нечто бесформенное, когда коллективистских
ценностей советского периода уже нет,
а персонального воспитания человека
ещё нет, и не предвидится. В области же
школы профессиональной - и средней специальной,
и высшей - современная действительность
настойчиво подталкивает к переходу от
количества к качеству. Не нужны физики
вообще, нужны яркие учёные. Уже не нужно
потоками выпускать инженеров, нужны такие,
которые будут востребованы в конкурентной
среде завтрашнего рынка. В области же
гуманитарной индивидуальность правила
бал всегда, даже когда воспевалось коллективное
творчество, приоритет единомыслия. А
сегодня это требование личной неповторимости,
базирующейся на высочайшей профессиональной
технике, становится не просто желательным,
а единственно возможным для реализации
своей жизни в искусстве.
Александр Зубов
Информация о работе Александр Зубов: "Несколько мыслей о театральной педагогике сегодня"