Алгоритм проектирования учебного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание

1. Анализ предыдущего занятия с целью выявления проблем

2. Выбор темы следующего учебного занятия с учетом проведенного анализа

3. Осуществление целеполагания

4. Определение типа урока и его структуры

5. Определение методов на каждый этап урока

6. Определение средств, которые будут использованы во время учебного занятия

Работа состоит из  1 файл

Алгоритм проектирования учебного занятия.docx

— 34.04 Кб (Скачать документ)

Алгоритм проектирования учебного занятия

 

1. Анализ предыдущего  занятия с целью выявления  проблем

 

2. Выбор темы  следующего учебного занятия  с учетом проведенного анализа

 

3. Осуществление  целеполагания

 

4. Определение  типа урока и его структуры

 

5. Определение  методов на каждый этап урока

 

6. Определение  средств, которые будут использованы  во время учебного занятия

 

7. Определение  оптимального темпа ведения урока

Примеры формулировки обучающих целей:

  • Дать начальное (или первичное) представление о …;
  • Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
  • Закрепить понятия (знания)…;
  • Обобщить (систематизировать) знания …;
  • Углубить следующие представления …;
  • Расширить знания…;
  • Обеспечить усвоение…; (указать, какие ОК и ПК будут формироваться:ОК4, ПК2, ПК5…)

 

Развивающие цели

  • На уроке способствуем развитию:

- речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами;

- мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии:

- сенсорной  сферы. Это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

  • двигательной сферы. Это овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений
  • способностей (творческих, специальных),
  • коммуникативных умений

 

Примеры формулировки воспитательных целей:

 

  • Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
  • Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
  • Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
  • Подвести учащихся к пониманию того, что сопереживание сочувствие, сострадание, соучастие, содействие - формы гуманистического отношения между людьми.
  • Подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек имеет право на личностное пространство: как в образовательном учреждении, так и дома.

При проектировании можно  придерживаться следующих последовательных этапов:

I этап. Роль урока в структуре изучения темы . Какую роль в структуре изучения темы урок играет. Это связано с главной дидактической задачей урока. Можно выделить следующие задачи:- ввести учащихся в проблематику курса, раздела, темы;

- показать значимость проблем, начать изучение наиболее общих понятий; - обеспечить первичное осмысление нового содержания;- выработать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности; - повторить главное в теме или разделе; - обобщить знания, привести их в систему; - контроль и учет знаний учащихся.

Соответственно  задачам выделяются следующие типы уроков:- Вводный урок.- Урок предъявления и изучения нового материала. - Урок применения знаний. - Урок обобщающего повторения и систематизации знаний. - Урок проверки знаний и умений.

II этап.  Постановка целей. Цель - это образ желаемого результата, при этом необходимо, чтобы эта цель была достижима. Цели урока могут ставиться в двух планах - в рамках предмета (учебные задачи) и на внепредметном уровне (педагогические задачи). При проектировании должны выполняться следующие требования к цели: - цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна. Пример абстрактной цели: сформировать математическое мышление. Пример конкретной цели: открыть способ умножения чисел;

- цель  должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению;- цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет.

Мы выделяем следующие  цели: - обучающая цель – сформировать представления; показать; раскрыть; развивающая  – развивать умения; воспитательная – воспитать; сформировать ценностные ориентации; подвести к мысли.

III этап. Планирование результатов обучения. Требования к результатам обучения должны быть выражены в личностно – деятельностной форме:

  1. что должны знать учащиеся после изучения темы урока, например: понятия; персонажи;

факты; явления; процессы; даты;

  1. что должны уметь, например: характеризовать; объяснять; называть; определять;  составлять;

проводить; соблюдать правила; показывать на карте.

IV этап. Выбор метода обучения. Типология методов обучения - объяснительно иллюстративный;- эвристический; - проблемный метод; - исследовательский, модельный;

программированный.

V этап. Отбор подходящей организационной формы урока. Определение формы урока связано с возможностями учебного материала, источников информации, местом урока в теме, его связью с другими уроками, уровнем образованности учащихся, учебным временем, отводимым на изучение темы. Исходя из этого, определяется форма урока:

  1. Традиционные – с элементами: лабораторной работы, дискуссии, решением проблемных заданий и т.д.
  2. Лекция позволяет дать глубокое, последовательное изложение главного в содержании данного урока, в некоторых случаях – раскрыть ключевые положения блока.
  3. Семинар дает возможность учащимися под руководством учителя обсудит важнейшие вопросы темы на базе ранее полученных знаний, предварительного изучения рекомендованных источников.
  4. Лабораторное занятие – уроки самостоятельной работы с печатными источниками (учебником, документами) – гуманитарные предметы; естественные – с реальными объектами.
  5. Практические занятия – на основе применения теоретических знаний организуется решение познавательных задач и анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике, а также рассматриваются результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.
  6. Итоговое (зачетное) собеседование – учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявлять уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.
  7. Ученическая конференция, в рамках которой готовятся доклады (сообщения учащихся по индивидуальным темам).
  8. Урок – диспут – публичный спор на общественно – важную тему.
  9. Игровые формы (ролевые, деловые, имитационные игры) – процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.

VI этап. Определение формы организации познавательной деятельности. Выделяются следующие виды формы познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная;
  • парная.

VII этап. Отбор средств обучения. Отбор средств обучения - т.е. то материально – техническое обеспечение урока, которое может дать максимальный эффект в усвоении учебного материала.

VIII этап. Разработка структуры урока. Прописывается план изучения нового материала. Определяется время каждого этапа урока, деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке.

Деятельность учащихся (приемы и средства деятельности ученика):

  • участие в беседе;
  • составление планов, таблиц;
  • чтение текста учебника;
  • решение проблемы;
  • решение задач;
  • составление структурно – логической схемы;
  • составление тезисов, конспекта;
  • выявление причинно – следственных связей;
  • анализ и обобщение;
  • соотношение 2-х рядов информации;
  • установление последовательности событий;
  • обобщающая характеристика;
  • оценочное суждение;
  • выделение существенных признаков;
  • соотношение термина и определения.

IX этап. Содержательное наполнение урока. Некоторые приемы изложения новой темы:

  • повествование (рассказ, сюжетное сообщение)
  • описание (характеристика, картинное, аналитическое описание);
  • объяснение;
  • беседа (вводная, аналитическая, эвристическая).

X этап. Создание  измерителей

Создание измерителей - самая трудная и часто невыполняемая  часть проекта. Это требование помогает понять первое требование - конкретности. Если  поставлена абстрактная цель, измерители к ней подобрать невозможно и в самом процессе поиска таких измерителей становится очевидной абсурдность такой постановки цели. Поэтому не стоит возражать, если учитель ставит цель урока "воспитание творческой личности", просто необходимо в этом случае  потребовать от учителя дать измерители "творческой личности", чтобы в конце урока проверить, удалось ли учителю достичь своей цели. В проекте обязательно должны предусматриваться те или иные диагностические процедуры, демонстрирующие уровень достижения поставленных целей.

Результатом работы является поурочный план  преподавателя

Проект  урока 

I этап Роль урока в структуре изучения темы

тема урока: «».

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая задача: обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.


Педагогическая  задача раздела «Первое знакомство с компьютером»: привести учащихся к пониманию того факта, что…

 

Цели урока:

        1. Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера:
        • назначение системного ПО, назначение ОС и программ, которые относятся к системному ПО;
        • назначение программ, которые относятся к прикладному ПО;
        • назначение систем программирования.
        1. Развивающая – развить умения определять, к какому программному обеспечению относится любая программа.
        2. Воспитательная – воспитывать культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта;
        • воспитание информационной культуры.

 

После изучения темы учащиеся должны

  • знать:
        • структуру программного обеспечения;
        • понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;
  • уметь:
        • отделять задачи системного характера от задач прикладного характера;
        • понимать с помощью, каких программных средств, какие информационные задачи можно решать.

 

Типология методов обучения: объяснительно-иллюстративный.

 


 

 

Форма урока: школьная лекция.

 

 

 


 

 

Форма организация  познавательной деятельности: фронтальная.

 

 


Средства  обучения:

        • учебник И.Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001; §§ 10,11.
        • компьютеры с установленной операционной системой MS DOS, Windows XP и операционной оболочкой Norton Commander.

 


План изучения нового материала:

        1. Понятие «программное обеспечение».
        2. Базовое программное обеспечение и его назначение.
        3. Системное программное обеспечение и его назначение.
        4. Назначение программ прикладного программного обеспечения.
        5. Системы программирования.


 

Прием изложения  новой темы: объяснение с элементами описания.

 

 

 


 

 

 

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность 

учащихся

Организационный момент

1,5 мин.

  1. Определение темы урока, целей урока.
  2. Требования к оформлению опорного конспекта и записи основных определений.
  1. Мотивация познавательной деятельности.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Изучение нового материала с элементами повторения ранее изученных понятий

34 мин.

  1. Понятие «программное обеспечение»
    • объяснение учителя;
    • повторение понятий: внешняя память компьютера.

Работа с учебником, осмысление понятия.

  1. Базовое программное обеспечение и его назначение
    • объяснение учителя;
    • повторение понятий: ПЗУ, внутренняя память компьютера.

Запись в тетради опорного конспекта, осмысление понятий.

  1. Системное программное обеспечение и его назначение
    • объяснение учителя:
      • понятие системного ПО;
      • понятие операционной системы и ее назначение;
      • типы ОС;
    • демонстрация элементов работы неграфической ОС MS DOS и неграфической оболочки NC, графической ОС Windows XP;
    • объяснение учителя:
      • антивирусные программы и их назначение;
      • программы архиваторы и их назначение;
      • драйвера и их назначение;
      • утилиты и их назначение.

 

 

Запись в тетради опорного конспекта.

Работа с учебником.

Анализ алгоритма работы ОС с компьютерной игрой.

Сравнение возможностей неграфической и графической ОС.

 

 

 

 

Запись определений в  тетрадь, осмысление понятий.

  1. Назначение программ прикладного программного обеспечения
    • объяснение учителя:
      • понятие прикладного ПО;
      • текстовые редакторы и процессоры;
      • графические редакторы;
      • СУБД;
      • табличные процессоры;
      • бухгалтерские программы;
      • обучающие программы;
      • тестирующие программы;
      • компьютерные игры, …

 

 

Запись в тетради опорного конспекта.

Классификация программ, относящихся к прикладному ПО.

  1. Системы программирования
    • объяснение учителя;
    • организация работы с учебником.

 

 

Работа с учебником.

 

 
Домашнее задание

1 мин.

  1. Учебник - §§ 10, 11, ответить на вопросы к параграфам.
  2. Дописать опорный конспект (примеры программ прикладного ПО, примеры систем программирования), используя учебник и дополнительную литературу – всем учащимся.
  3. Составить структуру программного обеспечения домашнего ПК – учащимся, которые имеют компьютеры.

Работа с дневником.

Рефлексия

 

3,5 мин.

  1. Мотивация значимости данной темы в ряду других тем раздела «Первое знакомство с компьютером».
  2. Фронтальный опрос с использованием технологии тестирования
    1. Программное обеспечение компьютера делится на виды:

1) операционное  и инструментальное;

2) операционные  системы и операционные оболочки;

3) обучающие  программы и прикладные программы;

4) системное, системы программирования, прикладное, базовое.

    1. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав:

1) прикладного  программного обеспечения;

2) системного  программного обеспечения;

3) систем  программирования;

4) уникального  программного обеспечения.

    1. В прикладное ПО входят:

1) языки  программирования;

2) операционные  системы;

3) совокупность  всех программ, установленных на компьютере;

4) текстовые  редакторы.

    1. Операционная система - это:

1) совокупность  основных устройств компьютера;

2) система  программирования;

3) комплекс  программ, управляющих работой компьютера;

4) программа  для уничтожения компьютерных вирусов.

Мотивация.

 

 

 

 

Определение классификации ПО.

 

 

 

 

 

 

 

Определение вида программного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

Выделение программ прикладного  характера из программ системного характера и систем программирования.

Определение понятия ОС.

Информация о работе Алгоритм проектирования учебного занятия